Найти тему

Формирование команды

Команда – светлый сон любого руководителя. Многие хотят её иметь, но, как часто бывает, иметь как подарок, а не как результат своего труда и творчества.

Команда – это группа людей, которые имеют высокий уровень взаимозависимости, ярко выраженное стремление к достижению цели, принимающие цель и понимающие, что совместная работа – это путь к ее достижению (А. Деркач).  Команды следует четко делить на проектные, производительные и управленческие. Проектные существуют временно, для достижения конкретного результата. Например, проектная команда по организационному развитию вводит новую систему управления или стимулирования труда или обучения, а затем этот результат передается на текущее управление. Производительные команды осуществляют совместную деятельность, например это операционная бригада в больнице, спортивная команда, экипаж танка и т.п. Управленческая команда осуществляет управление организацией или подразделением. Если говорить о командном подходе в управлении организацией, то руководству желательно задействовать все три варианта команд.

Привлекательность команды связана с возможными достигаемыми ею результатами. Наличие команды позволяет:

  1. Поставить амбициозные цели, выводящие на новый уровень на рынке
  2. Повысить качество решений, снизить риски
  3. Повысить степень реализуемости решений
  4. Повысить согласованность целей и действий
  5. Развить управляемость и клиентность организации
  6. Повысить преданность работников организации
  7. Повысить качество текущего мониторинга состояния организации
  8. Развить все бизнес-процессы организации
  9. Повысить стабильность и надежность организации
  10. Снизить уровень стресса у руководителя организации

Однако, здесь ситуация как с автомобилем, он помогает быстрее передвигаться, но только тому, кто умеет водить. Если руководитель не умеет управлять командой, то не будет и этих результатов, да и самой команды как таковой тоже не будет.

Команда может достигать таких результатов в виду максимального использовании «человеческого фактора» за счет:

  • личной заинтересованности в результате и неограниченной интенсификации труда (совершенствование технологий коммуникации и решения проблем принятия решений и их исполнения);
  • сокращения потерь рабочего времени (в виду взаимозаменяемости, личной инициативы, взаимопонимания, распределения ролей, работы на опережение);
  • использования коллегиальных форм принятия решений;
  • неординарного уровня стимулирования (зарплаты, премии, привилегии, льготы);
  • внутрикомандного управления (команда независимая и самоуправляемая).

Следует отметить, что в этом списке важен каждый пункт.

С чего начинать создание команды? В первую очередь нужно определить её состав, поименно. Определение состава должно учитывать психо-физиологическую совместимость членов команды, требуемый набор функций для команды, как деятельностных, так и психологических. Например, для деятельностных функций используется декомпозиция цели на напрвления деятельности. Так на уровне управления организацией в команде нужны (по И. Адизесу) производитель, администратор, предприниматель, интегратор, по сути это главный инженер, главный бухгалтер, заместитель по развитию, кадровик. Для психологических функций можно использовать систему дифференциации командных ролей по Р. Белбину:

  • Председатель (или координатор)
  • Направляющий (формирователь)
  • Генератор идей (мыслитель)
  • Коллективист
  • Исследователь ресурсов (разведчик)
  • Оценщик (критик)
  • Доводчик (завершитель, отделочник)
  • Исполнитель

Если количество людей в команде меньше, чем этих ролей, то один человек может исполнять две роли, например, разведчик и коллективист, формирователь и оценщик, оценщик и доводчик. И вот, собрали Вы этих людей. Им так надо сказать: мы команда», сказать о целях и правилах взаимодействия, распределить роли. Так мы получаем номинальную команду, находящуюся в начале своего пути.

Далее, развитию команды будут способствовать следующие факторы:

  • Принятие целей и средства их достижения всеми членами команды;
  • Хорошая циркуляция информации, открытое обсуждение проблем;
  • Дух партнерства и товарищества, взаимные обязательства и доверие;
  • Определенность состава команды;
  • Командные правила взаимодействия;
  • Культивирование традиций, обрядов;
  • Культивирование мифов, в том числе мифов о герое, о шефе;
  • Совместные позитивные эмоциональные переживания (победы, празднования);
  • Подчеркивание общности и чувства «Мы»;
  • Пресекание игр на понижение;
  • Коллективное принятие решения и разделение ответственности.
  • Руководство, выступающее катализатором группового взаимодействия и сотрудничества, обеспечивающее оптимальное соотношение внешнего контроля и независимости;
  • Независимость влиятельности члена команды от его статуса и ее обусловленность профессионализмом и компетентностью.

Если руководитель всё это учитывает в своем общении с командой, то со временем из номинальной она превращается в реальную.

Работать в команде не просто, но очень интересно. Мне повезло быть членом всех трех типов команд в разные периоды своей карьеры, больше всего любил проектные команды: в ограниченное время большое напряжение, результат, вознаграждение и отдых.

Удачи вам в создании или нахождении своих команд!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц