Согласно официальным законам империи Цин, каждый законопослушный подданный Поднебесной, был обязан брить лоб, а волосы на затылке заплетать в косичку. Исключения делались только для буддистских и даосских монахов, а также некоторых малых народов. Такая практика продолжалась без малого 250 лет, и закончилась практически одномоментно после революции 1912-го года.
Конфуций сказал: «Мы получили наше тело, кожу и волосы от наших родителей, и не должны им вредить. Эта идея является квинтэссенцией сыновнего долга». Благодаря этой моральной максиме китайцы по все времена практически не стриглись, а отращивали длинные волосы, укладывая их в прически – порой очень сложные.
В этом плане они резко контрастировали с окружающими народами. У тех или иных тюркских, монгольских, тибетских, чжурчжэньских племен существовала традиция либо просто заплетать косички, либо заплетать тем или иным образом и состригать полностью то, что осталось. Такая традиция замечена, как минимум, со времен хунну. По ней было всегда несложно племенную принадлежность того или иного воина.
Несложно догадаться, что в обществе, для которого это было значимо, возникла традиция заставлять побежденного врага изменить свою прическу с целью демонстрации собственной верности и подчинения. Так, например, китайцы династии Тан заставили кочевников отрезать свои косички, когда победили древних тюрков.
В 12-м веке настала очередь самих китайцев. Тогда на севере Поднебесной была основана чжурчжэньская империя Цзинь. Один из первых императоров издал указ о том, чтобы их подданные-ханьцы приняли чжурчжэньскую прическу и одежду. Однако, почти сразу приказ был отменен.
Но в 17-м веке у маньчжуров, которые стали потомками этого народа, оказалось достаточно силы и власти, чтобы навязать эту традицию всем своим подданным. Сначала бритье голов и отпускание косы было предписано нанайцам и прочим народам Приамурья. Затем так обязали поступать восточные монгольские племена. В их случае проблем не возникало, ведь у тех и других уже имелся обычай заплетать косички.
Китайские перебежчики, а их всегда было много, перенимали маньчжурскую прическу без всякого на то указа выше. Когда же северянами был полностью завоеван Китай, и варвары провозгласили создание империи Цин, такой закон стал всеобщим. Принятие такого обычая помогало выявить тех, кто был настроен против новой власти.
Китайцы не возражали против косичек, поскольку традиционно носили длинные волосы. Зато были откровенно недовольны требованием брить волосы везде, кроме макушки. Поэтому фактически основная доля принуждения состояла в том, чтобы заставить подданных именно бриться, а не заплетать свою шевелюру.
Маньчжуры нередко применяли за это самые суровые наказания, вплоть до высшей меры. Но тяжелее всего относились к несогласным те китайцы, которые первые приняли правление династии Цин. В течение 1640-1650-х годов маньчжурская прическа, в целом, была навязана мужчинам по всему Китаю. А вот маньчжурская прическа для женщин никогда не была обязательной. С тех пор, если те или иные люди поднимали бунт, они отрезали свои косы и начинали отращивать волосы.
На две с половиной сотни лет бритая голова с косой стала символом империи Цин, зримым результатом маньчжурской власти. Лишь в 19-м столетии некоторые интеллектуалы стали переходить на западные прически под европейским влиянием. Но в то время они уже воспринимались не как мятежники, а как реформаторы.
Тогда как подавляющая часть китайцев по-прежнему носила прически маньчжурского стиля. Однако, они также быстро отказались от них, когда в 1912-м году была свергнута династия Цин. Свои косы сохранили лишь некоторые ретрограды и монархисты, надеявшиеся на восстановление прежней власти.
Но в 1922-м году собственную косу срезал даже свергнутый император Пу И, после чего по его примеру поступили даже такие люди. С тех пор мужчины-китайцы носят короткие прически, похожие на европейские.