Один из подписчиков нашего канала задался вопросом почему модели паровозов BR89 так сильно различаются. С виду модель одна, а различий много.
Для того, чтобы разобраться в этом - предлагаю окунуться в историю создания настоящих таких паровозов. И первое, что обращает на себя внимание, это то, что в ни в технической литературе, ни на просторах интернета нет чёткого определения про паровоз BR89. Из описания про данную модель можно понять, что немецкое обозначение BR89 - это сборная солянка из паровозов прусских серий Т3, Т3L, Т7, Т8, а также прочих мелких серий, приближенных по характеристикам к вышеуказанным сериям. Самыми многочисленными среди всей сборной солянки паровозов BR89 были паровозы серии Т3.
Т3 – танк-паровоз (т.е. паровоз без тендера с углём) облегчённого типа с осевой формулой 0-3-0 для манёвровых, вспомогательных работ или для работ на промышленных ветках.
Строились с 1882 по 1910 год предприятием Henschel (Хеншель). Всего было построено 1550 экземпляров паровозов серии Т3, из которых 1345 работали на прусских железных дорогах. Остальные использовались на промышленных ветках как в самой Пруссии, так и на территории других государств, где нередко они получали местное собственное обозначение серии.
Поскольку паровоз данной серии был облегчённого типа, в его конструкцию постоянно вносились изменения, что объясняет разнообразие серии. Первоначально Т3 имел паровой двигатель с двумя цилиндрами и не имел парового купола на котле. Нагрузка на ось этих локомотивов составляла около 10 тонн.
С 1887 года паровозы Т3 оснащались паровым куполом и тем самым увеличилось количество запасов воды и давления пара. Двигатель стал трёхцилиндровым. Задняя стенка кабины больше не была скошена, а в нижней части, длина по буферам увеличилась с 8.300 мм до 8.591 мм. Нагрузка на ось увеличилась до 11 тонн. Позже в 1903 году перевозимые запасы воды ещё больше увеличились, а нагрузка на ось составила уже 12 тонн.
Четыре экземпляра паровозов серии Т3 за номерами 6222 – 6225 постройки 1911 года, были снабжены тендерами. Такие паровозы из-за увеличения запасов угля нередко использовались на малых грузовых перевозках.
Смена серии на BR89
В 1925 году, когда прусские паровозы Т3 в количестве 511 экземпляров были переданы в управление немецкой железнодорожной компании Deutsche Reichsbahn, паровозы получили обозначение немецкой серии BR 89 (BR89.70-75). 473 паровозам более старой конструкции присвоили номера 7001 – 7456, 7473 – 7476 и 7499 – 7511. Остальным 38 паровозам более поздней конструкции данной серии присвоили номера 7457 – 7472 и 7477 – 7498.
В 1938 году на Deutsche Reichsbahn с промышленных веток поступило ещё 9 экземпляров паровозов серии ТЗ. Они получили номера 7531 – 7540. Ещё три экземпляра паровозов серии Т3, пришедших в 1941 году на Deutsche Reichsbahn получили номера 7556, 7557 и 7559.
Паровозы, получившие номера 7541, 7558 и 7560 - 7564 не являлись серией Т3, а только визуально её напоминали по раме кузова и ходовой части. В реальности это были представители более мощного промышленного класса от Хеншеля и имели нагрузку на ось больше 12 тонн.
Сколько же всего разновидностей было паровозов серии BR89
Поскольку серия паровозов BR89 не является единой серией, то в рамках данной серии было несколько разновидностей, отличавшихся между собой как по внешнему виду, так и конструктивно. Так среди серии BR89, помимо BR89.70-75 выделяют:
- BR89.10, BR89.64, BR89.65, основанные на паровозах прусской серии T8;
- BR89.2 и BR89.82 основанные на паровозах серии Saxon VT саксонских железных дорог,
- BR89.3 и BR89.4, основанные на паровозах серии Вюртемберг T3 и T3L,
- BR89.6, основанные на паровозах баварской серии D IIII,
- BR89.7 и BR89.8 основанные на паровозах баварской серии R 3/3,
- BR89.81, основанные на паровозах баварской серии DV,
- BR89 без обозначения подтипа под номерами 7801–7869 и 6401, основанные на паровозах прусской серии T7,
- BR89.83, основанные на паровозах серии Баден IX,
- BR89.9 - паровозы прочих сходных серий.
