У меня в коллекции есть модель паровоза BR55 от PIKO. Когда я стал изучать информацию про эту модель, на одном из форумов, посвящённых железнодорожному моделизму, я заметил, что прототип не совсем соответствует оригиналу. Почему так? Давайте разбираться!
Дело в том, что паровозы серии BR55, аналогично паровозам серии BR89 и многим другим паровозам немецких серий, состоят из разных классов паровозов: G7, G7.1, G7.2, G8, G8.1, производимых в Пруссии и Германии. Причём производились такие паровозы в разные периоды времени разными заводами-изготовителями. Это было связано с тем, что в те годы (на конец ХIХ - начало ХХ века) немецкие земли представляли собой лоскутное одеяло из разных в политическом отношении государственных образований и, как следствие у каждого такого государственного образования имелся свой собственный железнодорожный оператор-перевозчик со своими стандартами и техническими требованиями. Поэтому различия между разными классами немецкой серии BR55 связаны с разными техническими характеристиками паровозов (мощность, скорость и грузоподъемность), а также могут отличаться внешними деталями (дизайн, форма кузова, цвет и т.п.). Кроме того, с течением времени и с развитием технологий, новые модели паровозов таких классов могли иметь улучшенные характеристики по техническому состоянию и дизайну по сравнению с ранее выпущенными моделями.
В 1925 году с переходом на единую систему стандартизации немецких железных дорог паровозы вышеназванных классов 0-4-0 (т.е. когда у паровоза имеются четыре основные колёсные оси без передних ведущих и задних поддерживающих) были объединены в единую немецкую 55-ю серию. Еще в 55-ю серию засунули кучу саксонских и мекленбургских паровозов, которые по техническим характеристикам близки к прусским классам данных паровозов. Более подробно о них можно посмотреть скан из журнала Dampflok Report.
На данном скане купными буквами и цифрами обозначена серия паровозов (в данном случае нас интересует серия BR55), маленькими цифрами обозначена подсерия. Латинскими буквами указан класс паровозов, вошедших в серию BR55.
Класс G7.1 (серия BR55.0-6)
Класс паровозов G7.1 - cамый ранний из семейства BR55. Выпускались в Пруссии с 1893 по 1917 год в количестве 1202 экземпляра. Котёл был таким же, как у более раннего класса паровоза G5.1, не вошедшую в 55-ю серию. Паровозы предназначались для перевозки тяжелых грузов, особенно на холмистых маршрутах.
Примечательно, что 35 единиц класса G7.1 предназначались для использования на широкой колее российских железных дорог (чему будет посвящена отдельная тема).
В 1923 году немецкий Deutsche Reichsbahn включил в свой план нумерации не менее 680 паровозов из прусских государственных железных дорог класса G7.1. В 1925 году им были присвоены номера 55 001-660. В 1935 году из парка саарских железных дорог поступило еще 14 паровозов такого же класса, которым были присвоены номера с 55 661 по 55 674, в том числе один паровоз, который саарские железные дороги приобрели у Эльзас-Лотарингии для пограничных служб. Ещё троим паровозам класса G7.1 железной дороги Любек-Бюхен в 1938 году были присвоены номера 55 681-683.
Класс G7.2 (серия BR55.7-13 и BR55.57)
Выпускались в Пруссии и Германии. В Пруссии выпускались с 1895 по 1911 год в количестве 1642 экземпляра (получили в дальнейшем серию BR55.7-13). В Германии в Мекленбурге выпускались с 1914 до 1916 года в количестве 11 экземпляров (получили в дальнейшем серию BR55.57).
Конструкция паровозов класса G7.2 в целом повторяла конструкцию паровозов класса G7.1. Имелись только незначительные отличия в конструкции цилиндра и коптильни.
Паровозам класса G7.2 прусского производства в количестве 691 экземпляра в 1925 году Deutsche Reichsbahn присвоил номера с 55 702 до 55 1392. При этом номер 55 701 был присвоен по ошибке паровозу класса G7.3
Немецкие паровозы класса G7.2, получившие в дальнейшем серию BR55.57 по сравнению с прусской версией, имели подогреватель питательной воды за паровым куполом. Это устройство увеличивало общую массу паровоза на примерно на тонну.
В 1925 году немецким паровозам класса G7.2, были присвоены номера с 55 5701 по 55 5705.
Класс G8 (серия BR55.16-22)
Выпускались в Пруссии в период с 1902 по 1913 год. Всего построено 1054 экземпляра.
