- Вань, а Вань...
- Чё?
- Ужинать иди, хватит уже там копаться. А то, глядишь, до воды докопаешься, и вместо сортира колодец будет!
Иван, крепкий, широкий в плечах, пожилой мужчина выпрямил спину и, задрав голову вверх ответил: « Яма готова почти... Маленько подравняю и всё. Ты иди, я скоро».
- Аааа... Ну тебя...
Петровна потопталась немного на краю с опаской заглядывая в глубокую яму, на дне которой орудовал муж и, махнув рукой, вернулась в дом.
А её супруг, поплевав на крепкие мозолистые ладони, обоими руками ухватился за лопату, поднял её и опустил со всей мочи в податливую зеленоватую песчаную почву. Подравняв яму окончательно и с удовлетворением оглядев плоды своего труда, Иван начал подниматься наверх. Примерно в полуметре от поверхности, прямо напротив лестничной перекладины Иван вдруг наткнулся взглядом на причудливого петушка, притулившегося на сером с прозеленью куске чугунины, затесавшийся среди слоя рыжеватой, маслянистой на вид глины.
-Не понял...
Мужик мотнул головой. Закрыл глаза. Снова открыл.
- Точно. Петух. И во... Цветочек...
Начал рьяно окапывать вокруг. Пока на свет не появился небольшой чугунный ларь, на котором сквозь комки грязи проступали витиеватые узоры. Иван дрожащими руками поднял его на поверхность и аккуратно водрузил на дощатый стол под развесистой дулиной.
Вытер ладонью покрывшийся испариной лоб и громко окрикнул жену: «Маруусь! Подь сюда!»
- Чё?
- Иди, говорю, быстро!
- Некогда мне,- откликнулась жена,- варенье закипает.
- Варенье у ней, подь говорю. И не дождавшись, бросился сам в летнюю кухню.
- Марусь, я это... Кажись клад нашел.
- Ну всё... Допился, ирод. Прям в яме уже приложился?
- Да иди, говорю,- он с силой потянул её за руку,– глянь... Я, главное, поднимаюсь, гляжу – петух. Думал показалось.
- Какой петух? Ты там чё, совсем уже? Можа там чекушку кто для тебя прикопал?
- Чекушку... Глянь сюда,– мужик мотнул головой в сторону стола,- во...
- Чё эт?
- В яме, в глине лежал.
Мария ошарашено уставилась на ларь. Потом, будто одумавшись воскликнула: «Так чё не открываешь то, придурочный! Открывай!»
- Дык это... Боязно чёт... Мало ли чего там...
- Да хватит уж...
Женщина сама попыталась открыть. Крышка не поддавалась.
- Никак...
Иван сбегал за стамеской. Ловко поддел ею крышку и перед взором стариков предстали покрытые вековой пылью серебряные и золотые монеты. Петровна осторожно вытянула одну. На ней красовался профиль какой-то дородной женщины. Потёрла полой затёртого халата и прочитала : « Б.М. Елизаветъ 1. императрица»... С другой стороны – двухглавый орёл, а сверху - 1742...
- Ого. Ну ничё се...
- Ага.
Петровна схватила клад и поспешно скрылась в доме. Подальше от любопытных соседских глаз.
Старики решили подальше спрятать находку, не решаясь что либо предпринять...
- И чего теперь делать то будем?,– почесал лысину дед Иван,– сдавать надо,а?
- Ты погоди. Подумать надо. Разузнать как следует. Чё почём... А уж потом сдадим...
- Ну... Ладно...
- Слухай, хорошо то как вышло, да?
- Дааа... Леночке подмогнём.
- Ага. Пускай дитё хоть жильё себе купит.
- А Митяшке на машину, да? Он то давно мечтает.
- И Кате на глаза. Она давно уж хочет от очков ентих избавиться, да?
- Да...
- А нам с тобой то чего?
- Да у нас то вроде и есть всё...
- А холодильник. Давно наш зилок поменять то пора.
- Ну... Ладно и себе чуть оставим... На холодильник.
- А можа...
- Чё?
- Баньку б новую поставить. А то энта, наша то, завалится скоро совсем.
- Ну...Не знаю... Хватит ли, денег то...
- Вань...
- Ну?
- А можа ещё Маринкиной девочке дадим.
- Какой ещё Маринке?
- Ну, энта, с Садовой улицы. Слыхала я деньги собирают они на лекарству дорогущую. У ней тама лекемия чтоль, чего то прям совсем плохое, говорят, только это лекарства и помочь может, а стоит бешеных деньжищ. Дом вроде продают из-за этого.
- Давай, подмагнём. Дело то хорошее... Только надо узнать чё почём. С дитями посоветуемся. Дааа...
Ларец сунули под печку.
Они и не догадывались, что всё это время за ними следили из-за забора два прищуренных любопытных глаза. Куст разросшейся смородины очень удачно прикрыл присевшего на корточки плюгавенького пожилого мужичонку.
