Сегодня поговорим об ещё одном европейском художнике, чей талант сначала не признавали, а потом как признали, но этот пранк зашёл слишком далеко, и о том, что из этого вышло.
Наш герой Хан ван Меегерен родился в Нидерландах в 1889 году и с детства увлекался искусством. В его личном топе были художники золотого века Голландии, он осваивал акварель, живопись, часами разглядывал игру цветов на полотнах, но – классика – его отец был против. Когда он ловил Хана за занятиями, в качестве наказания он заставлял его писать (не знаю, сколько раз) «Я ничто, я ничего не знаю, я ничего не могу». Вдохновляет, не так ли?
В итоге они с отцом нашли такой себе компромисс: ван Меегерен младший отправляется изучать архитектуру (ну а что, там тоже можно рисовать), но идея не срабатывает – наш герой не забыл своё увлечение, так что бросает обучение на архитектора и поступает в художественную школу в Гааге. Здесь его ждут первые успехи: участвуя в одном из конкурсов, он получил высшую награду – Золотую медаль – за акварельный рисунок интерьера церкви. Также он получает место помощника преподавателя, что тоже чего-то да стоит.
Вдохновленный, он начал писать по-крупному, и его картины потихоньку продавались. Но только потихоньку: денег всё равно не хватало (к тому времени он уже был женат и с детьми), плюс художественные критики отзывались о его творчестве ну прям прохладно. Тогда ван Меегерен нашёл другой путь для заработка, и вместе со своим другом занялся восстановлением картин 17-18вв. Дело было прибыльное, и однажды им в руки попала картина предположительно Хальса. Друзья хорошенько над ней потрудились и уже нашли покупателя, но тут всплыл Абрахам Бредиус – знаменитый искусствовед и эксперт по малоизученной тогда голландской живописи. Он провел свою экспертизу и объявил, что картина – всего лишь подделка. Сделка сорвалась.
Зато ван Меегерен чётко понял, кто его враги: критики и искусствоведы. Ведь если бы не они, мир бы сразу понял его талант! Он решается на месть – он напишет подделку под Вермеера, Бредиус подтвердит её оригинальность, критики восхитятся, и уж тут-то ван Меегерен объявит правду и посрамит всех врагов.
Тут стоит сказать пару слов о голландской живописи и Вермеере. Во-первых, нам и сейчас очень мало известно о Вермеере и его картинах, живопись не была его основным занятием, писал он по 1-2 картины в год и не особо заботился тем, чтобы их подписать. Сейчас точно установлено, что ему принадлежат 34 картины, ещё три – под сомнением. Почти двести лет он был забыт, и, хотя его картины выставлялись, считалось, что авторы – другие художники. Сами голландцы не испытывали недостатка в произведениях золотого века, а тот самый Абрахам Бредиус как раз приложил очень много усилий, чтобы классифицировать и популяризировать национальное искусство. «Новые» картины могли быть найдены в любой момент.
Зная это, ван Меегерен пишет «раннего Веермеера», картину на библейскую тему – известно, что такая тематика была очень престижной, но у Вермеера известна только одна такая картина. Ну где одна, там и цикл, думает наш герой (как, кстати, и Бредиус, ожидавший, что этот цикл вот-вот где-то всплывёт) и приступает к работе. Он тщательно готовится – находит картину 17-го века, смывает верхний слой краски и пишет на нём; создает краски по рецептам тех времен, используя натуральные пигменты и разводя их маслом или белком; берет кисть из барсучьего волоса, какими пользовались старые мастера; запекает картины в печи при температуре 105°С, чтобы появились кракелюры (трещинки) и не забывает про пыль, которая должна была набиться туда за двести лет, имитирует которую он при помощи китайской или индейской туши. Единственным современным веществом на картине была формальдегидная смола, она была нужна для быстрого затвердевания краски. Написав нескольких «Веермееров», он понимает, что готов и приступает к основной работе. Создание главной картины заняло около 8 месяцев, подготовка к её созданию – несколько лет.
Для того, чтобы представить картину публике потребовалась ещё одна мини-афера. Ван Меегерен рассказывает одному из своих друзей со связями, что, мол, представляешь, одна итальянская вдова случайно нашла картину на чердаке, а мафия хотела её отобрать, но я с риском для жизни её отбил, но вот точно ли это Вермеер, может, покажешь какому знатоку? Его друг обращается к Бредиусу, и вот что пишет о результате последний: «Это замечательный момент в жизни любителя искусства, когда он внезапно оказывается перед неизвестной до сих пор картиной великого мастера, нетронутой, на оригинальном холсте и без какой-либо реставрации, точно так же, как она вышла из мастерской художника. И что за картина! Я склонен уверять, что эта работа — шедевр Яна Вермеера Делфтского, совершенно отличный от всех других его картин, и все же каждый дюйм полотна принадлежит Вермееру».
Успех! Ван Меегерен ликует! Он – гений, а все эти искусствоведы с громкими именами просто жалкие неудачники! Однако, афера завершается не по плану. Музей Бойманса — ван Бёнингена покупает картину за сумму 520 тысяч гульденов (примерно $4 млн по нынешнему курсу), и тут ван Меегерен понимает, что да и чёрт с ним, с разоблачением. Если он куда более успешен как мошенник, то, стало быть, того хочет боженька, и продолжил «находить» «Вермееров» и не только.
С 1939 по 1943 год он создал ещё 13 картин «в стиле…», из которых 8 удалось продать. Одна из них, «Христос и грешница», достаётся любителю художников (как признанных, так и нет) Герману Герингу.
Время идёт, война заканчивается, и союзники обнаруживают коллекцию Геринга, в которой есть и «Христос и грешница». Расследование приводит в ван Меегерену.
Ой.
В марте 1945 года его арестовывают, обвиняют в коллаборационизме и продаже национальных достояний. Наказание ему грозило, на минуточку, от длительного заключения до смертной казни. Дважды ой.
Не выдержав и двух недель, ван Меегерен сознаётся в том, что продавал подделки, и предлагает доказать это. За следующие 6 недель под наблюдением он пишет ещё одну картину из «Веермеера» - «Молодой Христос, проповедующий в храме» (или «Иисус среди книжников»). Этой картиной он убеждает суд, что никакого достояния он не продавал. Суд соглашается, и обвиняет его в мошенничестве и в 1947 году приговаривает к году тюрьмы, который он, однако, не смог выдержать: через месяц заключения ван Меегерен умирает от сердечного приступа в 58 лет.
Геринг, узнав об афере, сказал: «Не может быть, чтобы на свете не осталось порядочных людей».
Сейчас ван Меегерен периодически выставляется и ценится. Ценится настолько, что появились подделки его подделок.
Так что, ребята, соберетесь покупать картины за большие деньги – перепроверяйте трижды! И лишнего с дачи не выбрасывайте - мало ли.
Автор - Татьяна Иващенко