В 1925 году в локомотивном парке Deutsche Reichsbahn числилось 656 данных паровозов, которым присвоили обозначение серии 55.16-22 и номера 55 1601— 55 2256. В 1935 году из Саара поступили ещё 12 паровозов, которым присвоили номера 55 2257— 55 2268. В начале Второй мировой войны на немецкие дороги из Польши вернулось несколько паровозов (на польских железных дорогах они имели обозначение Tp3) которые получили некоторые номера в промежутке от 55 1604 по 55 1710. Также в ходе Второй мировой войны часть этих паровозов оказалась в СССР. Так, например, только из Польши на советские железные дороги, по советским данным, попало 45 паровозов серии (по немецким — 48), которым присваивали обозначение серии Тп3 (аналогично с польским, но латиницу заменили кириллицей) либо 55 (в основном уже попавшие с территории Германии). Но об этом подробнее напишу в следующей статье про трофейные локомотивы.
После выпуска паровозов класса G8 с 1913 года в Пруссии начали выпуск паровозы класса G8.1, который был усиленной версией G8 и стал массовым паровозом государственных железных дорог Прусского государства (свыше 5000 локомотивов).
Класс G8.1 (серия BR55.25-56 и BR55.58)
Является усиленной версией паровоза класса G8 (поставлен более мощный паровой котёл и увеличена сцепная масса, из-за чего паровоз мог работать лишь на магистральных линиях). Выпускался с 1913 по 1921 год. Всего построено 5155 экземпляра.
В 1925 году на немецких государственных железных дорогах у 3121 паровоза обозначение серии сменили на BR55.25-56 и им же присвоили номера 55 2501- 55 5622 (пропущен 55 3367). Ещё 12 паровозам присвоили обозначение серии 55.58 и номера 55 5801- 55 5810 и 55 5851- 55 5852. В 1935 году было приобретено ещё 43 паровоза из Саара, которым присвоили серию BR55 и номера 55 5623- 55 5665, данные паровозы были последними из представителей серии на Имперской железной дороге в Эльзас-Лотарингии. Во время Второй мировой войны паровозы такого класса поступили из Польши и Литвы и также получили серию 55.25-56. В Бельгии были приобретены 55 паровозов класса G8.1 и после переименования серии получили номера 55 5666 - 55 5699). После окончания Второй Мировой войны Deutsche Reichsbahn (ГДР) выкупила в Польше паровоз 55 5898, а в Бельгии и Франции паровозы 55 7251- 55 7260 и 55 8170, оказавшиеся там во время боевых действий.
В 1980-х фирма Piko выпускала модель паровоза BR 55 3784, который поступал в СССР в комплекте моделей железной дороги и который относился к паровозам класса G8.1 (подтип BR55.25-56).
Это та самая модель, о которой речь идёт в данной статье.
Класс G9 (серия BR55.23-24)
Паровозы класса G9 были последними разработанным для прусских государственных железных дорог. Были построены с 1908 по 1911 год в количестве 200 экземпляров.
Паровозы класса G9 изначально были отнесены к классу G7, поскольку имеют с последними одинаковое шасси, но по сравнению с последними имеют более крупный котёл. При этом сам котёл по производительности уступал паровозам класса G8. В итоге данные паровозы решили выделить в отдельный класс G9.
133 экземпляра паровозов такого класса на Deutsche Reichsbahn получили номера 55 2301– 55 2433.
Класс sa I V (серия BR55.60)
Особняком среди всех других классов паровозов 55 серии стоят саксонские паровозы класса I V. Особенностями данных паровозов было то, что они представляли собой фактически сочленённый паровоз с двумя кривошипно-шатунными механизмами и разделённым двигателем (так называемая система Маллет-система).
Строились в период с 1898 по 1903 год в Саксонии. В 1925 году тринадцати таким паровозам Deutsche Reichsbahn присвоил номера 55 6001- 55 6013.
Так в чём же модель не соответствует оригиналу?
Как не трудно догадаться, дело кроется как раз в большом количестве подтипов 55 серии. А если быть точнее, то у той самой модели паровоза BR 55 3784 от PIKO, относящемся к классу G8.1 (серия BR55.25-56), дверка дымовой коробки выглядит как на G7.1 (серия BR55.0-6).
Вот так она выглядит на паровозах класса G8:
А вот так у паровозов класса G7.1:
И если снова присмотреться к модели паровоза BR55.25-56 3784, то мы сразу увидим косяк.
Получается, что ГДРовская модель не соответствует оригиналу. Но надо понимать, что каждый завод в то время на каких-то отдельных паровозах одной подсерии мог в процессе строительства делать какие-либо изменения (в частности изменения той самой дверцы). И не исключено, что BR 55 3784 как раз и быть тем самым исключением. Но об этом мы поговорим в следующей статье.