Найти тему

Почему модель паровоза BR55 не соответствует прототипу

У меня в коллекции есть модель паровоза BR55 от PIKO. Когда я стал изучать информацию про эту модель, на одном из форумов, посвящённых железнодорожному моделизму, я заметил, что прототип не совсем соответствует оригиналу. Почему так? Давайте разбираться!

Дело в том, что паровозы серии BR55, аналогично паровозам серии BR89 и многим другим паровозам немецких серий, состоят из разных классов паровозов: G7, G7.1, G7.2, G8, G8.1, производимых в Пруссии и Германии. Причём производились такие паровозы в разные периоды времени разными заводами-изготовителями. Это было связано с тем, что в те годы (на конец ХIХ - начало ХХ века) немецкие земли представляли собой лоскутное одеяло из разных в политическом отношении государственных образований и, как следствие у каждого такого государственного образования имелся свой собственный железнодорожный оператор-перевозчик со своими стандартами и техническими требованиями. Поэтому различия между разными классами немецкой серии BR55 связаны с разными техническими характеристиками паровозов (мощность, скорость и грузоподъемность), а также могут отличаться внешними деталями (дизайн, форма кузова, цвет и т.п.). Кроме того, с течением времени и с развитием технологий, новые модели паровозов таких классов могли иметь улучшенные характеристики по техническому состоянию и дизайну по сравнению с ранее выпущенными моделями.

В 1925 году с переходом на единую систему стандартизации немецких железных дорог паровозы вышеназванных классов 0-4-0 (т.е. когда у паровоза имеются четыре основные колёсные оси без передних ведущих и задних поддерживающих) были объединены в единую немецкую 55-ю серию. Еще в 55-ю серию засунули кучу саксонских и мекленбургских паровозов, которые по техническим характеристикам близки к прусским классам данных паровозов. Более подробно о них можно посмотреть скан из журнала Dampflok Report.

-2

На данном скане купными буквами и цифрами обозначена серия паровозов (в данном случае нас интересует серия BR55), маленькими цифрами обозначена подсерия. Латинскими буквами указан класс паровозов, вошедших в серию BR55.

Класс G7.1 (серия BR55.0-6)

Класс паровозов G7.1 - cамый ранний из семейства BR55. Выпускались в Пруссии с 1893 по 1917 год в количестве 1202 экземпляра. Котёл был таким же, как у более раннего класса паровоза G5.1, не вошедшую в 55-ю серию. Паровозы предназначались для перевозки тяжелых грузов, особенно на холмистых маршрутах.

Паровоз класса G7.1. Фото из открытых источников
Паровоз класса G7.1. Фото из открытых источников

Примечательно, что 35 единиц класса G7.1 предназначались для использования на широкой колее российских железных дорог (чему будет посвящена отдельная тема).

В 1923 году немецкий Deutsche Reichsbahn включил в свой план нумерации не менее 680 паровозов из прусских государственных железных дорог класса G7.1. В 1925 году им были присвоены номера 55 001-660. В 1935 году из парка саарских железных дорог поступило еще 14 паровозов такого же класса, которым были присвоены номера с 55 661 по 55 674, в том числе один паровоз, который саарские железные дороги приобрели у Эльзас-Лотарингии для пограничных служб. Ещё троим паровозам класса G7.1 железной дороги Любек-Бюхен в 1938 году были присвоены номера 55 681-683.

Класс G7.2 (серия BR55.7-13 и BR55.57)

Выпускались в Пруссии и Германии. В Пруссии выпускались с 1895 по 1911 год в количестве 1642 экземпляра (получили в дальнейшем серию BR55.7-13). В Германии в Мекленбурге выпускались с 1914 до 1916 года в количестве 11 экземпляров (получили в дальнейшем серию BR55.57).

Конструкция паровозов класса G7.2 в целом повторяла конструкцию паровозов класса G7.1. Имелись только незначительные отличия в конструкции цилиндра и коптильни.

Паровоз класса G7.2. Фото из открытых источников
Паровоз класса G7.2. Фото из открытых источников

Паровозам класса G7.2 прусского производства в количестве 691 экземпляра в 1925 году Deutsche Reichsbahn присвоил номера с 55 702 до 55 1392. При этом номер 55 701 был присвоен по ошибке паровозу класса G7.3

Немецкие паровозы класса G7.2, получившие в дальнейшем серию BR55.57 по сравнению с прусской версией, имели подогреватель питательной воды за паровым куполом. Это устройство увеличивало общую массу паровоза на примерно на тонну.

В 1925 году немецким паровозам класса G7.2, были присвоены номера с 55 5701 по 55 5705.

Класс G8 (серия BR55.16-22)

Выпускались в Пруссии в период с 1902 по 1913 год. Всего построено 1054 экземпляра.

