78 глава. «Это уже по-человечески».
Прошло некоторое время пока до меня дошла мысль, достаточное для того, чтобы мы оба устали, она доходить, а я ждать… Вот она, мысль эта - для того, чтобы самому для себя выстроить обновленную структуру и систему своего мировоззрения, миропознания и миропонимания вследствие начала движения по пути к Богу и изучения Библии, нужно таки начать писать, сначала о моём личном понимании тех Слов Бога из Библии, которые поразили меня в самое сердце при четвёртом прочтении Писания, потом о том, что мне Господь откроет в связи с уже принятым от Него ранее, которое стало моим. Как говорили древние математики – объяснишь, сам поймёшь. В том числе, если объяснишь самому себе всё честно, до необходимой и достаточной глубины и широты во взаимосвязи со всеми остальными граничащими или пересекающимися понятиями, представлениями и догадками. Для этого нужно для себя самого писать. Меня так устроил Господь, пока сам себе всё не распишу, не пойму. После того, как распишу и, как мне кажется, пойму, тут же могу забыть, но Он всё помнит и в нужный момент всё необходимое как бы само всплывёт на поверхность и скажет: «Вот я! На меня.» Писанина получается длинной, потому что я пока нахожусь в стадии ученичества. Вот, когда Творец дарует мне мудрость, тогда, Бог даст, начнёт получаться излагать свои мысли и переживания ярко, кратко, ёмко и талантливо, одним словом - красиво. Ну, а пока, так как есть. Некрасивая длиннота…
Только вот в этот раз захотелось написать не о Словах Господа, а о словах царя Давида, произнесённых им в благодарственной молитве. Они меня сильно поразили. Вот они в синодальном переводе (выделил то, что удивило): "Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки. Все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду. И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я, Господи [мой], Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи мой, Господи! Что еще может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи! Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая все это великое рабу Твоему. По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами. И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ и прославить Свое имя и совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их? И Ты укрепил за Собою народ Твой, Израиля, как собственный народ, на веки, и Ты, Господи, сделался его Богом. И ныне, Господи Боже, утверди на веки слово, которое изрек Ты о рабе Твоем и о доме его, и исполни то, что Ты изрек. И да возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: «Господь Саваоф – Бог над Израилем». И дом раба Твоего Давида да будет тверд пред лицем Твоим. Так как ты, Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: «устрою тебе дом», то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою. Итак, Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны, и Ты возвестил рабу Твоему такое благо! И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим, ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным, [чтоб быть ему пред Тобою] во веки.", (2Цар.7:4-6,12-29).
В переводе, которым пользуются Иудеи, записано несколько иначе. Невиим » Шемуэйл II » Шемуэйл II - 7 глава: "И было, когда жил царь в доме своем и Йеhова дал ему покой от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Натану: смотри, я живу в доме из кедрового дерева, а ковчег Элоhим пребывает под завесами (шатра). И сказал Натан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай, ибо Йеhова с тобою. И было в ту же ночь, было слово Йеhовы к Натану такое: Пойди и скажи рабу Моему Давиду: так сказал Йеhова: тебе ли строить Мне дом для Моего обитания? Ведь не обитал Я в доме с того дня, как вывел сынов Исраэйлевых из Египта, и до сего дня, а странствовал в шатре и в скинии. Где ни ходил Я со всеми сынами Исраэйля, сказал ли Я хоть слово кому-либо из колен Исраэйлевых, кому повелел Я пасти народ Мой, Исраэйль: “Почему не построили вы Мне