— Иван Иванович, а ты знаешь, что Лаврентий готовил захват власти в СССР, и как английский шпион, планировал реставрировать капитализм в России?
Заместитель министра внутренних дел СССР, генерал армии Иван Масленников, удивлённо взглянув на Никиту Сергеевича, резко ответил:
— Не знал. Да и не было этого. Не мог Лаврентий Павлович пойти на эту авантюру. Вас ввели в заблуждение.
— Да похоже это тебя, Иван, ввели в заблуждение. Это что же, получается, партия ошибается? Тебе, как члену партии, надо бы придерживаться намеченной линии. А то ведь и с партийным билетом можно распрощаться, — начал нервничать Хрущёв, повышая голос на Масленникова.
— А вы меня не пугайте, товарищ первый секретарь. Пуганный. Немец пытался, да ничего у него не вышло. А по поводу захвата власти в СССР… Вот я что вам скажу. Да если бы Ване Масленникову поставили задачу взять Москву и Кремль из ваших потных ладошек, да кто бы его мог удержать? Увы, не ставил товарищ Берия такой задачи.
Бил Деникина, бил Врангеля, бил Колчака
Он насквозь видел банду Хрущёва. Это не Берия готовился захватить власть в СССР после смерти Сталина. Это они осуществили переворот, перетянув на свою сторону военных во главе с маршалом Жуковым.
«А сейчас хотят, чтобы я, как многие, начал клеветать на Лаврентия Павловича. Ну уж нет. Дудки им!», — думал он, сидя в своём большом служебном кабинете.
Иван Масленников, человек, сделанный из кремня, родился в Самарской губернии. Его отец был путевым обходчиком на железной дороге. Иван же, тоже, как и его родитель, планировал связать свою судьбу с дорогой. В 15-летнем возрасте, окончив железнодорожное училище, стал работать телеграфистом на станции.
Но через два года жизнь его резко переменилась. Гражданскую войну начинал связистом, а заканчивал её командиром кавалерийского полка. Проснулась в нём, видать, казацкая удаль далёких предков.
Иван Масленников участвовал в боях против белой гвардии адмирала Колчака. Там он получил своё первое ранение. Подлечившись, его посылают на Юго-Восточный фронт, где его бойцы яростно сражались с Деникиным. Затем участвовал в разгроме чёрного барона Врангеля в Крыму.
Бил басмачей
Гражданская закончилась, но наш Иван Иванович и не думал успокаиваться. Подучиться там, подлечиться, отдохнуть наконец. Нет. Он опять на передовой.
Командовал кавалерийскими бригадами, которые направляли в самые горячие точки на территории молодой советской республики. А в конце 20-х его отправили служить в пограничные войска ОГПУ.
Басмачи не давали покоя. Вот туда-то, в горячие точки среднеазиатского подбрюшья, и направили Ивана Масленникова. Его Хорезмский кавалерийский полк громил повсюду банды басмачей, которых щедро тогда спонсировали англичане деньгами и оружием.
Он даже успевал учиться в это непростое время. Окончил Новочеркасские кавалерийские курсы. Затем в 1934–1935 годах заочно обучался в Военной академии имени М. В. Фрунзе.
Бил фашистов
Вроде можно было бы и опять успокоиться. В горячих песках Средней Азии стало тихо. Нет. Не таков наш герой. Он прекрасно понимал, что в скором времени тяжело станет там, на западных рубежах страны.
В конце 1937 года комбриг Масленников, не проработав и года в центральном аппарате НКВД, уезжает в Белоруссию. Его назначили командующим пограничными войсками Белорусского военного округа.
Известно, что самый тяжёлый удар фашистов пришёлся на Белоруссию. Известно также, что пограничные войска НКВД СССР в июне 41-го стали неожиданным препятствием для вермахта. Они отводили час-другой, чтобы перешагнуть через заставы и двигаться дальше на восток. Но вышло совсем не так.
Пограничные войска оказались лучше всех подготовленными к удару. Где-то они держались день, где-то неделю. Кто-то больше. Некоторые заставы немцы и вовсе предпочли обойти стороной.
Это, в том числе, и заслуга Ивана Масленникова. Как только вступив в должность, он, как всегда, с удивительным рвением бросился обустраивать западные рубежи. Правда на те, которые в 1939 году отодвинулись дальше на запад, оставалось не так много времени. Он сделал тогда всё, что смог.
Тогда, в июле 1941 года, от пограничных войск Белорусского военного округа практически ничего не осталось. Кто-то погиб в первый же день войны, кто-то дрался в окружении, не отступив ни на шаг. Кому-то повезло больше, получив приказ на отступление и соединившись с частями РККА, отойти на восток.
С июля 41-го Масленников командует армией. Защищает подступы к Смоленску, Москве. Его бойцы участвуют в Ржевско-Вяземской операции. В июле 1942 года, его 39-я армия, глубоко вклинившись в немецкую оборону на Смоленщине, была полностью окружена. Тяжело раненного Ивана Масленникова тогда чудом удалось спасти. Его вывезли на самолёте. К сожалению, армия его, так и не прорвав окружение, полностью была разбита.
Длительное лечение. Затем командование различными армиями, фронтами. Северо-Кавказским и 3-м Прибалтийским. Части под командованием генерала армии Масленникова успешно действовали в Псковско-Островской, Тартусской и Рижской наступательных операциях.
Бил японцев
Война с гитлеровской Германией закончилась. И где же после этого оказался наш герой? Правильно. На восточных рубежах страны.
Его назначили заместителем Александра Василевского, занимающего тогда пост Главнокомандующего советских войск на Дальнем Востоке. Принимал непосредственное участие в разработке операций по разгрому японских войск. Дни и ночи проводил в передовых частях советской армии.
Ивана Масленникова за участие в разгроме Квантунской армии в сентябре 1945 года представили к званию Героя Советского Союза.
Ушёл достойно из жизни
Через месяц после окончания Второй Мировой войны Ивана Ивановича перекидывают в Закавказье. Сначала он командует войсками Бакинским военным округом, а затем Закавказским. В то время там ой как неспокойно было.
В 1948 года Ивана Масленникова и вовсе переводят в милиционеры. Назначают заместителем министра внутренних дел СССР по войскам. Именно его ребята тогда гоняли по лесам недобитых бандеровцев и лесных братьев в Прибалтике.
Иван Иванович Масленников ушёл из жизни через год после смерти Сталина. Павел Судоплатов вспоминал, что перед тем, как Масленникову уйти из жизни, от него добивались признания против Лаврентия Берии.
Показания такого боевого генерала могли бы тогда многим позакрывать рты. Но Масленников оказался крепким орешком. Никогда он не воевал за награды и звания. Никогда не предавал своих товарищей. Великий был человек, человек эпохи.
Нам сложно сейчас кого-то обвинять. Сам ли он в тот вечер в своём кабинете приложил пистолет к виску или помогли ему. Обстоятельства своей смерти он унёс с собой. Ему было всего пятьдесят три года.
Юрий Бондарев очень просто сказал про генерала Масленникова:
«Не забывать время – значит не забывать людей, не забывать людей – значит не забывать время».
Заставляли забыть. При Хрущеве имя этого героя даже упоминать было запрещено. Не говоря уже о том, чтобы поставить ему памятник, назвать его именем улицу, площадь.
И лишь в 1981 году одну из улиц Орджоникидзе (ныне Владикавказ) назвали именем генерала армии Масленникова. На родине, в Самарской области, так и не удосужились до настоящего времени хоть как-то, хоть чем-то увековечить его память.
📌 Вашему вниманию: