Найти тему
Авиационное обозрение

Основные особенности советского учебно-тренировочного самолета Ил-28У.

Здравствуйте. Первым советским крупносерийным реактивным фронтовым бомбардировщиком стал Ил-28. Это была действительно уникальная машина для своего времени, отлично сбалансированная по своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям. Ее серийное производство было развернуто сразу на нескольких авиационных заводах. Набранные темпы выпуска военной техники, позволили в кратчайшие сроки провести полное перевооружение фронтовой бомбардировочной авиации на реактивные самолеты нового поколения. Сразу же начались работы по модернизации базового варианта бомбардировщика и разработка узкоспециализированных машин на его основе (к примеру различных летающих лабораторий, самолета радиотехнической разведки и т. д.). Всего было подготовлено более десяти различных модификаций, в соответствии с заданными специализациями. Часть из них оставались в единичных экземплярах, а некоторые запускали в массовое серийное производство. Особое место среди созданных вариантов (предназначенных преимущественно для решения боевых задач), занимала учебно-тренировочная модификация Ил-28У. Она была необходима для обучения летного состава (как в строевых частях, так и курсантов летных училищ). Подобная "летающая парта", как нельзя кстати способствовала скорейшему освоению новейших реактивных бомбардировщиков. ОКБ С. В. Ильюшина получило задание на проектирование такого самолета еще осенью 1949 года. Уже к весне 1950 года, для проведения этапа летных испытаний, был подготовлен первый прототип, переделанный из серийного Ил-28. 18 марта 1950 года, экипаж в составе летчика-испытателя В. К. Коккинаки и бортрадиста Б. А. Ефремова, совершили на нем первый полет. После завершения всего необходимого цикла испытаний и исправления выявленных недостатков, машина была принята на вооружение и запущена в серийное производство.

Учебно-тренировочный самолет Ил-28У. Источник фото: https://uacrussia.livejournal.com/
Учебно-тренировочный самолет Ил-28У. Источник фото: https://uacrussia.livejournal.com/

Так что же представлял из себя Ил-28У и какие были его основные отличия от базового бомбардировочного варианта? Конструктивно этот самолет являлся цельнометаллическим двухдвигательных монопланом с прямым трапециевидным крылом, трехопорным шасси и стреловидным однокилевым оперением. В качестве силовой установки применялось два турбореактивных двигателя ВК-1, расположенных в вынесенных мотогондолах между центропланом и консолями крыла. Фюзеляж, типа полумонокок, сигарообразной вытянутой формы. Он делился на четыре основных секций. Его каркас состоял из 47 шпангоутов, 2 лонжеронов, 38 стрингеров и нескольких дополнительных профилей. Обшивка работающая. По сравнению с базовой модификацией, была существенно переработана носовая часть фюзеляжа, в связи с изменением рабочих мест экипажа. Теперь эта была герметическая кабина, где друг за другом размещались летчик-инструктор (на уровне между первым и шестым шпангоутом) и летчик-ученик (на уровне между шестым и одиннадцатым шпангоутом). Верхняя часть кабины инструктора представляла собой фонарь, состоящий из каркаса с семью застекленными отсеками (выполнены из триплекса и одинарного штампованного плексигласа) и откидной крышкой. Конструкция сиденья и способ его крепления целиком соответствовал аналогичному сиденью у боевого самолета. Кормовая часть фюзеляжа (там располагалась кабина радиста), также получила незначительные изменения, связанные с демонтажем оборонительного вооружения. Располагалась она на уровне между тридцать восьмым и сорок вторым шпангоутом. Общие схемы измененной носовой и кормовой части фюзеляжа приведены на соответствующих скриншотах ниже.

Основные же отличия Ил-28У от обычного Ил-28, заключались в реализации двойного управления самолетом. Соответствующие изменения вносились во все сопутствующие функциональные системы (общую систему управления и систему управления двигателями). Если же говорить про общую систему управления, то в ее состав входила система управления рулем высоты и рулем поворота, система управления элеронами, закрылками и триммерами, автопилот и тормозная система. Некоторые из них дублировались и в случае возникновения неисправности, дальнейшее управление могло осуществляться по средствам аварийных систем. Для переключения управления на любую кабину у летчика-инструктора располагались соответствующие рычаги переключения. Для примера можно рассмотреть схему управления рулем направления. Осуществлялось оно с помощью двух пар подвесных педалей (одинаковой конструкции), установленных в кабине инструктора и ученика. Тросовая проводка от задней пары педалей шла по правому борту фюзеляжа к килю и далее к рулю направления. При полном ходе педалей руль мог отклоняться на 25 градусов в обе стороны. Система управления двигателями была разделена на несколько групп (к примеру управление дроссельными кранами, управление насосами подачи топлива и т. д.). Летчик-инструктор мог осуществлять постоянный контроль за работой летчика-ученика, так как его рычаги управления с помощью тросов и тяг связывались с аналогичными элементами управления в кабине ученика. В случае необходимости, инструктор также мог полностью переключить управление "на себя", с помощью дополнительных переключателей. Для контроля за работой двигателя в обоих кабинах устанавливался двойной комплект контрольных приборов. Это тахометры ТЭ-15, указатели температуры выходных газов ТГЗ-47, трехстрелочные индикаторы ЭМИ-3Р и манометры топлива ЭМ-10. Рычаги управления размещались на соответствующих пультах. Общее размещение всех элементов управления в кабине ученика, полностью соответствовало такому же размещению в кабине боевого самолета. Принципиальная схема системы управления двигателями приведена на скриншоте ниже.

Общая схема управления двигателями на самолета Ил-28У.
Общая схема управления двигателями на самолета Ил-28У.

Некоторые изменения коснулись и используемое специальное оборудование. К примеру, несколько сократили состав радиооборудования. Теперь в комплект радиооборудования входила только связная радиостанция РСБ-5, командная радиостанция РСИУ-3, автоматический радиокомпас АРК-5, радиовысотомер малых высот РВ-2, оборудование системы слепой посадки "Материк", ответчик системы опознавания "Барий-М" и самолетное переговорное устройство СПУ-5. Определенные изменения вносились и в состав пилотажно-навигационного и контрольного оборудования. В основном они касались общей компоновкой приборов на приборных панелях. У летчика-ученика, оно соответствовало компоновке приборов у боевого самолета. Оборудование установленное у инструктора было рассчитано как на самостоятельное управление машиной, так и на контроль за работой ученика. Общие схемы размещения всего оборудования во всех трех кабинах, а также схема установленного радиооборудования приведены на соответствующих скриншотах ниже.

В целом же, Ил-28У стал прекрасным представителем своего класса. Машина продолжала оставаться в эксплуатации в течении нескольких десятилетий и подготовила не одно поколение летчиков.