Каждый человек встречался в своей жизни с критикой лично в свой адрес или в адрес того, что он сделал и это почти всегда воспринимается болезненно. Кажется, что критика наших дел, а не нас самих должна восприниматься легче, но в реальности мы часто не можем отделить свою личность от своих дел и нам тоже больно. Если вы уже научились справляться с критикой или вас уже не критикуют вовсе окружающие люди, то эта статья не для вас. В противном же случае, что-нибудь в этой статье обязательно вам будет полезным.
Критика (от греч. kritike – искусство суждения), как мыслительная способность к оценке, проверке, одна из важнейших способностей человека, предохраняющая его от последствий заблуждений и ошибок, и она, в первую очередь, направлена на выявление недостатков объекта критики. Критика часто является постоянным спутником общения, причиной раздоров между людьми, когда собеседники высказывают свое отношение к действиям, результатам труда, творчества или к личности собеседника.
В психологическом смысле понятие критики субъективно, так как любая внешняя информация (слова или действия), которую воспринимает человек, может быть принята как критика, а может трактоваться совсем иначе: как комплимент, совет, случайная фраза и т.п.
Например, вам кто-нибудь говорит:
- У тебя прикольная прическа
Вариант 1. - Спасибо (принято как комплимент)
Вариант 2. – На свою лучше посмотри... (принято как критика)
То, как мы трактуем информацию зависит от того, какой отклик она находит у нас внутри – в нашей картине мира. У каждого человека внутри есть субличность - свой «внутренний критик», если внешняя информация звучит в унисон с нашим внутренним критиком, то мы её воспринимаем как критику, если же наш внутренний критик не затронут – внешняя критика нас никак не задевает. Это как резонанс, который мы знаем из курса физики – совпадение неприятных для нашей самооценки убеждений нашего внутреннего критика с внешней информацией вызывает резкий всплеск неприятных убеждений о самом себе, мы чувствуем эмоциональную боль, на которую реагируем. Нам кажется: я неудачник, я недостаточно хорош, умен, талантлив, красив, добр, профессионален, ценен, любим и т.д.
Например, если наш внутренний критик нашептывает нам, что мы недостаточно компетентны, то любые слова про нашу компетентность мы будем воспринимать как критику. Или если наш внутренний критик сомневается, что мы достаточно красивы, то любые слова о нашей внешности мы будем рассматривать как критику. А если вдруг, нас кто-то напрямую за что-то похвалит, то наш внутренний критик сразу обесценит похвалу.
Каждый, в той или иной мере, умеет справляться с последствиями критики: для этого у человека существует широкий спектр подсознательных психологических защит (отрицание, вытеснение, подавление, замещение, проекция, рационализация, отчуждение, идентификация, сновидение, сублимация, катарсис), часть из которых действует на опережение – позволяет избегать критики, пропускать её мимо ушей, а другая часть специализируется уже на борьбе с последствиями критики. Недостаток работы подсознательных психологических защит состоит в том, что в результате их действия человек защищен от любой критики, в том числе от конструктивной, полезной критики, основная цель которой заключается в том, чтобы помочь увидеть скрытые стороны, исправить недочёты или что-то улучшить в идее, поведении, решении задачи и т.д.
Помимо подсознательных психологических защит с болезненным воздействием критики можно справляться и с помощью сознательно используемых приемов, техник, алгоритмов поведения (копинг стратегий). Сознательное использование человеком приемов работы с критикой, позволяет одновременно и защитить его картину мира, самооценку и увидеть конструктивные моменты критики.
Общая устойчивость личности перед лицом любых сложных обстоятельств в жизни, включая критику, определяется структурой его картины мира, наличием ценностей и целей, смыслов существования, которые, в случае правильной постановки, позволяют человеку справляться с любыми трудностями, которые он встречает на своем жизненном пути. Также имеют значение и особенности текущего физического состояния человека, типа его нервной системы, темперамента и т.д..
Работа с собственной картиной мира, адаптация её под постоянно изменяющиеся внешние и внутренний условия – это стратегический, медленный и кропотливый процесс, а в ситуацию критики человек зачастую попадает внезапно, когда он к ней не готов и ему требуется помощь в совладании со своим состоянием, своими негативными эмоциями. После того, как человек сумеет снизить накал эмоций, он уже может конструктивно подходить к оценке критики, извлекая из неё опыт и пользу для себя.
Одним из возможных методов, которые можно применять сознательно в сложных, эмоционально наполненных состояниях критики, является Диссоциация. Метод диссоциации был разработан в направлении практической психологии НЛП и базируется на сознательном применении одной из самых мощных подсознательных психологических защит – отчуждения.
Диссоциация основана на способности человека перейти в позицию «наблюдателя» за самим собой в каждой конкретной ситуации. То есть смотреть на самого себя со стороны, отделив себя от своего эмоционального состояния.
Когда мы находимся внутри ситуации, (ассоциированы) то мы действуем от первого лица, чувствуем, думаем, переживаем – нас критикуют, нам больно, обидно, мы злимся, думаем, что все вокруг плохие и говорят неправду, а когда мы в позиции стороннего наблюдателя (диссоциированы), то оцениваем происходящее в ситуации как посторонний наблюдатель, как будто это происходит не с нами, а это кто-то другой действует, чувствует, думает, переживает, а мы просто с интересом наблюдаем и фиксируем только внешнюю сторону, то, что мы видим снаружи – сидит человек, слушает слова других людей, вот он покраснел, вот наклонил голову, вот кричит.
Как выполняется диссоциация?
Представим ситуацию, когда вас критикуют и вам неприятно, обидно, вы возмущены, переполняющие вас эмоции не дают нормально думать и оценивать, есть в критике конструктивное зерно. Что можно сделать?
Наиболее распространенная визуальная диссоциация:
Представьте, что от вас отделяется ваша копия - Вы №2, встает рядом с вами чуть сзади и смотрит на вас и на всю ситуацию со стороны. То есть в ситуации есть Вы №1 и за ним наблюдающий Вы №2. Представляйте, что Вы №2 смотрите на Вас №1, смотрите, что №1 говорит, в какой позе находится, как двигается, что делают другие люди – смотрим только на внешнюю сторону событий, не оценивая состояния, мысли тех, на кого смотрите. Проверяем свое состояние, как себя чувствует Вы №2? Попробуйте в своем представлении отойти подальше – поближе, сменить точку наблюдения. Чем выше «накал страстей» в ситуации (чем более болезненна критика), тем надо дальше отойти Вам №2 и смотреть на №1 с большего расстояния.
Можно представить, что вы в кинозале и Вы №1 на экране, Вы №2 смотрите фильм, а вы №3 сидите в кинобудке и показываете фильм. Если ситуация сильно эмоционально напряжена, то можно представить, например, что вы смотрите на себя из-за защитного стекла, а слова вашего собеседника можно представить в виде текста, который вы читаете.
Если вам трудно визуально представить себя со стороны, возможно вы аудиал – ваш основной канал восприятия звуковой. При аудиальной диссоциации прислушайтесь, как будто ваша копия – Вы №2 слышит голос Вас №1 со стороны, например, как звук радио, телевизора, как будто вы слушаете подкаст. В зависимости от накала ситуации уменьшайте громкость, можно замедлить или ускорить речь. Как и в случае с визуальной диссоциацией важно не вникать в суть речи, а слушать её как некий внешний шум, звуки, следить за громкостью, ритмом, красотой звука.
Если плохо получается представлять и слушать, то возможно вы кинестетик – ваш основной канал восприятия тактильный. При кинестетической диссоциации вы представляете, что Вы №1 со всеми вашими внутренними ощущениями и переживаниями остаетесь на месте, а сами физически делаете шаг назад, оставляя все свои ощущения в Вы №1, назад же отшагнули уже Вы №2. И теперь вы чувствуете себя как вы №2.
Если во время диссоциации эмоциональное напряжение все еще ощущается вами, то можно выполнить многомерную диссоциацию, то есть представить свою копию №3, которая наблюдает за вами №2, который в свою очередь наблюдает за вами №1. И так далее.
Проведение диссоциации позволяет вам отделить снизить эмоциональное реагирование и спокойно поискать в критике рациональную составляющую, сформулировать ответ тому, кто вас критикует. Вы можете уже спокойно подумать: а есть ли какое-то конструктивное рациональное зерно в критике или нет? Если есть – принять к сведению, если нет – игнорировать.
Диссоциацию можно использовать как в момент ситуации критики, так и после него, когда мы вспоминаем ситуацию критики и заново переживаем неприятные нам эмоции.
Не забудьте только в конце снова соединить все ваши диссоциированные Я и стать сами собой. Удачи!
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации. А жителей Петербурга приглашаем в Державинский институт не только изучать иностранные языки, но и заниматься саморазвитием и психологией.
derzhavinsky.com/psy
Александр Мохов