Найти тему

«Пули над Бродвеем» Вуди Аллена (1994) по мотивам «Чайки» Антона Чехова (1896)

Вуди Аллен дописал за Чехова «Чайку», как гангстер Чич (Чезз Палминтери) из его фильма сделал это за кислого драматурга Дэвида Шейна.

Мечта Антона Павловича писать-таки комедии воплотилась в «Пулях над Бродвеем» на 200%.

Сначала о головокружительных аналогиях русско-еврейского мирового режиссёра столетия.

Чеховский наивный-недоучка-невротик Костя Треплев, в фильме – мягкий циник и сомнительный философ Дэвид Шейн (в исполнении Джона Кьюсака), супер-образованный непризнанный гений авангардной сцены 20-х годов прошлого века, вымученный «психологизмом» нищеты и безызвестности.

Одержимая пустой мечтой и возвышенная до идиотизма Нина Заречная у Вуди Аллена - стриптизёрша, девушка криминального авторитета Оливия Нил (Дженнифер Тилли), способная сыграть все свои альтер-эго, и с каждым разом всё сексуальнее, громче и дороже.

До зубной боли ординарную мадам Аркадину мы с восторгом наблюдаем в образе богини Бродвея, прожжённой авантюристки с безошибочной интуицией и вкусом Хелен Синклер (волшебная Дайан Уист).

Вуди Аллен нашёл достойное место и для виртуозного прощелыги Тригорина, прототипа нескучного и скользкого как налим, заслуженного, но стареющего актёра Уорнера Пёрселла (обаяшка Джим Бродбент).

Сюжет - просто конфетка! Неудачливый, но талантливый режиссёр Дэвид Шейн хочет поставить никому не нужную аховую пьесу на деньги мафиози Ника Валенти (конечно же Джо Витерелли), при условии, что главную роль в спектакле сыграет его девочка-эскортница из кабаре. Кстати, даже название той пьесы у Аллена в фильме - «Бог наших отцов», гениально считывает лейтмотив чеховских пьес о русском мифическом бытии преданий, рефлексий и бесконечной скуки.

Сырой и абстрактный материал пьесы дорабатывается на репетициях правдой жизни от бандита Чичи, охранника Оливии. В результате постановка становится шедевром, а её теневого автора убивают в гангстерской разборке. Триумф достался соавтору и профессиональной труппе как джекпот в казино. Желание главного героя исполнено, но счастья нет. Ему предстоит одиссея поисков и разочарований на этом празднике жизни, на котором он встретил истинного драматурга, не умеющего писать.

Фильм - в десятке лучших фильмов года, шесть «Оскаров», «Золотой глобус», “BAFTA” и масса премий от гильдий кинокритиков, киноактёров и сценаристов.

Чеховская фабула по-манхэттенски – любая безнадёжная пьеса про «львов, орлов и куропаток» обречена на успех, если в неё вдохнуть парадокс непредсказуемости и обаяние диалогов.

И кому как не Вуди Аллену было дано увидеть потенциал многомерного игрового дизайна в жанре чеховского «театра в театре».

Даже если вас не интересуют литературные аналогии, этот эталонно развлекательный фильм даст вам возможность оценить лёгкое остроумие диалогов (лучше в оригинале) и шик бродвейского бурлеска из легенд о «той» Америке.