Найти тему
КиноСклад | KinoSklad

Техники съемки Стивена Спилберга.

Стивен Спилберг - американский кинорежиссер, продюсер и сценарист, один из самых известных и влиятельных кинематографистов в мире. Он родился в 1946 году в Цинциннати, штат Огайо, и начал свою карьеру в кино в конце 1960-х годов. Его первый фильм, «Дуэль» стал одним из самых кассовых фильмов всех времен и принес ему мировую известность. Спилберг также является продюсером многих других известных фильмов, считается мастером в своем деле. В своей работе режиссер задействует разные технические и операторские приемы, речь о которых как раз пойдет дальше.

Наезды «Track-in shot»

Это способ режиссуры, который заключается в использовании наезда камеры на объект съемки. Это позволяет кинозрителю лучше понять и оценить предмет киносъемки, а также создать более эмоциональную связь с ним. Этот прием может быть использован в различных жанрах кино и телевидения, таких как драмы, комедии, триллеры и т. д. Он может быть применен для создания напряжения, акцентирования внимания на важном моменте или для образовывания эффекта неожиданности.

При просмотре кадров, отснятых с применением техники «Track-In Shot», есть возможность установить примерное фокусное расстояние, для чего требуется оценить изменение фона, скорость увеличения съемки снимаемого элемента. Фокусное расстояние объектива будет больше при условии размеренного увеличения переднего плана. Быстрая смена фона указывает на большое фокусное расстояние объектива.

-2

Камера в движении и боковой ракурс

Боковой ракурс выбирается в кинематографе для создания впечатления движения и динамики. Он позволяет кинозрителю почувствовать движение вещи или персонажа, что делает фильм более реалистичным и увлекательным.

Боковой ракурс может использоваться для формирования различных результатов, например, для создания ощущения скорости или для передачи эмоций персонажа. Он также может использоваться для передачи информации о пространстве и окружении, например, чтобы показать, что персонаж находится на улице или в помещении. В работах Спилберга есть масса доказательств использования такой системы. Здесь уместно упомянуть фильм «Спасти рядового Райана».

Камера в движении с боковым ракурсом и приближением актеров к ней

Этот прием схож с предыдущим и является «фишкой» Стивена Спилберга. Такая схема задействуется для формирования впечатления присутствия зрителя в фильме. Камера движется по горизонтали, затем приближается к актерам, создавая ощущение, что кинозритель находится рядом с ними. Это помогает режиссеру передать эмоции и чувства героев через зрительный контакт с аудиторией. Как пример можно привести фильм «Шугарлендский экспресс» с отрывком, где Г. Хоун и У. Атертон находятся на пути к дому, а также легендарную картину «Челюсти», где в отрывке М. Броуди по пути что-то обсуждает со своей женой, а затем садится в лодку.

Драматические ракурсы, снимаемые «через плечо»

Это система, используемая в кинематографе, когда камера расположена за спиной персонажа и снимает его с точки зрения «третьего лица». Этот ракурс создает эффект присутствия зрителя и позволяет режиссеру передавать эмоции и чувства героя через мимику и жесты.

Драматический ракурс «через плечо» может использоваться для различных целей, например, для передачи напряжения или конфликта в сцене, для генерации интриги или для создания подстерегающей неожиданности.

Этот прием может быть использован как в художественных, так и в документальных фильмах, а также в рекламе и телевизионном контенте. Практически в каждом фильме Спилберга можно отметить использование данного способа. Как подтверждение следует привести картину «Амистад».

Персонаж подходит к камере вплоть до перехода на крупный план

Крупный план - это кадр, на котором объект съемки находится близко к камере, занимая большую часть кадра. Этот схема употребляется в кинематографе и фотографии для генерации эффекта близости и интимности, а также для акцентирования внимания на деталях.

Крупный план может использоваться как самостоятельная технология, так и в сочетании с другими приемами, такими как драматический ракурс, монтаж и т. д. Он может помочь создать напряжение или вызвать у зрителя определенные эмоции. Спилберг не является единственным режиссером, практикующим эту схему. Но здесь в качестве примера опять же уместно упомянуть фильм «Амистад».

-3

Клаустрофобный вариант ракурса «через плечо»

При использовании этой техники съемки образ, который находится на переднем плане, закрывает своим присутствием ключевой элемент съемки. В работах Стивена Спилберга данная методика применяется для того, чтобы придать той или иной сцене особое значение. Стоит отметить, что режиссер пользуется им редко, не чаще, чем единожды за весь фильм.

Широкоугольный объектив

Это одна из режиссерских технологий, которая берется для выстраивания киноэффекта глубины и пространства на экране. Она помогает режиссеру показать больше деталей на экране и создать иллюзию большего пространства, чем есть на самом деле.

Широкоугольный объектив также может использоваться для создания ощущения движения и динамики на экране. Например, если режиссер эксплуатирует широкоугольный объектив для съемки движущегося предмета, то зритель может почувствовать, что он движется быстрее, чем на самом деле.

