Найти в Дзене
Лахта Центр

10 ВАРИАНТОВ ПЕТЕРБУРГСКИХ МОСТОВЫХ

#архифакты

7 июля в некоторых странах отмечают забавный праздник — подсчитывают камушки на дорогах. В Петербурге впору считать варианты мощения, которое когда-то лежало или лежит на улицах и площадях.

Грунтовые
Поначалу все дороги в Петербурге были грунтовыми. Весной и осенью дороги размывало и ездить по ним было невозможно.

Санкт-Петербург в 1859 году, художник Л. Ф. Лагорио https://vk.cc/cpjC1N
Санкт-Петербург в 1859 году, художник Л. Ф. Лагорио https://vk.cc/cpjC1N

Деревянные
Первые мостовые были деревянными. На утрамбованную поверхность укладывали горбыль или хворост, а сверху — доски. От сырости дерево гнило, а от телег и экипажей — трескалось.
Для сохранности деревянных мостовых Петр I издал указ, который запрещал жителям носить обувь, подбитую железными подковами, иначе «те жестоко будут оштрафованы».

Брандмайор во время осмотра пожарных частей города. Фото: Карл Булла https://vk.cc/cpjC8d или https://vk.cc/cpjCag
Брандмайор во время осмотра пожарных частей города. Фото: Карл Булла https://vk.cc/cpjC8d или https://vk.cc/cpjCag

Из булыжников
В 1714 году вышел знаменитый указ Петра I «О привозе диких камней». Всем въезжающим в Санкт-Петербург полагалось привозить камни: с пешего человека — 1 булыжник, с телеги — 3, с судна — 30. Этот «дикий камень» шел на мощение дорог. Булыжники просто плотно укладывали.
Во времена Петра домовладельцев обязали мостить улицу возле своих зданий. При Елизавете Петровне для госслужащих ввели денежный «мостовой» налог.

Ремонт на Невском проспекте, 1906 год https://vk.cc/cpjCei
Ремонт на Невском проспекте, 1906 год https://vk.cc/cpjCei

Торцовые
Петербургский инженер Василий Гурьев предложил торцевое мощение улиц деревянными брусками — торцами из ели или сосны. Мостовые с «уличным паркетом» впервые в мире появились в Петербурге.
Технология следующая: деревянные бруски — круглые или шестигранные, высотой 20–25 см — ставились вертикально и плотно подгонялись друг к другу
Извозчики на колясках и господа в каретах гоняли по таким мостовым почти бесшумно, лошади не разбивали на них копыт, а петербуржцам было приятно гулять по деревянной дороге.
К 1910 году были полностью замощены торцами 16 центральных улиц. Отказались от деревянных шестигранников только с 1930 года.

Брусчатка в Тучковом переулоке. Фото: Фонтанка.ру https://vk.cc/cpjCq8
Брусчатка в Тучковом переулоке. Фото: Фонтанка.ру https://vk.cc/cpjCq8

Брусчатка
Дорога из обработанного камня в форме брусков гораздо удобнее, чем булыжная. Для тротуаров и набережных стали использовать гранитные плиты разных размеров.
Первая брусчатка появилась на Дворцовой площади после наводнения 1824 года. Потом замостили площадь перед Исаакиевским собором, Литейный и Вознесенский проспекты. Использовали прочный камень габбро-диабаз. Например, для мощения Тучкова переулка длиной 500 метров потребовалось около 300 000 камней брусчатки.

Площадь перед Смольным собором выложена булыжником https://vk.cc/cpjCuT
Площадь перед Смольным собором выложена булыжником https://vk.cc/cpjCuT

Чугунная
Чугунное мощение — вечное, но «золотое» по стоимости дорожное покрытие. Состоит из ажурных «шестеренок», при необходимости элемент легко вынимается и заменяется.
Такое красивое, дорогое и надежное мощение было, как говорят историки, в некоторых местах на Миллионной улице и Дворцовой набережной, но не сохранилось. В 1860-х годах чугун появился на дорогах в Кронштадте и прослужил без ремонта почти 80 лет. В годы Великой Отечественной войны металлическая мостовая была переплавлена на оборонные нужды. Сегодня остатки уникального чугунного ажура в Кронштадте сохранились на Якорной площади рядом с Никольским Морским собором и на Пеньковском мосту. Это уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. Считается практически единственной в мире чугунной мостовой, сохранившейся до наших дней.

Чугунное покрытие в Кронштадте https://vk.cc/cpjCmN
Чугунное покрытие в Кронштадте https://vk.cc/cpjCmN

Металл
В 1911 году часть Невского проспекта выложили металлическими листами. Шли поиски оптимального уличного покрытия.
Автомобилям на резиновых шинах было комфортно, а вот колеса экипажей грохотали, копыта лошадей скользили, извозчики вынужденно сворачивали на тротуары, пешеходы возмущались.
Эксперимент с металлической дорогой признали неудачным, через несколько месяцев вернулось торцевое покрытие.

Санкт-Петербург, Соляной переулок. Благоустройство выполнено по программе, реализуемой ПАО «Газпром».
Санкт-Петербург, Соляной переулок. Благоустройство выполнено по программе, реализуемой ПАО «Газпром».

Асфальт
6 июля 1838 года в Петербурге положили первый в России асфальт. На кирпичную дорожку у Исаакиевского собора вылили смесь разогретого асфальта с гранитной крошкой и разровняли. Публика с любопытством наблюдала за удивительными манипуляциями, которые стали привычными лишь спустя сто лет.
До этого асфальтовое покрытие считалось неудобным для лошадей. Только с 1932 года асфальт стал главным материалом на дорогах.

Санкт-Петербург, угол Потемкинской улицы. Благоустройство выполнено по программе, реализуемой ПАО «Газпром».
Санкт-Петербург, угол Потемкинской улицы. Благоустройство выполнено по программе, реализуемой ПАО «Газпром».

Литой асфальт
В 2002 году на Троицком мосту впервые в Петербурге появился литой асфальтобетон. Инновационный материал укладывается без применения дорожных катков, а самостоятельно набирает плотность, твердость и служит дольше обычного асфальта. Литые смеси на основе природного битума экспериментально применялись в Северной столице еще в 1865 году, но массовое использование началось только в наше время. К 2023 году литой асфальтобетон залит более чем на 50 мостах Северо-Запада, на участках КАД Петербурга и ЗСД.

Санкт-Петербург, Фурштатская улица. Благоустройство выполнено по программе, реализуемой ПАО «Газпром».
Санкт-Петербург, Фурштатская улица. Благоустройство выполнено по программе, реализуемой ПАО «Газпром».

Гранит
Благодаря поддержке ПАО «Газпром» в центре Петербурга восстанавливается гранитное мощение вместо асфальта. Посмотрите под ноги на проспекте Чернышевского и Фурштатской улице, на Литейном и Владимирском проспекте, на Большой и Малой Морской, на 1-й Советской и Большом проспекте Петроградской стороны, на Миллионной, Итальянской и Садовой… По гранитным плитам приятно и гулять, и торопиться по делам. Весь гранит — российский. Современные технологии обработки камня помогают создавать разные стильные решения. Восстановление гранитного мощения — это лишь часть масштабной программы благоустройства, которую «Газпром» реализует в Петербурге с 2007 года. За это время преобразились более 100 улиц, скверов, площадей и набережных.
Кстати, набережная «Лахта Центра» тоже вымощена гранитом с местных месторождений.