Найти тему
Анастасия Психолог

Нарц. травма, стыд и отвержение

Стыд это аналог "я какой-то не такой", более глубокое чувство, нежели вина "я делаю что-то не так". Сами по себе эти чувства не могут появиться без внешних оценок и реакций до момента, пока эти же чувства уже не возникают на основе внутренней оценки, скопированной извне (это тоже по сути интроект). То, как человек обходится со своим стыдом и с собой, когда испытывает стыд - следствие более раннего опыта, где также закладывается справедливое отношение к себе. Или не справедливое.

Стыд гуляет рядом с отвержением, если идет речь о проективной идентификации. Если отвержение Другого играет роль идентификатора, тот, кого отвергают попадает именно в стыд. Связка "если меня отвергли = со мной что-то не так" это маркер нарц. травмы. В более глубоком градиенте, полагаю, что возможность соприкоснуться со стыдом отсутствует в принципе и идет связка "если меня отвергли = это с Другим что-то не так", хотя корень один - базовый стыд, блокирующий возможность формирования чувственного отклика на происходящее для отстройки собственной фигуры в опыте отвержения. Стыд всегда замораживает психодинамику, осознаваем он или нет. Это чувство "застревания, остановки".

Часто именно стыд мешает разглядеть себя более объективно (тогда бы пришлось присвоить и свои импульсы, поступки и чувства (с этого момента часто и начинаются изменения, если идет речь лишь о работе с нарц. травмой). Все закономерно. Изменения требуют исходной точки А. Чем сильнее "исследована точка А" (а вместе с этим - и принята как данность), тем прочнее фундмент для роста. Работает и обратный момент - чем сильнее человек жаждет каких-либо изменений в себе, тем меньше он опирается на свою точку "А" часто просто "отсекая от себя свои неудобные или труднопереносимые части". Это по сути тоже адаптация и способ обходиться со своим стыдом, с той разницей, что собственные же части "вытесняются". Если процесс терапии направлен на постепенное присвоение своих частей с повышением устойчивости к фрустрации о том, что части могут быть разные, но они естественны, нормальны, следствием потом будет работа по взаимодействию с этими частами внутри себя. Нарциссическая адаптация направлена скорее на обратную динамику - нарцисс будет бросать все силы на то, чтобы оставить некоторые свои части для себя "слепыми зонами".

Устойчивость к фрустрации в терапии часто базируется на способности человека соприкасаться со своим стыдом и его выдерживать, если фрустрационная нагрузка выше ресурса, человек может отказаться от работы. Тут как раз играет роль надежность и качество терапевтического альянса - если человек чувствует в пространстве терапевта субъективно себя безопасно, выдерживать свой стыд, отражаясь в глазах терапевта, человеку значительно легче - он может продолжать работу. Это поддерживающая часть терапии.

Отчасти поэтому нарцисс вряд ли добровольно пойдет в терапию - для этого надо иметь хоть какую-то устойчивость к своему стыду, в терапии стыд может постоянно подниматься, особенно когда собственные паттерны будут исследоваться на предмет конструктивности и адекватности - человеку в терапии приходится все это присваивать своим прежде всего.

В реальном поле отношений же отвержение - это скорее нормальное состояние, а вот симпатия и испульс к желанию идти в близость - уникальные случаи межличностных контактов. Например это хорошо прорабатывается в терапевтической группе, где можно присваивать свои симпатии, антипатии, неприязнь к кому-то и даже мочь это выдерживать на протяжении всей групповой динамики.

Еще больше статей:

Запись на консультацию

заполнить короткую форму https://forms.yandex.ru/u/66543169d0468801d8e72651/

или телеграмм @AnastasiyaDudkina