Найти тему
Старыми словесы

Петр I: лимонад и «свежепросольные» лимоны

В мае 1694 года Петр I предпринял вторую поездку на Русский Север, во время которой спустил на воду первый корабль русского флота «Святой Павел», получил заказанный в Европе пушечный фрегат «Святое пророчество», ходил на яхте «Святой Петр» по Северной Двине и Белому морю. Домой царь отправился из Архангельска 28 августа. А 29 августа, остановившись на ночь в устье реки Пянды (впадает в Северную Двину), он пишет двинскому воеводе и губернатору Архангельска Федору Матвеевичу Апраксину (будущему генерал-адмиралу русского флота): «Min Her... Как поехал, за суетою, забыл, ныне прошу исправить некия нужды, а имянно: естьли лимонов свежих будет много, половину осолить, а другую натереть на сахар, искрошивши, всыпать в бутыли, а нутрь изрезать и пересыпать сахаром же в ставики; а каково делать, и тому послал я образец. А буде мало будет, все зделать в лимонат... Piter». Речь идет о лимонах, которые надлежало «в ярмонку купя (Успенская «ярмонка» с участием иностранных купцов открывалась в Архангельске 28 августа), прислать в Москву.

Лимоны, соль, сахар. Натюрморт автора
Лимоны, соль, сахар. Натюрморт автора

ПРИСЛАТЬ ЦЕДРОЛИ

В дальнейшем лимоны будут часто фигурировать в переписке Петра I. Например, в мае 1699 года царь из «флотилии» («пред вечером проехали город Караку на правой стороне, проехали же город Микулин, в ночи проехали Тишанку... Решетов») просит Анну Монс прислать ему «цедроли». Анна отвечает ему из Москвы: «А что изволил писать об цедроли, и я ожидаю фсякой час, и как скоро привезут, и я, не замешкав, пошлу, и естьли бы у меня убогой крылие были, и я бы тебе, милостивому государю, сама принесла».

Третье июля 1708 года. В этот день шведская армия разбила у Головчина, на реке Вабич русские войска. Наша армия начала отступление к Шклову, Петр I выезжает из Пскова в Великие Луки. В письме, которое он получает от Федора Матвеевича Апраксина (уже адмирала и президента Адмиралтейства, который в сентябре и октябре того же 1708 года станет героем успешной обороны Санкт-Петербурга от нападения шведов), говорится не только о делах военных, но и о присылке из Архангельска трех ящиков голландских лимонов.

Начало февраля 1709 года. К Ахтырке начинают стягиваться основные силы русской армии, прибывает Петр I, который распоряжается оборонять этот город от шведов. В письме к воеводе (губернатору) Таганрога и Азова Ивану Андреевичу Толстому царь «благодарствует» за присылку «рыб и лимонов».

В октябре 1710 года Петр I из Санкт-Петербурга предписывает губернатору Риги князю Аниките Ивановичу Репнину «взять с голландских кораблей» сельди, «хорошие анчоусы» и лимоны.

Тридцатого июля 1713 года царь направляет с «карабля “Палтавы”» Александру Даниловичу Меншикову «роспись, что в Амстердаме купить»: сельдь, вина, апельсины и лимоны.

Фрагмент изображения Петропавловской крепости и Троицкой площади в Санкт-Петербурге (Питер Пикарт, 1714 год) и лимон. Композиция автора
Фрагмент изображения Петропавловской крепости и Троицкой площади в Санкт-Петербурге (Питер Пикарт, 1714 год) и лимон. Композиция автора

В июне 1715 года голландскому купцу и царскому торговому агенту в Амстердаме Христофору Бранту посылают «роспись, что надлежит купить про обиход Царского величества... и выслать в Питербурх на гукоре в будущую осень». В перечне продуктов есть три бочки «свежепросолных» лимонов и семь ящиков свежих лимонов.

В октябре 1720 года губернатору Астрахани Артемию Петровичу Волынскому был дан «изусный указ»: «со временем умножать в комерции из Персии те специалы, которые родятся в Персии, а имянно шафран, изюм и протчее, как для употребления во все государство, так и для отпуску в Польшу и для того, прибыв в Астрахань, прислать в Кабинет Е.ц.в. известие, почему какие специалы в Персии тамошние и индейские, и почему будут становиться оттуды до Санкт-Петербурга с провозом, при том же опробовать солить персидские лимоны».

Картонный бюст Петра I и лимоны, собственность автора
Картонный бюст Петра I и лимоны, собственность автора

ЛИМОНЫ НА РУСИ В XVI-XVII ВЕКАХ

Из одной интернет-публикации в другую кочуют утверждения а ля «в Россию лимонад попал из Голландии по приказу Петра I, который распробовал «цитроновую воду», обедая у местных негоциантов во время путешествия по Европе»; «лимоны в Россию завез Петр I», «лимоны стали известны в России в конце XVII века». Авторам подобного хочется ответить фразой из «Мастера и Маргариты» Булгакова: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши». Что же, давайте разбираться.

С лимонами на Руси были знакомы давно. Так, в описи1589 года платья царя Бориса Годунова значится «опашень зуфь лимонная» – то есть опашень из шерстяной ткани лимонного цвета.

В «Домострое» (думаю, что в той части, что была добавлена в начале XVII века) упоминаются «сливы и лимоны в росоле», лимонный «росол». Летом 1610 года после низложения царя Василия Ивановича Шуйского московское правительство избрало царем польского царевича Владислава. Для придворных иноземца была составлена «Роспись царским кушаньям»: какие блюда русской кухни следует подавать государю. Читаем: «ряби (рябчики), а к ним лимон»; «куря верченое (жареное на вертеле), а к нему лимон»; «кальи (калья – предок рассольника, рыбный или мясной суп на огуречном, капустном или лимонном рассоле) с лимоном, а в ней куря, лимон»; «блюдо лососины муромские, а к ней лимон». Иван Егорович Забелин среди посуды в царском обиходе упоминает и блюдо-лимонник «серебрен золочен на оба лица». Думаю, что лимонник был разновидностью рассольника, о котором я писала здесь).

В 1633 году боярину Василию Ивановичу Стрешневу было отпущено из Аптекарского приказа «масла сыторнова 6 золотников, да с тем склянка». Эфирное масло сытрона-цитрона-лимона употреблялось тогда в лечебных целях. Также в документах Аптекарского приказа второй половины XVII века упоминается «сыроп лимонный».

В 1659-1661 году (точная дата не определена) туринский воевода «на государеве службе на Устюге-Великом» Никита Васильевич Кафтырев пишет письмо старшему брату – тюменскому воеводе Андрею Никитичу Кафтыреву. В котором, в частности, сообщает о посылке к нему пятидесяти лимонов. Наличие в Великом Устюге лимонов объяснялось просто: удобный водный путь соединял этот город с Архангельском, куда привозили товар голландцы. А вот, например, арбузы доставляли из Астрахани.

Иными словами, знакомство Петра I с лимонами явно случилось еще в детстве, а любовь к лимонам соленым происходит из русской кухни. Теперь о лимонаде, который царь якобы «распробовал во время путешествия по Европе». Первый петровский вояж в Европу состоялся в 1697-1698 годах, а, напомню, царское письмо с упоминанием «лимоната» относится к 1694 году. Думаю, что впервые напиток из лимона Петр I мог попробовать в московской Немецкой слободе, в которую он начал ездить с 1690 года.