Первенец в семье конструктора Сталинградской ГРЭС Германа Степановича и учительницы физкультуры Калерии Георгиевны родился в том же городе, где трудился отец, – в Сталинграде. Его назвали Элемом; по одной версии – по первым буквам основоположников идеологии Советского Союза – Энгельса, Ленина, Маркса, а по другой, со слов младшего брата Германа, появившегося восемью годами позже, в год войны, – в честь главного героя романа Джека Лондона Элама Харниша. Раннее детство Элема прошло в Сталинграде, откуда его вместе с матерью и бабушкой спешно эвакуировали через Волгу, на Урал. А отец вскоре начал работать в Москве, в Комиссии партийного контроля ВКП(б). Семья воссоединилась позже, и школу Элем заканчивал уже в Москве. Не решив для себя вопрос – кем быть? – инженером или гуманитарием, – он поступил в Московский авиационный институт, на «серьезную» специальность – инженер-механик самолетостроения. Одновременно начал сотрудничать с некоторыми центральными СМИ, и в итоге, закончив МАИ и проработав только год на авиастроительном предприятии в столице, в 1958 году решил навсегда связать свою жизнь с кино. Так начинающий самолетостроитель оказался на режиссерском факультете ВГИКа, в мастерской Ефима Дзигана.
По семейным ли убеждениям, или по другим соображениям, но в 1962 году Элем Климов вступает в ряды КПСС. Однако это не помогло ему безболезненно провести свой первый серьезный (к слову, дипломный) фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» через цензуру. Решающую роль сыграло лишь личное одобрение картины Никитой Хрущевым. А в прокате фильм получил огромный успех, что помогло Э.Г. Климову сразу же устроиться на работу штатным режиссером на «Мосфильм».
Э.Г. Климов не был тем мастером кино, который стабильно и много снимал. В силу разных причин за свою 70-летнюю жизнь и почти 40-летнюю творческую он создал чуть больше 10 картин. Однако почти каждая становилась или событием в кинематографической среде и обществе, и/или проходила через много кругов критики, чтобы в итоге, миновав «полочный» период, с триумфом выйти к зрителю.
Э.Г. Климовым были сняты такие известные фильмы как «Похождения зубного врача», «Спорт, спорт, спорт», «Агония», «Лариса», «Прощание». Совместно с М.М. Хуциевым и Г.Н. Лавровым Элем Климов работал над завершением посмертного фильма М.И. Ромма «И все-таки я верю…».
Последней и самой значимой картиной Э.Г. Климова стало монументальное кинополотно о Великой Отечественной войне «Иди и смотри». История создания этой картины, рассказывающий о партизанском движении и преступлениях нацистов в белорусской деревне Хатынь в 1943 году, отражена в документах, которые также находятся в РГАЛИ.
Личный фонд режиссера в архиве (ф. 3095) начал складываться в 1995 году, когда на хранение от самого Элема Германовича поступили первые материалы. Впоследствии, вплоть до 2001 года, фонд продолжал пополняться самим режиссером.
Ныне здесь находятся варианты литературных сценариев «Иди и смотри», творческие и рабочие заметки режиссера по производству фильма, фотографии со сьемок фильма, фотодокументы, которые Э.Г. Климов собирал для фильма, и др. материалы.
Работа Э.Г. Климова и А.М. Адамовича над кинокартиной началась в середине 1970-х гг., когда два автора сценария, обсуждая возможные варианты экранизации «Хатынской повести», приступили к выбору натуры и материалов. В 1976 году кинорежиссер и писатель вместе с художником-постановщиков В.В. Петровым ездили по лесам Белоруссии.
Первоначально они остановились на названии фильма «Убейте Гитлера», настаивая на его сохранении несмотря на негативное отношение руководителей киноотрасли. Так, в служебной записке заместителя Председателя Госкино БССР Б.В. Павленока Председателю Госкино СССР В.В. Матвееву от 24 июня 1977 года читаем: «Авторы, настаивая на сохранении названия “Убейте Гитлера”, ограничиваясь рассмотрением фашизма, как явления отвлеченного нравственно-философского характера, по сути, не приняли требований об уточнении идейно-политической направленности замысла. В связи с этим считаем необходимым режиссерский сценарий “Убейте Гитлера” вернуть на доработку, работу над фильмом приостановить» (РГАЛИ. Ф. 3095. Оп 1. Ед.хр. 403).
