Ну что, о простом три дня говорили, а теперь я коварно выпрыгну из-за угла и распахну плащ трансцендентности.))
Начнём по-взрослому с Канта. Кант авторитет. Потом от Канта перейдем к методам психотерапии.
У Канта есть категорический императив, про который слышали все. Не все думаю помнят про что это. А оно вот про что. "Благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом... Только безусловный принцип, то есть не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона."
Что тут относится к рефлексии и психотерапии?
Ща, расскажу. Смотрите. У него принципы безусловные. То есть они приходят не от человека (они не имманентные), а просто есть. То есть они приходят оттуда. Они трансцендентны, то есть недоступны познанию, находятся за пределами опыта.
Если основные принципы на которых базируются поступки человека, не от него то, как он может это отрефлексировать, то есть осознать и обдумать?
Да никак. Все трансцендентное не рефлексируется. Теология вторит этому -Бог не познаваем. А вот все эти поступки на духовном уровне базируются на том, что говорит совесть. А совесть — это Его голос. Осознать человек это не может.
Чем человек отличается от животного, у которого тоже есть психика и тело и, как результат, инстинкты? Душой и духовным уровнем. Именно поэтому есть у человека свобода воли, а не подчинение инстинкту. Свобода воли у человека — это краеугольный камень определяющий, что такое человек в теологии, у Канта, у Франкла.
И из духовного идет жизнестойкость, осмысленный и правильный, пусть и не выгодный иногда выбор и, по сути, сама жизнь.
Но духовное не рефлексируется в силу того, что оно не от человека, извне и не познаваемо. Поэтому и дерефлексия.
Когда человек действует для достижения трансцендентных, духовных целей вне себя не может он это отрефлексировать. Никак не может. Рефлексия – это психический уровень.
А не отрефлексированное и не осознанное у нас где живет? Да в подсознании. То есть получается, что человек подсознательно духовен. У Фреда в подсознании живут желания, но там еще и духовное живет. Интересное место — это подсознание, конечно, не приведи мироздание оно мне приснится.
Поэтому, по сути, жизнь человека и его поступки — это так:
1. Нечто пришло из подсознания и от совести, его человек увидел.
2. Опять отправил обратно в подсознание при помощи дерефлексии, то есть сместил внимание от своих чувств и мыслей на цель вне себя.
3. Начал действовать.
Есть на этот счет история про скрипача. Он решил играть очень осознано. И потух. Он был гениальным. а стал посредственным. Франкл сказал ему отпустить разум и довериться интуиции. То есть включить дерефлексии и отпустить процесс в подсознание. Скрипач опять стал гениально играть.
Увы. Мы не можем разумом и рефлексией контролировать нашу жизнь, нам придется отпустить контроль пойти за совестью и интуицией в неизвестное. И только там есть жизнь, а не существование. И нет неврозов. Неврозов нет, потому что их, как ни странно, вызывает рефлексия. Плохая такая рефлексия, когда она зацикливает человека на проблеме и водит по кругу.
На отсутствии рефлексии и чувственности, кстати, стоит и православная аскетика. Там все дерефлексивно.