Найти тему
Друг для друга Курск

В гибели батискафа «Титан» увидели загадочные совпадения с судьбой «Титаника»

Оглавление

19 июня в Атлантическом океане пропал батискаф «Титан», который отправился на глубину 3,8 километра исследовать обломки «Титаника». На борту находились пять человек, суммарное состояние которых может достигать десяти миллиардов долларов. Некоторым, как режиссеру фильма «Титаник» Джеймсу Кэмерону, кажется, что параллели с произошедшей 111 лет назад катастрофой выглядят почти сверхъестественными.

Трагическая судьба батискафа «Титан», который потерпел крушение в 487 метрах от «Титаника», взбудоражила весь мир. Подводный аппарат компании OceanGate перестал выходить на связь 19 июня, примерно через 1 час 45 минут после погружения. На борту были пять человек – два члена экипажа и три пассажира.

Как и в 1912 году, все надеялись, что судно и людей спасут. Поиски шли три дня. Но 22 июня были обнаружены обломки батискафа. Позднее компания OceanGate признала экипаж погибшим, а в Береговой охране США заявили, что судно взорвалось.

Причиной катастрофы стало высокое давление, возможная разгерметизация и последовавшая за ней имплозия – взрыв, направленный внутрь: батискаф раздавило, как консервную банку.

-2

Страсть к исследованиям и деньги

К обломкам затонувшего более века назад «Титаника» отправились пять человек. На борту находились авантюрист и миллиардер Хэмиш Хардинг, основатель и идеолог владеющей батискафом компании OceanGate Стоктон Раш, миллиардер пакистанского происхождения Шахзада Давуд с сыном Сулеманом и подводник Поль-Анри Наржоле. Суммарно состояние экипажа батискафа «Титан» может достигать десяти миллиардов долларов, подсчитали в агентстве РИА «Новости». На затонувшем «Титанике» тоже плыли богатейшие пассажиры.

Складывается впечатление, что на глубину почти 4000 метров отправились люди с большими деньгами, но без знаний – как будто бы от скуки. На самом деле 77-летнего Наржоле называли Мистер Титаник, потому что он погружался к обломкам 37 раз и как никто другой знал, как именно проходят такие погружения.

Миллиардер Хэмиш Хардинг летал в космос с Джеффом Безосом и поставил рекорд по количеству проведенного на максимальной глубине времени: он вместе с напарником опускался в Марианскую впадину.

Что касается Давуда, то он, среди прочего, финансировал проект SETI, занимающийся поиском внеземных цивилизаций. Стоктон был инженером, пилотом, участвовал в нескольких подводных экспедициях и неоднократно лично тестировал свой подводный аппарат.

Все члены экипажа, кроме 19-летнего сына Давуда, должны были хорошо понимать связанные с погружением риски.

«Титан» возил туристов к обломкам уже два раза: в 2021 и 2022 годах. Проблемы с потерей связи и вопросами безопасности возникали и раньше, однако Стоктон и его команда не придавали им особого значения. Нынешнее погружение стало для батискафа третьим – и последним.

Жена владельца «Титана» оказалась правнучкой жертв «Титаника»

New York Times обнаружил связь между владельцем компании OceanGate Стоктоном Рашем, пилотирующим батискаф, и погибшими на «Титанике» в 1912 году пассажирами.

   Погибшие пассажиры Титаника Исидор и Ида Штраусы
Погибшие пассажиры Титаника Исидор и Ида Штраусы

Жена Стоктона – Венди Раш – является праправнучкой магната розничной торговли Исидора Штрауса, совладельца универмага Macy's, и его жены Иды. Они прожили вместе около 40 лет и погибли во время крушения «Титаника».

Штраусы считались одними из самых богатых людей на борту лайнера. Но, несмотря на свое положение в обществе, они более чем достойно повели себя во время катастрофы. Морской офицер предложил обоим супругам занять места в шлюпке, муж отказался, желая разделить участь мужчин. Он уступил свое место в шлюпке со словами, что уже прожил и увидел немало. Увидев это, от спасения отказалась и его жена.

Ида спасла свою горничную Эллен, отдав ей свое меховое манто и усадив рядом с отплывающими. Позже тело Исидора опознали около канадского города Галифакса, ближайшего населенного пункта от места трагедии, и доставили в Нью-Йорк. Тело Иды так и не нашли.

Венди Раш, урожденная Венди Холлингс Вейл – потомок одной из дочерей Штраусов. Венди вышла замуж за Стоктона Раша в 1986 году. Она является членом правления благотворительного фонда компании и директором по коммуникациям. За последние два года женщина сама участвовала в трех экспедициях OceanGate к обломкам «Титаника».

Режиссер Джеймс Кэмерон предупреждал об опасности батискафа

Говоря о катастрофе на «Титане», режиссер Джеймс Кэмерон, который неоднократно спускался к обломкам «Титаника», отметил поразительное сходство событий, которые развернулись в одном и том же месте сейчас и в начале прошлого века. В обоих случаях убаюканные мощью современных технологий владельцы судов и богатые пассажиры наплевали на необходимые меры безопасности.

Еще до обнаружения обломков Кэмерон понял, что батискаф не спасти, и даже поговорил об этом с российским океанографом Анатолием Сагалевичем, который, как и он, дружил с подводником Полем-Анри Наржоле, оказавшимся на борту батискафа.

«Многие люди в сообществе были очень обеспокоены этой подлодкой, а ряд ведущих инженеров-глубоководников даже писали письма в компанию, где говорилось, что то, что они делают, слишком экспериментально, нуждается в сертификации и так далее. Я просто поражен сходством этого с катастрофой «Титаника», – написал Кэмерон.

Лайнер «Титаник» затонул в ночь на 15 апреля 1912 года. Эта катастрофа унесла жизни полутора тысяч человек и до сих пор считается третьей в истории человечества по масштабу потерь, если не считать военных. С тех пор как легендарный корабль пошел ко дну во время своего первого путешествия, его история не дает покоя исследователям, ученым и авантюристам по всему миру.

Теперь к подводному мемориалу «Титаника» присоединился и батискаф «Титан» – будто кровавое подношение Атлантике и напоминание, что стихия беспощадна и жестоко наказывает за гордыню.

-4

Сирены Атлантики и миллионеры

В 1912 году, когда «Титаник» спустили с верфи в североирландском Белфасте, он считался шедевром кораблестроения: его называли непотопляемым. Интерьеры помещений для пассажиров, особенно пассажиров первого класса, отличались изысканностью. Над главной лестницей, ведущей в ресторан, высился изящный стеклянный купол в стиле ар-деко, стены были обшиты деревянными панелями с резьбой, в дверях – стеклянные витражи, полы устилали дорогие ковры. К услугам гостей были спортивный зал, бассейн и даже турецкая баня в восточном стиле. На борту имелось огромное количество продовольствия, а меню поражало разнообразием. Путешествовать еще роскошнее было просто невозможно, поэтому на палубах прогуливался весь свет высшего общества Великобритании и США.

Как известно, единственным, чего не предусмотрели создатели корабля, было нужное количество спасательных шлюпок. Они могли вместить лишь половину находившихся на борту людей.

На «Титанике» среди пассажиров первого класса, как и на «Титане», были видные миллионеры-авантюристы, которые даже после столкновения с айсбергом не верили, что непотопляемое судно идет ко дну. Например, свой последний вояж на нем совершил эксцентричный изобретатель Джон Джекоб Астор IV, запатентовавший несколько изобретений, в том числе велосипедные тормоза, и участвовавший в разработке турбины двигателя судна. В 1894 году он сочинил роман «Путешествия в другие миры», в котором описаны экспедиции к Сатурну и Юпитеру в 2000 году. По необычному совпадению Хэмиш Хардинг в некотором роде воплотил фантазии Астора, совершив суборбитальный полет, и, как и он, исчез в безднах Атлантики.

