"Слово" – камерная драма Карла Теодора Дрейера по пьесе Кая Мунка, лютеранского священника. Действие происходит в 1925 году на ферме Боргенов.
У набожного старика Боргена три сына. Старший сын Миккель не верит в Бога, тогда как его жена Ингер верит ясно, спокойно, без неистовства. На среднего сына, Йоханеса, возлагали особые надежды, – старик Борген надеялся, что, получив теологическое образование, Йоханнес вернется, и ферма станет местным оплотом христианства, откуда светлые лучи веры во Христа распространятся по всей округе.
Йоханнес вернулся, но… сошедшим с ума. Он бродит по округе, пророчествует и клеймит всех за неверие. Младшего сына, Андерса, гораздо больше заботит дочь портного Энн, на которой он хочет жениться. Однако отец Энн – член христианской секты, поэтому либо Борген вступит в секту, либо свадьба не состоится.
Словом, Бог посылает старому Боргену испытание за испытанием. Но тот ничего, не ропщет, даже когда сталкивается с самым суровым из испытаний, больше похожим на издевку.
Что будет в финале, – об этом я догадался после третьей минуты фильма, но не представлял, какую мысль закладывали авторы, к чему пытаются подвести зрителя.
Финал сделан блестяще, а фильм оказывается предельно дидактичным: он – о недостатке веры. Причем эта "недосдача" выходит далеко за рамки набожной семьи Боргенов, фильм говорит о том, что веры всегда будет не хватать для того, чтобы совершались подлинные чудеса на Земле. Я читал, что пьеса Мунка более двусмысленна, чем фильм Дрейера (режиссер сделал чудо подлинным, буквальным чудом, а больше я ничего не скажу, чтобы не спойлерить).
Все отмечают предельную минималистичность фильма, на мой взгляд, она даже чрезмерна. Да и постановка света выглядет слишком нарочитой (когда герой, скажем, подымается с постели и замирает, то его лицо непременно оказывается в полосе света). Но то, что фильм оказал громадное влияние на кинематограф, — это абсолютно очевидно.
После выхода "Слова" грандиозно изменились фильмы Ингмара Бергмана, в нем внезапно проснулась гениальность, и многое, многое в них напоминает "Слово"! Если же взять более свежий пример, например, "Рассекая волны" Триера, то концовка фильма, по сути, повторяет концовку "Слова". И, кстати, многие зрители не приняли концовку триеровского фильма, – опять же от недостатка веры!
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер: Карл Теодор Дрейер
Сценарий: Кай Мунк
Оператор: Хеннинг Бендтсен
Композитор:Поуль Ширбек
В главных ролях: Ханне Агесен, Керстен Андресен, Сильвия Экхаусен.
В ролях: Биргитте Федершпиль, Эйнер Федершпиль, Энн Элизабет Руд, Эмиль Ханс Кристенсен и др.
Читайте также на моем канале: