Найти тему
Гайдаровка

Жизнь и судьба забытой писательницы Татьяны Богданович

В редком фонде Гайдаровки есть две книги писательницы Татьяны Богданович, изданные в 1930-е годы. Одна из них называется «Суд над колдуном», вторая – «Ученик наборного художества». Обе исторические повести имеют лихо закрученный сюжет и симпатичных героев, которым хочется сопереживать. Язык не то, чтобы легкий – ведь описываются прошлые века, историзмы просто обязаны там быть, – но легко читаемый.

Писательница выбрала такие времена в истории России, которые не слишком часто встречаются в отечественной детской литературе. «Суд над колдуном» – это годы правления царя Алексея Михайловича по прозвищу Тишайший, отца Петра Первого. Действие повести «Ученик наборного художества» происходит перед восшествием на престол императрицы Елизаветы Петровны. Кроме сюжетной линии, связанной с главными героями, есть в повестях интересные детали, которые характеризуют эпоху, описание жизни самых разных слоев народа. И вместе с тем нет черно-белого противостояния классов, которое так характерно для образа мыслей тех бурных лет, когда писались повести. Совершенно непонятно, по какой причине был забыт столь интересный автор. Тем приятнее вспомнить о ней и ее произведениях и рассказать о них читателям нашего канала.

Сначала мы планировали написать о двух повестях Татьяны Богданович в одном посте. Но с этими книгами оказалось связано так много талантливых людей, что было бы непростительно писать о каждом из них скомкано, второпях. Итак, разделим рассказ на четыре части – в скором времени ждите продолжение!

Вместо детского сада – в ссылку

Поговорим сначала о самой писательнице. Она родилась в 1872 году в Санкт-Петербурге. Татьяна Александровна Криль (фамилия Богданович появилась после замужества) была дворянкой. В три года девочка лишилась матери и стала жить в семье своей тети Александры, которая была замужем за общественным деятелем Николаем Анненским, братом поэта Иннокентия Анненского. (Иногда в интернете можно встретить ошибочное утверждение, что Татьяна была приемной дочерью поэта). В мемуарах «Повесть моей жизни» она вспоминала встречи с дядей Кеней на протяжении всей жизни:

«Он приезжал ко мне очень часто, и каждый раз, как драгоценнейший дар, он вынимал из портфеля обычную четвертушку бумаги, на которой его четким почерком, немного напоминающим греческие буквы, было написано новое стихотворение».

Н. А. Ярошенко портрет Татьяны Криль 1880 г.
Н. А. Ярошенко портрет Татьяны Криль 1880 г.

Жизнь в семье Анненских не была скучной. Маленькой Тане пришлось поехать с ними в ссылку – какое-то время семья жила в сибирском городке Тара (мы тут же вспомнили Скарлетт О’Хара), затем в Казани и Нижнем Новгороде. В Нижнем она закончила с золотой медалью гимназию, потом училась в Санкт-Петербурге на историко-филологическом отделении Высших женских Бестужевских курсов. Не удивительно, что с такой семьей и образованием Татьяна стала заниматься публицистикой и переводами.

Татьяна Богданович и ее приемные родители
Татьяна Богданович и ее приемные родители

Она писала беллетристику, статьи о политическом устройстве, культуре и истории зарубежных стран, особое внимание уделяя Японии (отзвук этого интереса заметен в повести «Ученик наборного художества»). В 1897 году опубликовала историческую повесть для детей под названием «Алхимик». Первый опыт Татьяны Богданович в детской литературе был еще не вполне самостоятельным – повесть представляла собой переделку с немецкого языка. Но все-таки этот опыт состоялся.

Замуж за ангела

В 26 лет Татьяна в самом буквальном смысле вышла замуж за ангела. Ангел Иванович Богданович был потомственным дворянином польско-литовского происхождения.

Татьяна Богданович в год свадьбы
Татьяна Богданович в год свадьбы

В юности он входил в народовольческий кружок, был арестован. Острый и проницательный критик, талантливый журналист (современники отмечают его «едкий полемический талант») был тяжело болен и умер после неудачной операции в возрасте 47 лет.

После смерти мужа в 1907 году Татьяна Богданович осталась с четырьмя детьми. Ей пришлось зарабатывать на жизнь, потому так велик список изданий, с которыми она сотрудничала. Она была корреспондентом газеты «Парус», редактором беллетристического отдела газеты «Современное слово» и его приложений, публиковалась в журнале «Современный мир», писала статьи и делала переводы в «Новом журнале для всех», «Русском богатстве», «Русских записках».

Татьяна Богданович с детьми
Татьяна Богданович с детьми

Татьяну Богданович интересовала история: так появились работы, посвященные Великой французской революции, серия очерков по истории России и русского революционного движения, очерки об эпохе Николая I и Александра II. Она также участвовала в общественной жизни страны – перед революцией 1917 года была председателем политического общества Красный Крест.

После революции

Публицист не может не писать, особенно на сломе эпох. В 1917 году были опубликованы работы «Первый революционный кружок Николаевской эпохи. Петрашевцы», «Хождение в народ», «Великие дни революции. 23 февр.-12 марта 1917 г.». В голодном 1918 году Татьяне Александровне с детьми удалось переехать в Полтаву, где жизнь была полегче: ее пригласил туда известный писатель и друг семьи Анненских Владимир Короленко.

