Найти в Дзене

"Мельничный жернов", "горгера", "фреза", "рафф" или самый модный воротник XVIв

Помните необычный воротник, заложенный складками как веер, входящий в костюм Пьеро?  Этот тип воротника появившись в Испании в начале XVIв, разошелся по всей Европе. В Англии был в моде до конца XVIв, но в Германии и Нидерландах продержались до XVIIIв. Его название "фреза", "горгера", по простонародному- "мельничный жернов". Голова в таком воротнике смотрелась как на тарелке. Складки воротников плоили специальными щипцами или заглаживали утюгом, щедро пересыпали картофельным крахмалом, который помогал сохранять жёсткость и форму даже весьма объёмным воротникам. Изготавливали "фрезу" из очень тонкой ткани или кружева. Специальные щипцы для плоения "фрезы" придумала белошвейка Динхем ван дер Плас, перебравшаяся в Англию из Голландии. Гармошка "фрезы" крепилась на тканевой основе. Иногда использовался проволочный каркас.  В Англии, впрочем, был более популярен другой вариант воротника- разомкнутый раф, вошедший в моду при ЕлизаветеI, которая предпочитала открытое декольте, позволявшее про
Воротник фреза(горгера). Очень дорогой аксессуар: кружева только появились и чаще всего были привозными.
Воротник фреза(горгера). Очень дорогой аксессуар: кружева только появились и чаще всего были привозными.

Помните необычный воротник, заложенный складками как веер, входящий в костюм Пьеро?

 Этот тип воротника появившись в Испании в начале XVIв, разошелся по всей Европе.

Даже дети, одежда которых полностью копировала взрослую, носили фрезу.
Даже дети, одежда которых полностью копировала взрослую, носили фрезу.

В Англии был в моде до конца XVIв, но в Германии и Нидерландах продержались до XVIIIв.

В пуританском костюме из темных тканей  фреза была единственным украшением.
В пуританском костюме из темных тканей фреза была единственным украшением.

Его название "фреза", "горгера", по простонародному- "мельничный жернов". Голова в таком воротнике смотрелась как на тарелке.

-4

Складки воротников плоили специальными щипцами или заглаживали утюгом, щедро пересыпали картофельным крахмалом, который помогал сохранять жёсткость и форму даже весьма объёмным воротникам. Изготавливали "фрезу" из очень тонкой ткани или кружева. Специальные щипцы для плоения "фрезы" придумала белошвейка Динхем ван дер Плас, перебравшаяся в Англию из Голландии. Гармошка "фрезы" крепилась на тканевой основе. Иногда использовался проволочный каркас. 

Раф на каркасе.
Раф на каркасе.

В Англии, впрочем, был более популярен другой вариант воротника- разомкнутый раф, вошедший в моду при ЕлизаветеI, которая предпочитала открытое декольте, позволявшее продемонстрировать шею и грудь. Некоторое время даже носили два воротника разом: классическую "фрезу" и разомкнутый раф, в виде двух полукружий на жёстком каркасе.

Тут два в одном: на шее-фреза, а платье украшено рафом.
Тут два в одном: на шее-фреза, а платье украшено рафом.

Поначалу носили только белые рафы. Некая миссис Тернер ввела моду на жёлтый крахмал, придающий кружевам золотистый цвет. Благодаря цветному крахмалу стало модно окрашивать воротники в тон нарядам, придерживаясь правила: чем темнее костюм, тем светлее раф.

Воротники были неудобными и вскоре эффектный раф был заменен на более удобный отложной воротник.

А фреза осталась в театральных костюмах и вошла в традиционный костюм Пьеро.

Костюм Пьеро.
Костюм Пьеро.

Иллюстрации из интернета. Буду рада вашим лайкам.

Шитье
5926 интересуются