Мифологемы, образы богов, религиозные символы не могут рассматриваться как проблемы, подлежащие решению. Мы можем лишь проследить их происхождение – от идей, архетипов, прообразов. Они занимают нас, подобно истинным тайнам.
К. Кереньи
В археологической коллекции фонда II Государственного музея истории религии хранится несколько бронзовых предметов, которые, как и большинство археологических находок, составляющих коллекцию, связаны с древним погребальным обрядом. Вышеупомянутые бронзовые предметы: подвески и кольцо привлекают к себе внимание сходством орнамента в виде двойной спирали (на кольце одна из деталей орнамента утрачена). Они датируются I-II вв., найдены во второй половине 80-х – начале 90-х гг. XX в. во время полевых сезонов Археологической экспедиции Государственного музея истории религии под руководством В.А. Хршановского на некрополе одного из малых городов Боспорского царства (ок. 480 г. до н.э. – сер. VI в.) – Илурата (Восточный Крым).
Различные артефакты, имеющие форму спирали или орнаментированные изображением спирали, известны во многих культурах с древнейших времен до наших дней. Этот символ фигурирует в памятниках всех эпох, начиная с палеолита. Он мог возникать самостоятельно в разных местах и в разное время с различным смысловым значением, поэтому о его семантике можно судить лишь с учетом контекста.
Многие исследователи – археологи, историки, искусствоведы, этнографы посвящали спирали свои книги и статьи пытаясь объяснить происхождение этого символа и значение его в мифологических представлениях разных времен и народов.
Например, Х. Кюн, опубликовавший несколько книг об искусстве доисторической Европы писал: «Спираль означает возвращение, приход и уход, рождение и смерть, восход и закат, возникновение и умирание. Спираль не имеет начала и конца, она образ рождения и воды, волны, движения, верха и низа, неба и ада, Ян и Инь».
Нередко спираль ассоциируется с изображением змеи, которая в мифологии многих народов является хтоническим существом, способным легко переходить из нижнего подземного мира в средний (мир людей) и обратно. Символами-синонимами могут быть спираль и раковины, использовавшиеся в качестве амулетов и оберегов, и, в связи с этим, часто встречающиеся в древних погребениях.
Венгерский религиовед К. Кереньи интерпретирует спирали на вавилонских клинописных табличках как иллюстрации к «руководству» для гадания по внутренностям животных. Форму спирали имеют различные лабиринты, также повсеместно распространенные с древних времен у многих народов и, несомненно, связанные с культами, мифами и ритуалами.
Изображения лабиринта или спирали можно увидеть на сосудах и фигурках энеолитической культуры Триполье-Кукутень (V-IV тысячелетие до н.э.) и на полу католического собора XIII в., на мегалитическом культовом сооружении Ньюгрейндж в Ирландии (2500 г. до н.э.) и на русской православной иконе XVIII в.
Вариантом спирального орнамента является двойная спираль, которую исследователь мифологии и символики А. Голан считает изображением змеи или водоплавающей птицы и приводит много примеров изображения двойной спирали в орнаментах Восточной Европы, Передней Азии и Кавказа.
Что же все-таки могут символизировать спираль и лабиринт и почему эти образы, не теряя своей притягательности, проходят через века и территории, оставаясь частью культуры и искусства многих древних и современных народов? Где они берут свое начало? В чем их тайный смысл?
Лейденский религиовед В.-Б. Кристенсен на вопрос о значении мифов, изображений и обычаев, связанных с лабиринтами ответил: «они демонстрируют нам подземный мир, полный поворотов и тупиков, из которого никто не в состоянии найти выход». Но так ли это однозначно и является ли на самом деле решением загадки? Может быть, притягательность лабиринта именно в том, что он наглядно демонстрирует – выход из множества тупиков все-таки есть?
К. Кереньи, автор книги «Исследования лабиринта» считает, что распространенность во времени и пространстве «мифологического феномена», который в Греции называли лабиринтом», «позволяет допустить, что мы имеем дело с культурным наследием всего человечества, корни которого уходят еще в каменный век». Он делит графические изображения лежащей в основе спирали мифологической идеи на три основные группы: строение, изображение, танец, в основе которого лежит движение по спиральной линии.
Лабиринты-строения, т.е. дерновые или каменные выкладки открыты в различных местах на территории Западной и Северной Европы, на русском Севере и в Сибири, на Северном Кавказе, в Индии, в Тибете а также в Северной и Южной Америке.
Самым известным лабиринтом-строением, не дошедшим до наших дней, но подробно описанным в мифах, является Критский лабиринт, упоминаемый у многих античных авторов. В связи с этим, после раскопок А. Эвансом в первой половине XX в. Кносского дворца со множеством комнат, коридоров и тупиков, на какое-то время возникло предположение, что дворец и был Критским лабиринтом. Однако впоследствии сам Эванс отказался от этой гипотезы.
Очень важными для понимания мифологической идеи, лежащей в основе спирали являются литературные и археологические данные о танцах и играх, связанных с лабиринтом. Впервые такой танец упомянут и описан на страницах «Илиады» (XVIII, 590). Вереница танцующих, держась за руки, двигалась подобно гончарному кругу, идущий впереди двигался навстречу последним, постепенно создавая спираль из танцующих. Есть упоминание, что этот танец танцевал Тесей, после победы над Минотавром вместе со всеми спасенными, изображая свой путь через Лабиринт, и этому танцу он научился у Дедала. На верхнем фризе знаменитой «вазы Франсуа» изображена вереница танцующих во главе с Тесеем, играющим на лире. В центре спирали первый танцор поворачивал назад и возвращался тем же путем, однако теперь это был путь не смерти а возрождения.
Изображение спирали – бесконечной линии, имеющей присущий ей, хоть и не всегда осознаваемый смысл «жизнь – смерть – жизнь» встречается уже в наскальных рисунках времен палеолита. Она украшает потолки и стены зданий и погребальных сооружений Древнего мира, различные предметы утвари и украшения, но особенно часто встречается на артефактах, связанных с погребальным обрядом. Наибольшее распространение этот орнамент получил в Эгейской культуре. Как пишет российский историк античности Ю. В. Андреев: «Отталкиваясь каждый раз от мотива спирали – этого символа, по-видимому, занимавшего в их религиозном мышлении положение «краеугольного камня», кикладцы и их соседи минойцы создавали все новые и новые вариации на ту же тему». Интересным примером этого «миротворчества» могут считаться т.н. «кикладские сковородки», щедро орнаментированные самыми разными комбинациями одиночных и двойных спиралей, главной идеей которых, как считает Андреев «была идея непрерывного движения, осложненного ритмически повторяющимися завитками-поворотами, что создавало необходимую в этом сакральном контексте иллюзию постоянного возвращения вспять или изменений направления при действительной неизменности заданного курса».
На памятниках материальной культуры Боспорского царства орнамент в виде двойной спирали встречается с момента его возникновения в V в. до н.э. до первых веков н.э. Из наиболее известных вещей можно упомянуть золотой и серебряный ритоны V-IV вв. до н.э. из святилища возле аула Уляп, золотые фибулы из кургана у станицы Брюховецкой III-II вв. до н.э., спиралевидные подвески (серьги?) из некрополей городов Северного Причерноморья. Биспиральные подвески из проволоки имеются на знаменитом золотом украшении с изображением головы Афины из кургана Куль-Оба (IV в. до н.э.).
По-видимому и в Северном Причерноморье двойная спираль должна была выполнять ту же задачу – обеспечить возрождение после смерти и находки на некрополе Илурата это подтверждают. В подавляющем большинстве случаев, вещи, так или иначе маркированные двойной спиралью происходят из погребальных или ритуальных комплексов (святилищ). Практическое же назначение некоторых предметов, имеющих такую маркировку (например, спиралевидных подвесок-серег) остается неясным, а возможность их бытового повседневного использования – проблематичной. На этом основании можно предположить, что вещи с изображением двойной спирали часто были предназначены только для использования в качестве погребального инвентаря или для жертвоприношений.
В заключение хочется процитировать еще одного историка, С.Н.Дидза, о котором упоминает Дж. Кемпбелл в своей книге «Мифический образ»: «Лабиринт был центром всех видов деятельности, связанных с величайшими из загадок – Жизнью и Смертью. Здесь люди всеми силами пытались постичь эти тайны, чтобы превозмочь смерть и обрести новую жизнь».
Если вас заинтересовала данная тема и вы хотели бы больше узнать о ней, можем порекомендовать несколько интересных источников:
1. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002
2. Бидерманн Г. Лабиринт // Энциклопедия символов. М., 1996. С. 141.
3. Голан А. Двойная спираль // Миф и символ. М., 1993. С. 70-73.
4. Ефимов В.А. Лабиринт. История, тайны, психология. СПб., 2018.
5. Кереньи К. Исследования лабиринта. СПб., 2020.
6. Керн Г. Лабиринты мира. СПб., 2007.
7. Кубланов М.М., Хршановский В.А. Некрополь Илурата: Раскопки 1984-1988 годов // Проблемы религиеведения и атеизма в музеях. Л., 1989. С. 6-42
8. Стейнберг-Гусман Д. Лабиринт // Человек без границ. 2010. № 3. С. 4-19.
9. Хршановский В.А. Семантика «двойной спирали» в знаковой системе античного Боспора // Краткое содержание докладов Лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтений. 1993 г. СПб., 1994. С. 68-70.