- Вадя... Иди обедать,- позвала его визглявым голосом его супруга, и вдруг осеклась,- ой, чё эт ты тут.
- Да тихо ты.
- Чего?.- перешла та на шепот,– у этих чтоль чё?
- Не поверишь...Кажись энтот дурень клад нашел.
- Вот везёт же дуракам,а? Эээххх, а тута... Не знаешь откудова денег взять... Ну надо же...
- Ладно, пошли уж, они в хату умелися...
- А чего нашел то?
- А я знаю... Какой то ларец или коробку с какими то петушками...
- От ба узнать чё тама внутрях, да Вадь?
- Да.
- Так рази скажут...
- От всегда энтому Ваньке везло. И на пенсию раньше тебя ушел по горячей сетке и всё то у них растёт как на дрожжах в огороде и вона... Теперь клад нашёл, гад какой... А землица то помнишь, где он яму то копает, мой деда его отцу уступил. Наша то землица. И клад наш должен был быть.
- Да рази тут докажешь чего. По документам то теперь тю-тю, его земля то...
Тот злополучный клад не давал покоя Вадику. Мысли о нём не выходили из его завистливой головы. Он мечтал... Вот бы найти тоже какие-нибудь каменья драгоценные или золото... Купил бы себе дом двух... нет, трёхэтажный. Лужайки там, бассейн... Можно б тогда и за Катькой из депо приударить... Дааа...
В субботу Мария с Иваном уехали в город.
- Чё там у них? На базар похоже двинули. Они всегда по субботам на базар ездят. Иль к детям. Вырядились, ты глянь-ка...
Тут Вадим заметил, что окно, выходящее в на задний двор открыто. Оно так и манило, звало к себе. Иди, Вадик, возьми своё... Душонка его не выдержала. Он перелез через забор и влез в пустой дом. Остановился посреди комнаты, почесал лысеющую макушку и начал поиски. Через полчаса поисков, изрядно вспотев, он наконец то нашел ту самую коробочку, что видел в руках соседа. Дрожащими руками вытащил ларец и опрометью бросился домой.
Соседи вернулись вечером и даже не удосужились проверить спрятанное...
А Вадим, открыв дома сворованную шкатулку аж расплакался от счастья, увидев её содержимое. Но счастье его длилось совсем недолго.
Ночью, воришке не спалось. Слушая мерное посапывание жены из другой комнаты, Вадим мечтал о новой жизни...
-Во дураки, вам,– он скрутил комбинацию из трёх пальцев в сторону соседского участка,– а не денежки. И не докажут ничего,– кто видел, что была шкатулка,– никто. А если и была! Почему не сдали государству...
Уже минуло двенадцать и тусклый лунный свет просочился в комнату сквозь чуть покачивающиеся от небольшого дуновения ветерка тюлевые занавески, как Похолодало. Послышались тяжелые, шаркающие шаги. Вадиму вдруг стало не по себе. Прислушался. Жена спит. Снова... Топ... Топ... Остановился... Тяжелое дыхание прямо над ухом. Около кровати появился тёмный силуэт высокого мужчины. Широкие плечи, огромные ладони сжаты в кулаки. Мужик не выдержав напряжения, взвизгнул и не нашел ничего лучшего, как натянуть одеяло на голову. Вдруг, кто-то сильной рукой сдёрнул его с щуплого тела Вадика и со злостью в голосе произнёс: « Шкатулку верни, паршивец, не тебе дадено»...
- А чё, верни... Почему ему то,– осмелел Вадик,– мож мне нужней... И вообще, кто ты такой тут мне ко.... Но договорить он не успел.
Хозяин клада, купец первой гильдии Парфён Поликарпыч С..., спрятавший ту злополучную шкатулку прямо перед своей внезапной кончиной, ухватил ледяными пальцами за лямки трикотажной майки и потянул с силой на себя. В нос Вади ударил запах тлена, сырой земли и чего-то потустороннего. Волосы на его голове зашевелились от страха.
Над ухом прошелестело: « Не вернёшь, буду каждую ночь приходить, у меня времени вечность. Не для того я за это золото жизни лишился, чтоб моё богатство какому-то вору досталось, понял?»... Он с силой тряхнул его ещё раз.
- Да понял, понял я...
Утром Вадим явился с повинной к соседям. Вернул удивлённым старикам ларец и опустив глаза удалился восвояси.
Старики распорядились кладом по совести. И детке больной помогли, и своих детей с внуками не обидели и себе маленько осталось...
А душа хозяина клада, много лет тенью бродившая около своего богатства и решившая недавно расстаться с ним наконец и отдать тому, кто его достоин, устав маяться между мирами, спокойно покинула этот мир и ушла туда, где её уже давно заждались...
По давно заведённой привычке, делюсь с вами, мои дорогие, ссылочками на другие мои публикации -