Найти тему
Дыши, родная

"Море внутри". Реальная история человека, 30 лет боровшегося за право уйти из жизни

Оглавление

В моей "копилке" находятся разные истории вдов. Среди них есть такие, где мужья буквально довели себя до смерти: умерли в результате передозировки наркотиков или отравились алкоголем, спились.

Есть истории, в которых мужчины лишили себя жизни, пуская пулю в лоб или повесившись.

Есть такие, где вдовы справедливо полагают: "он сам сдался, тяжело болел и выбрал умереть."

А есть истории, когда и муж, и жена поняли, что время пришло. Они безмерно любили, но больше не держали друг друга.

Таким вдовам выпало испытание слышать и исполнить последнюю просьбу умирающего супруга: не спасать его больше, не бороться, отпустить

Какой бы ни была причина смерти близкого человека и обстоятельства, утрата переживается сложно. Вдовы нередко признаются, что жизнь после смерти мужа их больше не радует. Они буквально живут тем, что мечтают о встрече с любимыми в ином мире, а некоторые и вовсе размышляют о способах приблизить этот час.

Фото из https://i.ytimg.com/vi/Fp2sEm5Q3Qo/maxresdefault.jpg
Фото из https://i.ytimg.com/vi/Fp2sEm5Q3Qo/maxresdefault.jpg

На учебной программе по оказанию помощи в переживании утраты, которую я посещала, участникам было предложено посмотреть и проанализировать художественный фильм режиссера Алехандро Аменабара "Море внутри", вышедший в 2004-м году.

В основу картины легла реальная история испанца Рамона Сампедро, который, будучи полностью парализованным, в результате неудачного прыжка со скалы, около тридцати лет боролся за право на добровольный уход из жизни.

Я долго не могла понять, какое отношение имеет эта картина к переживанию утраты? Фильм уже подходил к концу, а главный герой не умирал, и о помощи его близким так не было сказано ни слова.

Но "утрата" - понятие широкое

Главный герой переживал потерю молодости, здоровья, подвижности, смысла, утрату своей полноценной жизни. Можно сказать, что он сам тридцать лет переживал собственную смерть.

За два часа фильма я испытала такую сложную гамму чувств, что пока дожидалась финала, переосмыслила практически все свои представления о принятии, любви, утрате, смерти и жизни в целом.

Эта картина в прямом смысле потрясла меня.

Масса вопросов возникло после просмотра:

  • Что есть любовь: положить всю свою жизнь на алтарь, стараясь обеспечить якобы достойное существование близкого человека? Или помочь освободиться ему из его "ада", обеспечив достойную в его представлении смерть?
  • Обладает ли человек достаточными правами, чтобы лишать кого-то жизни, способствовать реализации идеи самоубийства? Кто может дать ему такое право или лишить, и на каких основаниях?
  • Что есть доброта? В чем заключается гуманность, истинное человеколюбие?
  • В чем слабость: смириться со своей судьбой, опустить руки или исчезнуть, не в силах больше терпеть?
  • В чем сила: полюбить свою жизнь, стать счастливым, не смотря на травмы, увечья и ограничения? Или бороться за право не жить так, как не хочешь? За право на смерть?

Согласиться с желанием человека умереть и решиться принять в этом участие - задача сложная во всех отношениях.

С ней может сравниться только решение отговаривать всячески и быть свидетелем невыносимых мучений близкого.

И то и другое одинаково ставит перед нелегким выбором, когда приходится абстрагироваться от религиозных догм, общественного мнения, страха ответственности и опасения совершить ошибку.

Приходится слушать сердце

Пытаясь найти ответ на вопрос: "Как правильно?", после просмотра фильма, я пришла к выводу, что можно до бесконечности взвешивать, оценивать, примерять на себя, спорить, возмущаться, бороться, сопротивляться, вытаскивать из памяти личные истории, факты, доказывающие то или иное, а можно попытаться прочувствовать и принять.

Принять то, что рамки, правила, схемы, законы и представления условны.

Допустить, что в каждом отдельном случае все может быть по-разному.

Признать, что ничего никому не известно достоверно.

Принять людей, жизнь и ее проявления, как есть.

Это сложнее всего.

Но как только возникает ощущение, что истина постигнута, судьба подкидывает новый ребус и вчерашние крепкие убеждения разбиваются в пыль, точно жизнь в результате неудачного прыжка со скалы.

Море, которое так любил Рамон, отняло у него всё.

Но может быть разрушительный шторм бушевал у него внутри“?

"Море внутри". Рекомендую к просмотру.