Также широкоугольный объектив может использоваться для выстраивания эффекта перспективы и глубины на экране. Если режиссер берет широкоугольный объектив, чтобы снять эпизод с нескольких ракурсов, то зритель сможет увидеть разные аспекты одной и той же части. В картинах Стивена Спилберга эта система эксплуатируется заметно чаще. Несмотря на свое пристрастие, режиссер задействует план для съемки в том числе обычные и дальнофокусные объективы. Как факт использования дальнофокусных объективов необходимо привести картину «Список Шиндлера» со сценой посадки в поезд большого количества людей.

-4

Кадрирование персонажей на основе явных объектов, находящихся на переднем плане

Кадрирование - это техника, употребляемая в кинематографе и фотографии, которая заключается в выборе оптимального угла съемки для создания определенного киноэффекта. В данном случае, речь идет о кадрировании образов с помощью вещей на переднем плане.

Явные объекты на передней позиции могут использоваться для устройства иллюзии глубины и объема. Например, если на переднем плане находится большой объект, такой как дерево или здание, то зритель может почувствовать, что персонаж находится в более открытой и просторной среде, чем если бы на передней позиции был маленький объект. Образцом использования такого приема Спилбергом является картина «Особое мнение» и эпизод, где мальчик снят сквозь спинку стула, находящегося на переднем плане.

Наезды «Track-in 2-shot»

Это режиссерская методика, встречающаяся в работах Спилберга, которая используется для образования динамичных и напряженных сцен в кино. Сущность заключается в том, что камера начинает движение, приближаясь к объекту съемки, а затем резко останавливается в нескольких метрах от него. Это создает эффект внезапного появления объекта на экране и вызывает у зрителя чувство удивления и интереса.

Наезд «Track-in 2-shot» может использоваться в различных жанрах кино, от боевиков до триллеров. Он помогает создать напряжение и динамику в эпизодах, где необходимо передать быструю смену событий или эмоций исполнителей. В совокупности с правильной постановкой света и качественным звуком, этот прием дает ошеломляющий эффект.

Работа с ручной камерой

Работа с ручной камерой - это одна из режиссерских технологий, которая помогает создавать уникальные и эмоциональные кадры. Ручная камера позволяет кинорежиссеру контролировать угол съемки, фокус и экспозицию, что позволяет создавать более выразительные и эмоциональные кадры, которые передают чувства и эмоции исполнителей.

Например, ручная камера может использоваться для создания кадров, которые передают движение и динамику отрывка, или для создания кадров с видеоэффектом глубины и пространства. Она также может использоваться для создания кадров, которые подчеркивают детали на важных моментах в фильме. Несколько иллюстраций использования этой техники мы можем видеть в картине «Список Шиндлера». Еще раньше кинорежиссер воспользовался этим приемом при съемке «Шугарлендского экспресса».

Использование зеркал с вводом персонажа

Это распространенная режиссерская методика в кино и телевидении, которая позволяет создать иллюзию присутствия зрителя в сцене. Зеркала могут быть использованы для создания эффекта глубины и масштаба, а также для передачи атмосферы места действия.

Ввод героя через зеркало может быть выполнен различными способами. Например, он может стоять перед зеркалом, которое отражает его действия и эмоции. Это может создать видеоэффект присутствия зрителя в комнате и усилить эмоциональную связь между зрителем и героем. Иллюстрацией применения этого средства в работах Спилберга является картина «Особое мнение».

-5

Применение зеркал для подчеркивания персонажа

Зеркала в кинематографе используются для создания разных эффектов и передачи атмосферы. Они могут быть расположены в разных местах и под разными углами, что позволяет режиссеру создавать уникальные кадры и передавать настроение и эмоции. Кроме того, зеркала могут использоваться для подчеркивания киноперсонажей, делая их более выразительными и запоминающимися даже с учетом сыгранных актерами ролей второго плана.

Визуальное сочетание (match cuts)

Match cuts - это прием в кинематографе, который заключается в использовании нескольких кадров, объединенных в один. Он помогает режиссеру создать более динамичную и захватывающую сцену, а также подчеркнуть важные моменты в сюжете.

Match cuts могут быть использованы в различных жанрах, от комедий до боевиков. Они помогают создать ситуацию неожиданности и напряжения, а также позволяют передать быстрые изменения в настроении или действиях персонажей. Доказательством использования данного средства является уже упомянутый выше фильм «Особое мнение».

-6

Длинные планы с разными композициями кадрирования

Еще одной техникой, используемой в режиссерской и операторской работе Стивена Спилберга, является прием длинных позиций с разными композициями кадрирования. Длинные планы - это кадры, на которых предмет съемки занимает большую часть экрана. Они используются в кинематографе для передачи атмосферы и образовывания эффекта глубины. Различные композиции кадрирования позволяют кинорежиссеру подчеркнуть определенные аспекты объекта съемки. Например, вертикальная композиция может создать видение высоты, а горизонтальная композиция - позицию ширины. Комбинация этих двух техник может создать интересный визуальный результат.

В работах Спилберга на основе этого средства удается объединить несколько кадров с несколькими киноперсонажами в один кадр без необходимости склейки. Доказательством применения данного приема является легендарная картина «Поймай меня, если сможешь».

-7