дом из кедрового дерева?” А теперь так скажи рабу Моему Давиду: так сказал Йеhова Ц-ваот: Я взял тебя с овчарни, от овец, чтобы ты был правителем народа Моего, Исраэйля. И был Я с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. И Я приготовлю место для народа Моего, для Исраэйля, и насажу его, и будет он жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и не станут больше злодеи притеснять его, как прежде, и (как) с того дня, когда поставил Я судей над народом Моим, Исраэйлем; и дам Я тебе покой от всех врагов твоих. И возвестил уже тебе Йеhова, что Йеhова создаст тебе дом (царский). Когда же исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я поставлю после тебя потомство твое, того, который произойдет из недр твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, то Я накажу его палкою по-человечески и наказанием людским. Но милостью Моей не оставлю его, как оставил я ею Шаула, которого Я отверг пред лицом твоим. И упрочится дом твой и царство твое вовеки, (как) пред лицом твоим (сей день); престол твой прочен будет вовеки. Все эти слова и все это видение пересказал Натан Давиду. И пришел царь Давид, и сел пред Йеhовой (пред ковчегом), и сказал: кто я, Адонай Йеhова, и что такое дом мой, что Ты так вознес меня! И этого мало еще было в очах Твоих, Адонай Йеhова, и Ты говорил еще о будущем дома раба Твоего; обычно ли это для человека, Адонай Йеhова! И что еще (может) сказать Тебе Давид? Ты же знаешь раба Твоего, Адонай Йеhов! По слову Твоему и по сердцу Твоему совершил Ты все, открывая это великое рабу Твоему. Поэтому велик Ты, Йеhова Элоhим, ибо нет подобного Тебе и нет Элоhим, кроме Тебя, во всем, о чем слышали мы ушами своими. И кто подобен народу Твоему, Исраэйлю, народу единственному на земле, ради которого ходил Элоhим искупить его Себе в народ и сделать Себе имя, и совершить вам (деяния) великие и страшные в стране Твоей, (изгоняя) пред народом Твоим, который Ты избавил от Египта, народы и Элоhим его? И утвердил Ты Себе народ Твой, Исраэйля, Себе в народ навеки, и Ты, Йеhова, стал им Элоhим. И ныне, Йеhова Элоhим, слово, которое Ты изрек о рабе Твоем и о доме его, утверди навеки и сделай, как говорил Ты. И возвеличится имя Твое вовеки, чтобы говорили: “Йеhова Ц-ваот – Элоhим над Исраэйлем”. И дом раба Твоего Давида да будет прочен пред Тобою. Так как Ты, Йеhова Ц-ваот, Элоhим Исраэйлев, открыл рабу Твоему, сказав: “Дом создам Я тебе”, то и раб Твой нашел (смелость) в сердце своем молиться Тебе такою молитвою. А теперь, Адонай Йеhова! Ты – Элоhим, и слова Твои истинны, и Ты изрек о рабе Твоем это благо! И ныне благоволи благословить дом раба Твоего, чтобы был он вечно пред Тобою; ибо Ты, Адонай Йеhова, изрек, и благословением Твоим благословен будет дом раба Твоего вовеки.»
Вот так. Давид cовсем не злоупотребляет краткостью молитвы, хотя верно знает, что Бог всё знает, и не может он Господу сообщить ничего нового, даже про невероятный размер и невыносимый накал своей благодарности. Суть сказанного Давидом можно передать одной фразой: «Благодарю, Тебя, Господи, как царь своего и Твоего народа. Я в тебе никогда не сомневался», или что-то вроде: «Хорошо-то как всем нам с Тобой, Господи! Как же мы все рады!» Так нет, Давид разошёлся в многословии не на шутку. И имя Господа понапроизносился всуе многократно без видимой разумной нужды. А это жуткий грех, ибо не непозволительно из имени Бога делать слово-паразит. Однако, также понятно, что не мне судить Давидово творчество. Буду воспринимать его таким как оно есть и пытаться его понять и принять с благодарностью. Ну, а раз даже Давид не всегда красиво краток, то мне, убогому, как говорится Сам Бог велел объясняться поподробней в меру недодаденного таланта…)))
