1 июля соцсети взорвались возмущениями курян: люди жаловались на очереди на остановках, на долгое ожидание автобусов и отсутствие привычных маршруток. В Курске начала работать новая маршрутная сеть. Из-за множества жалоб ситуацию на контроль даже взяла прокуратура. Многие прогнозировали, что самое страшное произойдет в первый рабочий день – понедельник. Но этого не случилось. Горожане постепенно стали привыкать к тому, что в некоторые микрорайоны без бесплатной пересадки не добраться. Помогло и решение временно вернуть часть коммерческих маршруток.
Губернатор ехал в Дом Советов на автобусе
2 июля губернатор Роман Старовойт сообщил, что дал поручение создать оперативный штаб, который займется дополнительным информированием курян и помощью в переходе на новую маршрутную сеть. Глава региона напомнил: транспортная реформа готовилась долго, шли многочисленные общественные обсуждения, велась профессиональная экспертная проработка и утверждение новой системы транспорта «Несмотря на все это, многие до сих пор не понимают принципов работы действующей с 1 июля схемы», – заметил губернатор.
Первым шагом оперштаба стало решение вернуть часть коммерческих маршрутов на самые загруженные направления. В понедельник вышло 80 автобусов. Стоит учесть, что на них нет льготного проезда и бесплатной пересадки. «Это временная мера, – отметили в минтрансе. – Старые автобусы будут ездить, пока в Курск не прибудут новые. Ожидается, что это произойдет до конца лета».
Владелец галереи «АЯ» Олег Радин предложил всем чиновникам ездить на работу на общественном транспорте. Его идею поддержал политолог Владимир Слатинов. Он подчеркнул, что транспортная тема является важнейшей в повестке дня региональной власти. «Поэтому все руководство исполнительной власти должно показать свою готовность протестировать ее ход на себе лично. Причем на пике, а понедельник, 3 июля, будет пиковым. Это повысит доверие и к самой реформе, и к региональной исполнительной власти в целом», – написал Слатинов в соцсетях.
Утро понедельника для многих сотрудников областного правительства и городской администрации, подведомственных учреждений и депутатов началось с общественного транспорта. На работу на автобусе ехал и Роман Старовойт. Вместе с первым замминистра транспорта Александром Васильченко он сначала посетил диспетчерский пункт. После чиновники сели в автобус на улице 50 лет Октября. Пассажиры воспользовались моментом и обратились к Старовойту с просьбами. Например, продлить маршрут, вернуть остановки по требованию.
Накануне глава регионального минтранса Сергей Солдатенков говорил: маршрутная сеть пока работает в тестовом режиме. Пообещал, что мнения жителей учтут.
1,5 миллиарда неучтенной налички
Тему новой маршрутной сети продолжили на оперативном совещании в Доме Советов 3 июля. Зам-губернатора Алексей Дедов рассказал, что сотрудников администраций, добиравшихся на работу общественным транспортом, попросили заполнить специальные формы, указав все замечания.
– По их оценке, скопление людей (более 30 человек) наблюдалось на 7% остановок, – привел он предварительные результаты. – 71% сотрудников воспользовались новыми автобусами. В 53% случаев автобусы были полные, в 27% – заполнены сидячие места, в остальных были свободны и сидячие места. 90% сотрудников ожидали автобус на остановке не более 20 минут. При этом 85% сотрудников воспользовались при оплате банковскими катами. 64% добирались до работы не более 30 минут, 36% – до часа ехали на работу. Общее впечатление такое: 29% опрошенных оценили работу маршрутной сети на 5 баллов, 27% – на 4 балла, 23% – на 3 балла, 20% оценили транспортное обслуживание как плохое.
Подняли и вопрос стоимости проезда. Роман Старовойт объяснил, почему при безналичном расчете куряне платят 25 рублей, при наличном – 31 рубль.
– В стоимость проезда заложено много затрат. Это зарплата водителям, предрейсовые медосмотры, стоимость автобуса, учитывая лизинговые и кредитные схемы, техобслуживание и уборка транспорта, работа депо и ремонтных бригад. Если все это учитывать, то стоимость проезда должна быть 70 рублей, – сказал губернатор. – Мы понимаем, что такая сумма легла бы тяжелым бременем на курян. Поэтому из бюджета области компенсируется проезд каждого пассажира. То есть вы платите 25, а разницу покрывает бюджет.
Что касается наличной оплаты, то в идеале после каждой смены водитель должен деньги сдать в бухгалтерию. «Там проводят инкассацию средств – нужно доставить наличные в банк, где они принимаются, передаются в кассы и также зачисляются на счет перевозчиков. Администрирование этих процессов тоже не бесплатное. В итоге на счет перевозчика попадало всего 27–28 рублей, – пояснил Старовойт, добавив, что это в лучшем случае. – Не секрет, что ранее 90% наличных платежей либо присваивались водителями «ПАЗиков», либо передавались перевозчикам, которые никак официально их не проводили, с этих средств не уплачивали налоги. По самым скромным подсчетам, за прошлый год 1,5 миллиарда рублей сработано «в серую». Поэтому наша задача – максимальное число транзакций перевести на безналичную оплату – для контроля. Это удобно и пассажирам, и водителям».
Губернатор озвучил и основные, на его взгляд, проблемы транспортного нововведения. «Люди стоят по полчаса и ждут автобус по маршруту, которого уже не существует, – заметил Роман Старовойт. – В то же время проходит несколько автобусов, но человек не знает, что это его транспорт. Наша задача – достучаться до таких пассажиров, объяснить, что нужно пользоваться другими маршрутами. Что касается пересадок. Маршрутная сеть оптимизирована, чтобы избежать большое количество дублирующих маршрутов. Пассажиров, которым реально требуется пересадка, – не более 20%. Учитывая, что это некоторые неудобства, мы и приняли решение сделать в течение часа пересадку бесплатной. Причем не одну, а две».
Михаил ХРОМОВ
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1498/new/018360/.
Архив статей газеты ~ № 27 (1498) 4 июля ~ 2023 год.