Владимир Галактионович Короленко
Владимир Галактионович Короленко

Владимир Галактионович считал себя, как он шутливо говорил, «содядюшкой» Татьяны Александровны. Так родились ее воспоминания о последних годах его жизни.

По совету Маршака Татьяна Богданович написала несколько исторических повестей для подростков: «Суд над колдуном», «Ученик наборного художества», «Соль Вычегодская», «Горный завод Петра Третьего», «Холоп-ополченец». Книжки пользовались популярностью. В это же время выходят ее переводы произведений Ф. Энгельса, Г. Спенсера, Г. Мопассана, Ж. Верна, М. Метерлинка, Б. Келлермана, С. Льюиса и др. Вместе с Корнеем Чуковским она пересказала знаменитую повесть Джеймса Гринвуда «Маленький оборвыш». Татьяна Богданович также занималась общественной деятельностью: в 1928-32 годах она возглавляла секцию детских писателей Ленинграда.

Непосредственно перед Великой отечественной войной в 1941 году Татьяна Александровна написала мемуары. Опубликовать их она не успела. Татьяна Богданович умерла от клещевого энцефалита в эвакуации под Свердловском. Случилось это 31 декабря, в последний день сурового 1942 года.

Татьяна Богданович в 1940 году
Татьяна Богданович в 1940 году

В течение всей жизни Т.А. Богданович общалась со многими интересными людьми. В тесный круг ее семьи входили Иннокентий Анненский и Владимир Короленко. Еще в Нижнем Новгороде она встречалась с актрисой Марией Ермоловой, писателем Глебом Успенским, начинающим автором Максимом Горьким. Занятия журналистикой добавили в ее круг общения писателей, общественных деятелей, людей самых разных профессий. На страницах мемуаров есть описания встреч, разговоров и словесные портреты очень многих представителей разных слоев русского общества. В них – свидетельства важнейших для России событий, черты быта русской интеллигенции в Петербурге и в провинции, подробности жизни курсисток, путевые заметки. Мемуары она посвятила своим внучкам.

Повесть «Ученик наборного художества»

Если всю жизнь заниматься написанием текстов, рано или поздно придется столкнуться с работой типографии. Там в соответствии с четким производственным графиком происходит маленькое чудо – рождение книги. Чтобы показать юным читателям, как все это устроено и рассказать при этом о жизни России 18 века, Татьяна написала повесть о жизни любознательного подростка Акима Камбарова. Аким приехал в Петербург учиться типографскому делу из маленького северного города Каргополь.

Богданович, Т. Ученик наборного художества / Т. Богданович ; обложка и рисунки Е. Сафоновой. – 2-е издание, дополненное. – Москва : Ленинград : ОГИЗ : Государственное издательство детской литературы, Ленинградское отделение, 1934. – 264 с. : ил.
Богданович, Т. Ученик наборного художества / Т. Богданович ; обложка и рисунки Е. Сафоновой. – 2-е издание, дополненное. – Москва : Ленинград : ОГИЗ : Государственное издательство детской литературы, Ленинградское отделение, 1934. – 264 с. : ил.
Акиму шел уже пятнадцатый год. Пора было браться за дело. Отец уговаривал его проситься у попа причетником в церковь. Но Акиму не хотелось так и сидеть век в Каргополе. …
Приехал Аким в Петербург весной. Остановились на заезжем дворе около небольшой речки Фонтанной. Попутчикам некогда было возиться с Акимом. Они велели ему взять свой узелок и идти вдоль берега речки, пока не дойдет до большой реки Невы, а там повернуть влево и так идти берегом, пока не увидит моста. Один только мост и есть – не спутаешься. Через мост перейти и спросить, где Академия. Там всякий покажет. …
Чему в этих академиях учат – никто в Каргополе не знал, но писарь слыхал, что есть там типография. В ней делают книги и можно обучаться «наборному художеству».
Книги! Это-то и нужно было Акиму. Неужели и он может научиться делать книги. Как их делают и кто – Аким понятия не имел. Ему казалось, что каждую книгу делают отдельно, как столяр делает скамейку, а богомаз икону.

Озираясь по сторонам – город огромный, а столько людей на улицах Аким никогда и не видел – он несмело стучится в дверь типографии. Теперь ему тут жить и работать чуть ли не круглые сутки. Разбирать по кассам литеры, крутить ручку печатного станка и при этом стараться прочесть хоть половину страницы набираемого текста. А иначе зачем он сюда приехал! Но жизнь ученика нелегка – мастер-немец постоянно сердит, еды не хватает, а тут еще во время ответственного заказа торопившийся Аким нечаянно сломал машину. И знакомый мальчишка-японец почему-то все не приходит на условленное место…

На долю Акима выпало немало испытаний. Решил он пытать счастья в чужих краях – да хоть бы в загадочной Японии. На соседней пристани пробрался в трюм заморского корабля, но вместо Японии оказался в богатом порту с названием Гамбург.

Как складывалась судьба Акима, мы можем теперь прочитать на сайте Гайдаровки. Там выложена оцифрованная копия увлекательной книги «Ученик наборного художества».

Рисунки к книге сделала чудесный художник Елена Сафонова. О ней мы расскажем в следующей статье.