«Обычно ли это для человека!» – это больше похоже не на утверждение, а на вопрос удивлённого и восхищённого человека. А вот «это уже по-человечески» – это удовлетворение от наступления долго ожидаемого. Эти две фразы результат брожения близконеодинаковых чувств. «Это не обычно для человека» и «это по-человечески» - при буквальном прочтении по смыслу совсем не одно и то же. Есть ли «между здесь и среди тут» противоречие? Иудеи говорят, что Давид имел ввиду «это только Ты, Господи, мог так позаботиться обо мне и моих потомках. Мы евреи так пока не умеем, но хотим у Тебя научиться». Православные же приписывают Давиду иное, что-то вроде того – «ну вот и Ты, Господи, наконец то сподобился позаботиться обо мне и моих потомках по-человечески, именно так, как я, человек, верю в Тебя по-человечески». Дави, по сути, говорит Богу: «Отче, Ты иногда бываешь почти также хорош, как и я. Давай уже как-то вместе держаться, объединим наши усилия и вырастим наконец из евреев святых и царственных священников». Единая суть в том, что обе фразы говорят о воссоединении Бога и Человека. Иудеи говорят, что человек сотворён устремлённым к Богу, и это - естественное направление процесса его развития и совершенствования в святости и милосердии. Православные же говорят, что Бог Сам идёт к человеку, стучится в его сердце и имеет намерение в нём обитать, как в Своём доме. И то, и то – правда о встречном движении. Дом имени Господа пусть себе люди строят в виде храма на земле. Пусть будет. Но истинный дом обитания Бога - сердце и душа человека.
Построить на земле дом для обитания в нём Бога и построить дом имени Господа – разные замыслы и разные задачи. Дом для обитания Бога хотел построить Давид, чтобы Бог был у него соседом. Это удобно, но Господу такая идея не глянулась. Он заменил её на Дом имени Его – а это уже, конечно, просто храм. Имя Бога в нём живёт, а Сам Бог – нет. Это Дом – Храм – памятник Господу, чтобы помнили. «сие творите в Мое воспоминание» - и Христос говорил не только о памятниках и о богослужениях, но о том моменте, когда с благодарной памятью вкушаешь хлеб наш для жизни насущный и делаешь глоток из чаши с добрым вином, делая жизнь радостной. У нас ныне в России столько храмов – памятников Господу, что никому из людей, кроме Человека по имени Иисус, который Христос, и близко не снилось. Недавно, лет пятьдесят назад с Христом на территории СССР соперничал по количеству памятников Ленин, но ныне не так. Кроме памятников, Ленин был вбит наглухо и вбивался без спросу, как само собой разумеющееся, в сознание каждого (как минимум 99,9% населения) с детства. Христа так сейчас не вбивают, и слава Богу! Большинство христиан после 1917 года быстро стали христопродавцами. Так же легко продали Ленина через 80 лет после их дети и внуки. Такова сущность человека: смесь преданного предателя и верного верующего в одном сердце. Это худая лоза не рожает кисти доброй, а ладная – худой. У лозы, как и у овцы нет так называемого собственного мнения и чувства, прости Господи, собственного достоинства. А у человека никак как бы не так.))) Чуть-чуть больше необходимого дорожишь как бы собственным мнением или слегка допускаешь перебор с чувством собственного достоинства – и всё – дорога к предательству, заботливо прикрытая сатаной благовидными соображениями, открыта. Одно неосторожное движение и толькочтобывший герой становится мерзким предателем. На войне, как на войне…
Бог часто на просторах Библии доносит до человека мысль: Будь как Бог, ибо Я Бог, а тебя Я сотворил по Своему образу и подобию. На самом деле Он говорит буквально немного не так: «будьте святы, ибо я свят», и «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». На мой взгляд, это одно и тоже и благословение, и основание его. Царь Давид говорит Богу, оценивая Его незаслуженное, по мнению самого Давида, возвеличивание Давида: «Это уже по-человечески». Поражает дерзость Давида, который хваля и славя Бога приравнивает Его к человеку. Бог может всё, в том числе и быть или побыть человеком. Но, по мысли Давида, хороший человек в части хороших дел не хужее Бога. И Творец Сам к этому Свою тварь призывает. Тварь может быть меньшей Творца, равной Творцу, или большей Творца? Меньшей - очевидно, может. И мы это наблюдаем в жизни. Но Бог говорит, что тварь может быть равной Творцу, и даже быть большей Его!? Иными словами, Бог так сотворил этот мир, и Сам таков, что Творец имеет возможность создать тварь, которая сможет быть в каком-то отношении более способной и более могущей нежели Творец. Следовательно, человек может сам с помощью Божией сотворить человека превосходящего его по его возможностям, что мы и наблюдаем в процессах совершенствования человека, создания искусственного человека с заданными свойствами, искусственного интеллекта. Так, человеческий детёныш ничего не может, но выращенный в истинной любви и заботе, наученный разным умениям, может существенно превзойти в своих умениях и достижениях и своих родителей, и своих учителей. Христос, с одной стороны, говорит своим ученикам, что ученик не больше учителя, а с другой стороны говорит, что имеющий веру может сделать дела большие тех, что сделал Он. Что может быть больше исцеления порченного и воскрешения умершего? - Создание лучшего, усовершенствованного. Но всё уже итак - весьма хорошо, а лучшее - враг хорошего. Есть тот предел в творчестве и в познании добра и зла (возможно любое творчество, созидание и познание Бога и сотворённого Им мира и есть не что иное, как познание добра и зла), за который человек не вправе заходить? Возможно, Бог и есть то целое и нераздельное Добро и зло?! От человека исходит и добро, и зло. От Бога тоже, по слову Иова, которое одобрил Бог, исходит и добро, и зло. Если есть плоть Бога и пить Его кровь можешь сам стать, как Бог. Так говорит Сам Бог. Над этим стоит поразмышлять. Это материальный путь воплощения духа человека в плоть Духа Божиего. Любое материальное творение Божие содержит в себе невидимый нам Дух Творца. Материя духовна, ибо от Духа, а дух материален, ибо из Него сотворена.
Человек и Бог по-разному относятся к порченным (калекам) и здоровым духом, душой и телом. Слепой, глухой и хромой не войдёт в народ Господень. А среди хороших людей принято не избавляться от порченных, а пытаться их исцелить или хотя бы как-то помочь им. Надо выяснить отношение Бога к такому поведению людей. Христос исцелил некоторых слепых, глухих, хромых, прокажённых и одержимых бесами. Велел тем же заниматься своим ученикам, посланным ко всем народам. Ныне мы видим, что почти две тысячи лет спустя людей с неизлечимыми пороками, много. Бог их терпит, допускает, но лечит далеко не всех, от слова почти совсем. Каждый случай излечения воспринимается и трактуется как чудо. Очевидно, что Богу они не нужны. Значит они нужны нам.
Выходит, заслужить хорошее отношение Бога к себе, руководствуясь человеческими понятиями о добре и зле, своими представлениями о том, что угодно Господу, а что отвратительно и мерзость в Его глазах, невозможно. А в межчеловеческих отношениях это вполне себе возможно. То, что возможно человеку, Богу невозможно, и наоборот, что человекам невозможно, возможно Богу. Человек, когда делает благо ближнему, на самом деле делает это не ради него, а ради себя. По мнению Давида Бог делает также всё всегда всем везде ради Себя, чтобы исполнилось Слово Его и чтобы доставить радость сердцу Своему. Но человек склонен необоснованно возвеличивать самого себя и любимых людей. Это уже очень даже по-человечески. А вот реально ли возвеличивать Бога сверх меры, приписывая Ему того, чего у Него нет? По аналогии, как с теми мыслителями, поэтами, художниками из которых мы себе творим кумиров, которым мы приписываем те достоинства, которых у них нет и никогда не было, и те мысли, которые им, при написании трудов, и в голову не приходили. Я это знаю по собственному опыту. Те, кто полагает, что понятия меры к Творцу не применимы, что Он безмерен или вне меры, могут ошибаться, ибо Создатель гармонии Сам не может быть вне неё или без неё. Излишнее славословие, как один из видов празднословия, утомительно для духа, уморительно для ума, неслыханно хулительно для слуха и вредно для души.