Режиссер и писатель были поставлены, таким образом, перед необходимостью искать новое название картины, однако, как видно из заключения Главной сценарной редколлегии Госкино СССР от июля 1983 года, прежнее название сохранялось и продолжало вызывать критику (РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 4. Ед.хр. 7586). Авторы в итоге поняли, что ситуация требовала перемен, поскольку с конца 1983 года в документах появляется известное ныне название – «Иди и смотри». Фильм был запущен в производство.
Интересны хранящиеся в РГАЛИ альбомы кинопроб к кинокартине. Из них видно, что, например, на роль Флёры рассматривалось множество молодых актеров: А.Б. Жезляев, А.Е. Леонов, А.Е. Ташков и др. На роль Глаши почти сразу пригласили актрису М.В. Левтову, а на роль партизана Рубежа проходил пробы известный советский актер Б.Н. Брондуков.
Кинокартина молниеносно стала сенсацией, и в конце 1985 года участвовала в XIV Международном кинофестивале в Москве. В фонде РГАЛИ № 2912 – «Редакция журнала “Искусство кино”» есть статья киноведа Е.Н. Карцевой о кинокартине Э.Г. Климова. Елена Николаевна пишет: «Волею обстоятельств картина Элема Климова как бы дважды рождалась: сложившейся в воображении режиссера, готовой к съемкам картине пришлось несколько лет ждать осуществления. Годы эти, обрушившие на Климова огромную личную трагедию – гибель в автокатастрофе жены, Ларисы Шепитько, – обострившие его восприятие мира, его слух художника, внесли свою коррекцию в замысел, подвигли на поиски новой кинематографической структуры, новой поэтики. Многое сошлось здесь: душевное состояние после пережитой потери, опыт последовавшей затем работы над лентами “Лариса” и “Прощание” и, кончено же, реальное движение самого времени, как никогда взыскующего ныне к самосознанию человека. Сошлось, чтобы трансформироваться, по признанию самого Климова, в новый фильм, выражающий его сегодняшние чувствование, его тревогу и надежду» (РГАЛИ. Ф. 2912. Оп. 6. Ед.хр. 592).
В постсоветский период фильм широко обсуждался, а сегодня его определенно относят к «золотому фонду» отечественного и мирового кинематографа.
Впоследствии Э.Г. Климов продолжил режиссерскую работу (в частности, у режиссера была идея снять кинокартину по мотивам «Мастера и Маргариты»), но картина «Иди и смотри» стала в его творческой биографии последней.
***
В личном фонде Элема Германовича в РГАЛИ ныне собран ряд его сценариев, записные книжки, переписка с отечественными и зарубежными коллегами, друзьями, знакомыми. В фонде хранится большое количество изобразительных материалов: фотографии самого кинорежиссера, фотографии со сьемок, кинопроб, натурных мест. Здесь находятся также и собранные Э.Г. Климовым архивные фотографии для работы над кинокартинами. Помимо этого, в собрании отложились произведения А.М. Адамовича, В.П. Аксенова, Б.А. Ахмадуллиной и др., но особое место занимают материалы о Л.Е. Шепитько (в последние годы своей жизни он также передал в архив и ее документы, которые образовали личный фонд Ларисы Ефимовны Шепитько под номером 3223).
Немалый интерес представляют также материалы о кратком пребывании Э.Г. Климова на посту председателя Союза кинематографистов СССР, когда в силу определенной эволюции его убеждений экраны страны заполнились картинами «про жизнь», оказавшими не самое лучшее влияние на общий нравственный уровень общества.
Документы фонда, таким образом, позволяют не только погрузиться в творческую судьбу кинорежиссера, но и лучше понять тенденции развития отечественного киноискусства во второй половине ХХ века.
Н.А. Илюшин,
заведующий архивохранилищем
государственных учреждений и организаций