Знамения

Обломки «Титаника» обнаружил в 1985 году исследователь Роберт Баллард. Именно он первым спустился к кораблю и изучил его останки при помощи батискафов и подводных роботов. Совершив две экспедиции к лайнеру и более 30 погружений, Баллард в 1986 году заявил, что даже не помышляет о том, чтобы когда-либо вернуться к «Титанику». Как и Кэмерон, Баллард был и остается членом основанного в 1904 году нью-йоркского Клуба первооткрывателей. Во время одного из погружений он оставил на носу «Титаника» табличку с призывом оставить судно в покое.

Однако в покое «Титаник», конечно, не оставили. К нему десятки раз спускались самые разные люди, а французские специалисты даже подняли со дна несколько сотен артефактов.

Еще один член нью-йоркского Клуба первооткрывателей – Ричард Гэрриотт, который в 2004 году стал первым космическим туристом и побывал на МКС, говорил, что лишь спустившись к «Титанику», понял, что такое опасность стихии.

«Во время погружения к «Титанику» я по-настоящему ощутил, что опасность реальна. Мы оказались под кормой и смотрели на обломки, когда внезапно врезались верхушкой батискафа прямо в корабль. Вода стала мутной, мы потревожили руины лайнера, и нас вдруг прижало ко дну. И тогда мы узнали правду о мерах безопасности, потому что оказалось, что неважно, сколько балласта мы сбросим, нам никогда не удалось бы подняться на поверхность через обломки корабля. Мы не могли ни запустить воздушный буй, ни послать радиосигнал. Невозможно было связаться с внешним миром, и нас невозможно было найти под кормой. Я подумал, что таким может быть мой конец», – рассказывал Ричард Гэрриот.

Странности и домыслы

Зловещая аура окружала корабль как будто бы еще до его постройки и спуска на воду. Начать с того, что в греческой мифологии, откуда и были взяты имена и «Титаника», и «Титана», боги Олимпа сокрушают могучих титанов и низвергают их в морскую пучину.

История «Титаника» обросла массой мифов, проверить которые иногда нет возможности, поскольку корабль лежит на огромной глубине, и даже повреждения корпуса невозможно исследовать детально. С этим связаны версии о том, что причиной катастрофы был не айсберг, а немецкая подводная лодка, торпеда, пожар и взрыв в котельной. Однако странностей и мистических совпадений вокруг корабля хватает, даже если не увлекаться конспирологическими теориями.

Так, в ту ночь были невероятно редкие погодные условия. Согласно теории, описанной в журнале Sky and Telescope, причиной появления аномально большого количества айсбергов в 1912 году в Атлантике могло стать особое взаимное расположение Солнца, Земли и Луны, которое повторяется лишь раз в 1400 лет. Сближение небесных тел вызвало максимально высокий прилив, из-за которого в Гренландии от ледяного шельфа откололось множество айсбергов.

«Титаник» столкнулся с так называемым черным айсбергом, который недавно перевернулся. Он был гладким и темным, с включением земли и песка. Обычный айсберг был бы белым, и заметить его не составило бы труда. Однако черный айсберг безлунной ночью оказался практически невидимым. Капитан Смит проигнорировал несколько предупреждений о дрейфующих поблизости льдинах и вел корабль на максимальной скорости, поскольку был уверен, что до этих широт они не доплывают.

Остается лишь гадать, можно ли считать трагические судьбы двух кораблей с похожими названиями наказанием океана за человеческую гордыню или же причиной случившегося стала обычная глупость, помноженная на неблагоприятные обстоятельства.

v1.ru, lenta.ru

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1498/planet/003923/.

Архив статей газеты ~ № 27 (1498) 4 июля ~ 2023 год.