Христос говорит, что истинно верующий сможет сотворить дела, даже большие, чем сотворил Он. Иными словами, если люди постоянно будут совершенствоваться в творении свято и милосердно, то они в состоянии в сотрудничестве с Господом и под Его началом натворить такого, какого ещё не было никогда. Вся известная науке история эту мысль подтверждает.
Вторая мысль Давида в том, что Бог не всегда и не ко всем ведёт Себя хорошо по-человечески. Это правда, потому что я тоже так думаю))). Творец твари не подчиняется. А вот представления Бога и человека о том, что хорошо для Бога и для человека, разные или подобные?! Хочется просить Бога о том, чтобы мне хотеть того же, чего хочет Он и получать радость от удовлетворения нашего общего с Ним желания так, как это угодно Нам. Это желание быть с Богом заодно (сотрудничество) и стать с ним одно (любовь).
Давид самовольно и самостоятельно без спросу благословения у Господа принял решение построить дом имени Бога. Богу это не понравилось. Бог тоже любит, чтобы желания человека совпадали бы с Его желаниями, и чтобы желания удовлетворялись так, как это угодно Ему. Вот. Вроде в теории и Бог, и я хотим хотеть одного и того же, а на практике так случается?! Иногда кое с кем вроде как как бы - да. Вот когда я имею глупую дерзость ставить себе цели на следующий год и разрабатывать алгоритмы их достижения, то за счастье, если они сбываются на треть. Но в более кратких периодах времени были случаи не только полного, но даже избыточного удовлетворения мечтаний. Я без Господа ничего не могу, поэтому по доле состоявшихся ожиданий можно смело судить об относительном размере пересечения наших с Ним желаний. Ставить цели и разрабатывать пути их обретения я ведь тоже без Него не могу. Наглая мысль!? - А то!))) Правда, надо честно признаться, я никогда не хотел стать владычицей морскою, и чтобы рыбка золотая была у меня на посылках...))) И это не признак наличия какого-то смирения. Просто Господу так было угодно, а я с Ним спорить не хочу и не могу, а потому - не буду. Я, не будь дурак, с Ним заранее во всём согласен, как мне кажется. Так проще воспринимать и невыслуженные радости и недозаслуженные печали…
Три Лица Бога-Троицы в своё время сказали Аврааму на его предложение отобедать и отдохнуть у него под дубом: «Сделай так, как говоришь». Авраам исполнил всё как учили. «И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.», (Быт.18:8). В своей молитве Давид почти то же самое предложил Богу: «исполни то, что Ты изрёк» или «сделай так, как говорил Ты». Это также великая дерзость напоминания Господу об его обещаниях, замешенная на закваске лёгкого сомнения… да мало ли что бес затевает, пока Бог почивает?! Богу, похоже, такие панибратские отношения с Давидом доставляли удовольствие. Я это для себя сравниваю со своими отношениями с внучками. Им дозволительно то, что не дозволительно более никому, но мы все прекрасно понимаем, что это следствие любви. У Бога Давид был в любимчиках. Давиду можно, нам нет пока… Бог, конечно, всё о чём Ему напомнил Давид исполнил, и из рода Давидова вышли и Соломон, и Мария Дева Богородица, и Иисус Христос. Этот завет «Сделай так, как говоришь» - завет всем на все времена. А если не знаешь, что сказать, то руководствуйся единственным, но также всеобъемлющим заветом Богородицы: «Что скажет Он вам, то сделайте». Бог всегда делает то, что говорит, и Он говорит – Будь как Я. Что сказать? – Рады стараться! А вот это уже одновременно и по-Божески, и по-человечески. Аминь.