Вуди Аллен дописал за Чехова «Чайку», как гангстер Чич (Чезз Палминтери) из его фильма сделал это за кислого драматурга Дэвида Шейна.
Мечта Антона Павловича писать-таки комедии воплотилась в «Пулях над Бродвеем» на 200%.
Сначала о головокружительных аналогиях русско-еврейского мирового режиссёра столетия.
Чеховский наивный-недоучка-невротик Костя Треплев, в фильме – мягкий циник и сомнительный философ Дэвид Шейн (в исполнении Джона Кьюсака), супер-образованный непризнанный гений авангардной сцены 20-х годов прошлого века, вымученный «психологизмом» нищеты и безызвестности.
Одержимая пустой мечтой и возвышенная до идиотизма Нина Заречная у Вуди Аллена - стриптизёрша, девушка криминального авторитета Оливия Нил (Дженнифер Тилли), способная сыграть все свои альтер-эго, и с каждым разом всё сексуальнее, громче и дороже.
До зубной боли ординарную мадам Аркадину мы с восторгом наблюдаем в образе богини Бродвея, прожжённой авантюристки с безошибочной интуицией и вкусом Хелен Синклер (волшебная Дайан Уист).
Вуди Аллен нашёл достойное место и для виртуозного прощелыги Тригорина, прототипа нескучного и скользкого как налим, заслуженного, но стареющего актёра Уорнера Пёрселла (обаяшка Джим Бродбент).
Сюжет - просто конфетка! Неудачливый, но талантливый режиссёр Дэвид Шейн хочет поставить никому не нужную аховую пьесу на деньги мафиози Ника Валенти (конечно же Джо Витерелли), при условии, что главную роль в спектакле сыграет его девочка-эскортница из кабаре. Кстати, даже название той пьесы у Аллена в фильме - «Бог наших отцов», гениально считывает лейтмотив чеховских пьес о русском мифическом бытии преданий, рефлексий и бесконечной скуки.
Сырой и абстрактный материал пьесы дорабатывается на репетициях правдой жизни от бандита Чичи, охранника Оливии. В результате постановка становится шедевром, а её теневого автора убивают в гангстерской разборке. Триумф достался соавтору и профессиональной труппе как джекпот в казино. Желание главного героя исполнено, но счастья нет. Ему предстоит одиссея поисков и разочарований на этом празднике жизни, на котором он встретил истинного драматурга, не умеющего писать.
Фильм - в десятке лучших фильмов года, шесть «Оскаров», «Золотой глобус», “BAFTA” и масса премий от гильдий кинокритиков, киноактёров и сценаристов.
Чеховская фабула по-манхэттенски – любая безнадёжная пьеса про «львов, орлов и куропаток» обречена на успех, если в неё вдохнуть парадокс непредсказуемости и обаяние диалогов.
И кому как не Вуди Аллену было дано увидеть потенциал многомерного игрового дизайна в жанре чеховского «театра в театре».
Даже если вас не интересуют литературные аналогии, этот эталонно развлекательный фильм даст вам возможность оценить лёгкое остроумие диалогов (лучше в оригинале) и шик бродвейского бурлеска из легенд о «той» Америке.