Минтранс планирует включить в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) положения о введении штрафов для водителей электросамокатов за нарушение правил дорожного движения. Такое предложение связано с тем, что нынешние формулировки в законодательстве позволяют водителям самокатов уходить от ответственности. «Вечерняя Москва» разбиралась, какие ограничения уже действуют для водителей самокатов и зачем нужны поправки к закону.
Появились штрафы
С 1 марта в России стали действовать обновленные правила, призванные обезопасить людей, передвигающихся на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ). В частности, появились такие ограничения:
- максимальная скорость электросамокатов — 25 километров в час;
- перевозимый груз не должен выступать за пределы самоката более чем на 50 сантиметров;
- отдельные знаки для водителей электросамокатов;
- регламентированные места передвижения самокатов;
- дети до 7 лет должны ездить в сопровождении взрослых, а дети в возрасте от 7 до 14 лет имеют право передвигаться на СИМ самостоятельно везде, кроме обочин и дорог. С 14 лет им разрешено ездить везде.
За нарушение соответствующих правил водителей самокатов могут оштрафовать. Например, при наезде на пешехода или причинении легкого вреда здоровью их оштрафуют на сумму до 1500 рублей. При более легком правонарушении можно отделаться штрафом в 800 рублей (например, при переезде по пешеходному переходу) или в 1000 рублей (в частности, при создании помех для транспорта). Если водитель самоката нарушил правила, будучи в нетрезвом виде, сумма штрафа составит от 1000 до 1500 рублей.
Согласно новым поправкам к законодательству, наезд на пешехода или столкновение двух СИМ не относят к ДТП, поэтому компенсировать ущерб нужно в гражданском порядке. При этом в случае столкновения СИМ с автомобилем нужно вызвать ГИБДД, так как в таких ситуациях страховая компания собственника автомобиля может компенсировать ущерб здоровью или возместить повреждение самоката.
Не все гладко
Адвокат Сергей Радько в беседе с «Вечерней Москвой» отметил, что в нынешнем законодательстве действительно есть пробелы в отношении самокатов.
— Самокаты и прочие СИМ напрочь выпали из правого поля, несмотря на то что с 1 марта их внесли в ПДД в качестве транспортных средств. Получается парадокс: СИМ, с одной стороны, стали транспортными средствами, и их владельцы стали называться водителями транспортных средств. С другой стороны — СИМ не относятся к транспортным средствам, требующим права управления, а по статье 12.29 отвечают пешеходы, велосипедисты и пассажиры (в скобках сказано: за исключением водителей транспортных средств). Получается, что в ПДД водители СИМ указаны как полноценные участники движения, но под действие КоАП не подпадают, — объяснил специалист.
По мнению собеседника «ВМ», во избежание разной трактовки закона стоит ввести для СИМ отдельную статью в КоАП.
При этом штрафы можно оставить аналогичными тем, которые сейчас применяются в отношении велосипедистов, уверен эксперт.
— Я думаю, что размеры штрафов для владельцев СИМ должны быть такими же, как для велосипедистов. По сути, это одни и те же транспортные средства. Кто бы что ни говорил, мол, самокаты более опасны, чем велосипеды, — нет, это не так. Есть практика касательно велосипедистов, подтверждающая, что ничего изобретать не нужно: достаточно ввести такие же штрафы, указав в КоАП отдельно водителей СИМ, — пояснил юрист.
Велосипедист может понести максимальное наказание при причинении вреда жизни и здоровью по его вине — в этом случае его ждет штраф в размере 1500 рублей, заметил собеседник «ВМ». Согласно закону, велосипедистов могут оштрафовать и за другие нарушения. Например:
- передвижение по проезжей части;
- наезд на пешехода;
- проезд пешеходного перехода, не спешившись.
Размер штрафов за такие нарушения небольшой — от 500 до 1000 рублей, подчеркнул эксперт. Однако на практике штрафуют велосипедистов крайне редко и только во время рейдов, потому что угнаться за ними сложно. По тротуару за ними бегать никто не будет, как и гоняться на патрульном мотоцикле или автомобиле, подчеркнул специалист.
Такая же проблема есть и в отношении самокатов, отметил эксперт.
— Возникает вопрос, как реализуются штрафы, ведь никакие камеры не выявляют нарушения со стороны водителей самокатов. Значит, должны быть живые инспекторы. Понятно, что это тоже нереально: ГИБДД должна успевать следить за дорогами (пока что камеры не решают всех проблем). Пока ответа на этот вопрос нет, — заключил Радько.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
Главное, чтобы купальник сидел: звезды на курортах продемонстрировали новые пляжные тренды
«Щемящее чувство покинутости»: что такое синдром одиночки и как с ним справиться