В 1925 году в локомотивном парке Deutsche Reichsbahn числилось 656 данных паровозов, которым присвоили обозначение серии 55.16-22 и номера 55 1601— 55 2256. В 1935 году из Саара поступили ещё 12 паровозов, которым присвоили номера 55 2257— 55 2268. В начале Второй мировой войны на немецкие дороги из Польши вернулось несколько паровозов (на польских железных дорогах они имели обозначение Tp3) которые получили некоторые номера в промежутке от 55 1604 по 55 1710. Также в ходе Второй мировой войны часть этих паровозов оказалась в СССР. Так, например, только из Польши на советские железные дороги, по советским данным, попало 45 паровозов серии (по немецким — 48), которым присваивали обозначение серии Тп3 (аналогично с польским, но латиницу заменили кириллицей) либо 55 (в основном уже попавшие с территории Германии). Но об этом подробнее напишу в следующей статье про трофейные локомотивы.

Паровоз класса G8. Фото из открытых источников
Паровоз класса G8. Фото из открытых источников

После выпуска паровозов класса G8 с 1913 года в Пруссии начали выпуск паровозы класса G8.1, который был усиленной версией G8 и стал массовым паровозом государственных железных дорог Прусского государства (свыше 5000 локомотивов).

Класс G8.1 (серия BR55.25-56 и BR55.58)

Является усиленной версией паровоза класса G8 (поставлен более мощный паровой котёл и увеличена сцепная масса, из-за чего паровоз мог работать лишь на магистральных линиях). Выпускался с 1913 по 1921 год. Всего построено 5155 экземпляра.

В 1925 году на немецких государственных железных дорогах у 3121 паровоза обозначение серии сменили на BR55.25-56 и им же присвоили номера 55 2501- 55 5622 (пропущен 55 3367). Ещё 12 паровозам присвоили обозначение серии 55.58 и номера 55 5801- 55 5810 и 55 5851- 55 5852. В 1935 году было приобретено ещё 43 паровоза из Саара, которым присвоили серию BR55 и номера 55 5623- 55 5665, данные паровозы были последними из представителей серии на Имперской железной дороге в Эльзас-Лотарингии. Во время Второй мировой войны паровозы такого класса поступили из Польши и Литвы и также получили серию 55.25-56. В Бельгии были приобретены 55 паровозов класса G8.1 и после переименования серии получили номера 55 5666 - 55 5699). После окончания Второй Мировой войны Deutsche Reichsbahn (ГДР) выкупила в Польше паровоз 55 5898, а в Бельгии и Франции паровозы 55 7251- 55 7260 и 55 8170, оказавшиеся там во время боевых действий.

Паровоз класса G8.1. Фото из открытых источников
Паровоз класса G8.1. Фото из открытых источников

В 1980-х фирма Piko выпускала модель паровоза BR 55 3784, который поступал в СССР в комплекте моделей железной дороги и который относился к паровозам класса G8.1 (подтип BR55.25-56).

Модель паровоза BR55.25-56 3784. Фото из открытых источников
Модель паровоза BR55.25-56 3784. Фото из открытых источников

Это та самая модель, о которой речь идёт в данной статье.

Класс G9 (серия BR55.23-24)

Паровозы класса G9 были последними разработанным для прусских государственных железных дорог. Были построены с 1908 по 1911 год в количестве 200 экземпляров.

Паровозы класса G9 изначально были отнесены к классу G7, поскольку имеют с последними одинаковое шасси, но по сравнению с последними имеют более крупный котёл. При этом сам котёл по производительности уступал паровозам класса G8. В итоге данные паровозы решили выделить в отдельный класс G9.

133 экземпляра паровозов такого класса на Deutsche Reichsbahn получили номера 55 2301– 55 2433.

Класс sa I V (серия BR55.60)

Особняком среди всех других классов паровозов 55 серии стоят саксонские паровозы класса I V. Особенностями данных паровозов было то, что они представляли собой фактически сочленённый паровоз с двумя кривошипно-шатунными механизмами и разделённым двигателем (так называемая система Маллет-система).

Паровоз класса sa I V. Фото из открытых источников
Паровоз класса sa I V. Фото из открытых источников

Строились в период с 1898 по 1903 год в Саксонии. В 1925 году тринадцати таким паровозам Deutsche Reichsbahn присвоил номера 55 6001- 55 6013.

Так в чём же модель не соответствует оригиналу?

Как не трудно догадаться, дело кроется как раз в большом количестве подтипов 55 серии. А если быть точнее, то у той самой модели паровоза BR 55 3784 от PIKO, относящемся к классу G8.1 (серия BR55.25-56), дверка дымовой коробки выглядит как на G7.1 (серия BR55.0-6).

Вот так она выглядит на паровозах класса G8:

Паровоз класса G8.1. Фото с сайта scaletrainsclub.com
Паровоз класса G8.1. Фото с сайта scaletrainsclub.com

А вот так у паровозов класса G7.1:

Паровоз класса G7.1. Фото с сайта scaletrainsclub.com
Паровоз класса G7.1. Фото с сайта scaletrainsclub.com

И если снова присмотреться к модели паровоза BR55.25-56 3784, то мы сразу увидим косяк.

-11

Получается, что ГДРовская модель не соответствует оригиналу. Но надо понимать, что каждый завод в то время на каких-то отдельных паровозах одной подсерии мог в процессе строительства делать какие-либо изменения (в частности изменения той самой дверцы). И не исключено, что BR 55 3784 как раз и быть тем самым исключением. Но об этом мы поговорим в следующей статье.

-12