Модель паровоза BR89.2 от PIKO
Наиболее известный экземпляр модели паровоза BR89 в нашей стране это модель BR89.2 со скошенной задней стенкой от PIKO в оригинальной версии 1965 года с цилиндрической зубчатой передачей. Выходил чёрном варианте окраса с принадлежностью DR (ГДР) c бортовым номером 262 (III эпоха) и зелёном саксонском варианте окраса c бортовым номером VT 1592 (II эпоха).
Обе модели имели фары со светоотражающими стразами, три ведущие оси, отдельно прилагались пожарный крюк и лопата. Длина модели была 109 мм. Для своих времен модель была очень хороша и получила золотую медаль на Лейпцигской ярмарке в 1965 году.
В 1998 году PIKO выпустила новую переработанную версию паровоза BR 89 со скошенным кузовом с червячной передачей.
Версия 1998 года c бортовым номером 247 (III эпоха) имела белый свет по ходу движения и разъем для подключения цифрового декодера.
Но присмотритесь внимательно к фотографиям моделей паровозов BR89 от PIKO. У настоящих BR89 (точнее Т3, которым позже присвоят обозначение BR89.70-75) паровой котёл был обшит металлическим листом только около паровозной будки, в то время как у моделей BR89 от PIKO имитация обшивки тянется по всему котлу.
Всё дело в том, что модели паровозов BR89 от PIKO произведены по проекту "3" в период с 1895 по 1901 годы, Они внешне и конструктивно отличались от паровозов производившихся по основному проекту. Имели длину по буферам 9.635 мм, вес 42 тонны и развивали скорость до 40 км/ч. На саксонских дорогах обозначались как серия VT.
Когда саксонские государственные железные дороги были включены в состав Deutsche Reichsbahn, то таким паровозам присвоили серию BR89.2. 69 таких паровозов, находившихся на Deutsche Reichsbahn получили номера в диапазоне 201 - 269. Остальные, работавшие на промышленных и прочих ветках номера в диапазоне 8216 – 8221. В 1967 году в ГДР был списан последний такой паровоз, но даже после этого некоторые паровозы данной серии все еще можно было найти на различных заводских железных дорогах в полуразобранном состоянии. В наши дни ни один паровоз серии BR89.2 до наших дней не сохранился.
Модель паровоза BR89.70-75 позднего варианта
Встретить модель паровоза BR89.70-75 более позднего варианта (без скошенной стенки задней части кузова) до недавнего времени считалось редкостью. На просторах интернета нашлось фото модели паровоза BR89.70-75 времён ГДР. Опознать изготовителя не удалось, но не исключаю, что это могло быть PIKO.
В наши дни данную модель изготавливают фирмы Tillig и Maрклин.
Модель паровоза BR89.70-75 с тендером
Не обошли изготовители и модель паровоза BR89 с тендером. Ещё в 80-е годы данная модель выпускалась фирмой Rowa редкими партиями. Модель была трёхрельсовая (а-ля Марклин), рассчитанная на использование переменного тока.
До недавнего времени данную модель паровоза с тендером выпускала фирма Fleischmann на корпусе которой имеется бортовой номер 6225, который в реальности принадлежал паровозу BR89.70-75 с тендером.
Но у меня жуткое подозрение, что мотор у данного паровоза может находиться в тендере, что снижает скоростные характеристики модели. Поправьте в комментариях, если не прав.
А вот найти моделей паровозов BR89.70-75 строившихся по основному проекту (серия Т3) ранней версии со скошенным сзади кузовом найти не удалось. Если всё такие модели существуют, обаятельно пиши в комментариях!
На этом пока всё. До новых встреч. Впереди ещё интереснее.
#хоббииувлечения
#железнодорожный моделизм
#макет
#моделирование
#паровоз
#досуг