Найти тему
Марина Ярдаева

Самый древний, самый южный. Прогулка по Дербенту

Теперь я понимаю, как дагестанцы мирятся со своей шумной и тесной столицей. У них есть Дербент. А он чудесен.

Наш вагон в электричке наполовину был заполнен махачкалинцами. Прокатиться в Дербент для них - то же самое, что для петербуржцев - в Выборг. С той лишь разницей, что Петербург, конечно, не Махачкала)) А ещё несчастным дагестанцам (и ещё более несчастным туристам, заметим в скобках) очень не хватает ласточек. Трястись в душном вагоне со скоростью меньше 60 км в час - самая изощрённая из всех существующих восточных пыток. Объяснили такое безобразие ремонтом дороги. Зато 145 рублей с носа. Против 3000-3500 на такси.

Ну вот, хотела о хорошем написать, а начала с критики. Я неисправима) Но как вы хотели? Почти два столетия назад теми же дорогами ехал Дюма. И что же? И он ругал горцев за отсутствие лошадей, изломанные тарантасы и разбитые дороги. Зато ворчание у француза чередуется с поистине поэтичными отрывками.

Вот и я, поворчав, сейчас опишу вам на свой лад "величественное и печальное море Иркании, как называли его древние, море почти мифическое до Геродота". Да, мы начали с Каспия. А поскольку лёгких путей мы не ищем, мы отправились на берег в 20 километрах от города - к экраноплану Лунь.

Господи, что нам экронаплан - это чудище чьего-то буйного энтузиазма? Но, признаюсь, слаба. Вокруг него столько шума, что я решила, что надо взглянуть все же на этого монстра. Монстр, впрочем, не страшен. Как и любой поверженный великан. Он стар, он дряхл, он мертв. И он грандиозен. В этой песчаной пустыне на диком берегу моря он прекрасен в своем одиночестве.

А берег дикий. Никакой совершенно инфраструктуры, никаких отелей, кафе, аттракционов - только маленький пятачок с сувенирными палатками вдали, у самой дороги. А так лишь песок и море. Люди? Да, конечно. Но они рассеяны здесь, точно муравьи. Они букашки перед стихией. Они - ничто под огромным небом и перед бескрайним невозмутимым морем.

-2

Но, к черту стихию, вечность и вот это вот все. Если долго вглядываться в бездну - сами знаете, она раздавит. Накупавшись, мы вызываем такси и едем к крепости Нырын-кала. В город въезжаем, минуя потрёпанные окраины, редкие высотки, рынки. Я испытываю странные чувства. Я боюсь разочарования. Успокаиваю себя. Зато не так шумно, как в столице, - говорю я себе. Зато наблюдается тут все же какая-то органичность. И эти узкие улочки хороши. И эти дома из жёлтого камня - есть в них что-то. Надо почитать будет, что это за камень. Он делает скудный городской пейзаж каким-то умиротворяющим.

А мы меж тем поднимаемся на гору, выходим у самых верхних ворот крепости и ахаем. Это, правда, захватывающе.

-3

Я не буду утомлять вас историей древнего города. Я, пожалуй, напишу об этом отдельную большую статью. Может быть для "Русского мира". Сейчас нет никаких сил распутать и внятно описать все, что происходило тут во времена Античности, в Средние века, во времена Петра и позже - кто с кем воевал, кто на ком стоял. Не буду я и живописать вам быт и нравы русских офицеров XIX века, пересказывать печальную историю любви Бестужева-Марлинского и Ольги Нестерцовой. Это все, конечно, безумно, интересно, но пока... Википедия вам в помощь, друзья.

-4

А я расскажу только о том, что меня впечатлило больше всего. Это не крепостные стены (мало ли я видела этих восстановленных стен), это не восточные бани (тоже, знаете ли, видала), это не коллекция якорей и орудия (я девочка, мне такое непонятно). Меня поразило водохранилище. Огромный каменный резервуар, в котором хранилась вода на случай осады. По уверениям гидов, запасов воды хватало, чтобы обеспечить ей население в течение 2-3 лет. Говорят, стены и пол обрабатывали специальным составом, в саму воду добавляли серебро - так она оставалась пригодной для питья.

-5

С водой связана, к слову, одна легенда. Когда Дербент осаждали не завоеватели, а засуха, выбирали самого дурного, тьфу, храброго джигита во всей округе и посылали его с медным кувшином к вершине Щах-Дага за снегом. Если его не убивали в пути охотники за цветметом, он приносил снег (не спрашивайте), находил в мечети мулл, и оттуда они торжественно, с молитвами шли к морю и бросали в него снег. А после - о чудо! - заряжали дожди.

Но, довольно побасенок из минувших веков. Вернусь к личным впечатлениям.

-6

Огромным удовольствием был спуск из крепости. Видеть, как меняются панорамы, как новые детали придают пейзажам неожиданные повороты, отклоняться от спуска, забредая в узкие переулки, где торгуют коврами и бегают местные ребятишки - есть в этом особая прелесть. С не меньшим удовольствием побродили по старому центру, полюбовавшись мечетями и армянской церковью.

-7

А ещё очень хочу похвалить современное благоустройство новой части города. Фонтаны, скамейки, фонари, иллюминация, забавную скульптура, детские площадки, красивый городской пляж, кафе с верандами. Все очень достойно. И бальзам на сердце - олеандры с магнолиями! Тут действительно смогли создать отличное курортное пространство.

-8

Не хочется писать о проблемах с водой и канализацией. Они известны. Проблема эта, увы, общая как для побережья Каспийского моря, так и для курортной зоны Черноморья. Очистные сооружения в Дербенте обещают вот-вот ввести в эксплуатацию. "Вот-вот" вечно откладывается, сроки срываются. И, понятно, что даже если они заработают завтра, это не решит проблемы стоков от частных домов и хозяйств и вообще наплевательского отношения отдельных товарищей (в кабинетах ли власти, мелкого ли обывателя). Пока получается, конечно, странно: за красивым фасадом с богатой историей скрываются (не особо, впрочем, скрываются) неразрешимые противоречия. Получается: смотреть можно, а пробовать (в смысле купаться в черте города) - лучше не надо. Грустно. Хотя и не удивительно.

-9

А мы едем дальше. На этот раз вглубь Дагестана: в село Хунзах, к водопадам, теснинам и прочим красотам. Об этом в следующей серии.