Сегодня Святая Церковь празднует рождество величайшего из пророков, Иоанна Предтечи. В чем его величие? Не в тех делах, которые он сотворил, и не в тех словах, которые он произносил, и не в том образе жизни, который он вёл, потому что это всё мы наблюдаем и в других пророках. А почему Церковь так высоко доставила его над всеми пророками? Потому что он ближе всех подошёл к искомому. Он сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться», то есть глубоко осознал свою служебную роль по отношению ко Христу, и в этом его глубочайшем смирении необычайная высота, потому что это самое драгоценное, что только есть на свете. Поэтому Иоанн Предтеча принадлежит как бы двум эпохам: родился и жил в Ветхом Завете, а по своему внутреннему устроению вполне был человеком Завета Нового.
Малейший в Царстве Небесном больше самых великих, которые были в Ветхом Завете. Они все после смерти отходили во ад, ибо не было никакого Царствия Божия, а Иоанн перешёл в жизнь вечную. И каждый человек, если сумеет осознать свою служебную роль по отношению к Богу и сумеет смириться, тоже сможет войти в Царствие Небесное. Для этого нужно то, с чего Иоанн Предтеча начал свою проповедь: покайтесь. Это слово нам знакомо, и, может быть, даже и покаяние в какой-то мере у нас есть, но оно ещё неполное, поэтому мы спасены только в надежде. Против нас и в нас воюют духи злобы поднебесной, и сражение с ними есть первая часть духовной жизни. И пока мы в известной степени не победим страсти, благодать Божия не сможет к нам прийти во всей полноте. Первое сегодняшнее Евангелие повествует о том, как Господь прибыл в страну Гергесинскую и «Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем». Да, когда бес гнева посетит человека, он в гневе может творить ужасные вещи, он не владеет собой, сам не знает, что делает.
«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Бесам не нужно было читать закон и пророков, им не нужно было смотреть на чудеса, какие творил Господь, они и так исповедали Его Сыном Божиим. Многие люди говорят: «Я верую в Бога». Но и бесы веруют. Без всяких мучений, без всяких сомнений, без всякой рефлексии, без всяких вопросов, что хорошо, что плохо, без всяких помыслов о том, как мне жить, как спастись, бесы исповедуют Христа Сыном Божиим. И вера большинства людей, живущих на земле, вполне бесовская: они знают, что Сын Божий пришёл с небес, но это никак на их жизни не отражается, они хотят убежать от Него, потому что Его присутствие в мире мучит их. Почему Ты прежде времени пришёл мучить нас? Знаем, что будет Страшный суд, знаем, что праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную, всё знаем, но это будет не сейчас, поэтому сейчас мы будем грешить, сейчас будем воевать против Тебя. Зачем Ты мучишь нас? Дай нам спокойно пожить в своем свинстве, в своем грехе, в своих страстях.
«И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней». Не коров, не гусей, а именно свиней. Наиболее удобное место, потому что жизнь греховная, исполненная всякой бесноватости, является полнейшим свинством по отношению к Богу. Бог человеку и Ангелам – а бесы когда-то были светлыми Ангелами – дал свободу, но и те, и другие воспользовались ею во зло, сами отвергли Божий дар и выбрали худшую участь.
«И Он сказал им: идите; и они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде». Каждый, кто впускает в себя бесов, непременно погибнет, сатана никого никогда не наградит. Если человек вступает на путь преступления против Бога, он всё равно потерпит урон. Так не бывает, что кто-то идёт против закона Божия, против закона совести, и ему всё сойдёт с рук. Нет, сколько веревочке ни виться, а конец обязательно будет. Не сейчас, так через тридцать лет отольются кошке мышкины слёзки. Никто от этого не уйдет. Это человеку только кажется: возьми, прими в себя бесов, и тогда все будет хорошо. Ничего не будет, всё равно погибнешь!
«Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их». Выгнать не могли, боялись, деликатно попросили: лучше уйди. Почему? Потому что Ты разрушаешь нашу жизнь. Действительно, если по воскресеньям ходить в церковь, тогда уже на дачу не поедешь. Если хочешь жить по закону Божию, значит, уже придется жить не по своим желаниям: уже не могу ни есть что хочу, ни пить что хочу, не могу делать что хочу, а вынужден Тебе подчиняться. Поэтому Ты лучше уйди. Я не буду против Тебя воевать откровенно, потому что боюсь, но я хочу жить своей жизнью, своя жизнь мне дороже, а Ты уйди.
И Господь уходит от каждого, кто не хочет принять Его слово. Господь никогда никому Себя не навязывает и не может навязать. Господь не может избавить людей от войн, болезней, которые вызываются грехами человеческими. Не может избавить людей от того, что они страдают, потому что это следствие грехов. И незачем за это Бога обвинять, не Бог в этом виноват, виноват человек. А Господь может его спасти только при одном условии: если он сам этого захочет, будет сам об этом просить, и не только просить, но всем своим сердцем, всем своим существом будет стремиться к этому спасению.
Апостол Павел в послании к своим римским духовным чадам пишет: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение», Павел был истинный израильтянин и не мог не любить свой народ, это естественно для человека. И желание его сердца было, чтобы весь Израиль пришёл ко Христу, но ведь насильно мил не будешь. «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». Да, они все были верующие, так глубоко, что даже страшно. Настолько глубоко верующие, что Христа распяли, потому что их вера никак не соответствовала тому, что говорил Бог. Их вера была вполне бесовская, вполне, от начала и до конца. И конечно, вся эта бесовская рать различных и многообразных вер всегда и везде противостоит Христу. Он им ненавистен, потому что правда глаза колет, потому что гордому человеку очень трудно покаяться, трудно признаться, что он не прав перед Богом. Как гордость может признать свою неправоту? Я первосвященник, а Ты кто такой? Значит, Ты должен мне подчиниться или же Ты умрешь. Вот и все.
Всё дело в гордости, и, чтобы принять Христа, нужно от неё отложиться. Поэтому Господь и избрал в Свои ученики людей простых. Чем гордиться рыбаку? Нечем, он полностью зависит от Бога, он сам ничего не может, только попытаться угадать, где же она, эта рыба, и закинуть сеть. Но вроде бы все признаки сходятся, закинул сеть, а никакой рыбы нет. Поэтому им легко было от своей гордости отложиться. В их жизни для неё основания не было никакого, и Господь их избрал, они стали апостолами, стали Его учениками.
И мы с вами можем стать Его учениками, если сумеем отложить свою гордость, сумеем покаяться, не формально, потому что формально легко сказать: «Я великий грешник». А подойди, плюнь в лицо – и сразу узнаешь, какой он великий грешник, потому что он сразу окажется праведником. Он будет возмущаться: «Как ты смеешь, да какое ты имел право в меня плюнуть?» Тут же начнётся, потому что как же так, меня не то что не заметили, мне не кивнули, не улыбнулись, а мне в глаза плюнули. Но ты же сам говорил, что ты грешник, а в грешника и надо плевать. А нет, гордость не соглашается, человек никак не может увидеть, что он грешник, гордость этому препятствует. И эта гордость препятствует спасению.
Почему бы тем бесам, которых Господь изгнал из Гадаринских бесноватых, не сказать: «Господи, мучь нас без конца, только спаси, хотим быть с Тобой»? Сказали бы и тут же стали Ангелами, но нет, невозможно свою гордость, действительно сатанинскую, преодолеть. Вот трехлетний ребёнок валяется на спине, беснуется, орет, ему что ни говори, хоть убей, он будет весь заходиться в истерике, биться головой, но не скажет «прости». Нет, режь его на куски, всё равно не сломишь эту трехлетнюю гордыню, перед которой пасуют взрослые люди. Такова глубина нашего падения!
Вот поэтому Предтеча и выше всех пророков, что в нём больше смирения. Смирение – это важнейшее качество Божества, и, если кто хочет спастись, он должен его приобрести, потому что это и есть, собственно, спасение. Только это приобретённое свойство даёт возможность человеку получить спасительную благодать Божию. Можно быть умным, образованным, начитанным, весь устав знать и даже все заповеди выполнять: бьют тебя по правой, подставляешь левую, благословляешь врагов и проклинающих тебя, милостыню творишь – всё можешь делать, но если нет смирения, то это всего лишь пища для гордости. Как стену, сложенную без раствора, можно пальцем развалить, потому что это только видимость: ткни её, и все эти кирпичи повалятся, и будет опять полная разруха, так и христианство без смирения – это только видимость благочестия. Поэтому Господь говорил фарисеям: «Вы как гробы накрашенные». Снаружи все беленькое и ничем не пахнет, а камень отвали – там гниющее человеческое мясо, наполненное червями. Без смирения все добродетели, все подвиги – всего лишь гниющее мясо гордости и больше ничего.
И дальше апостол пишет: «Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего». Во Христе никакой внешний закон не играет уже никакой роли. Спасение заключается не в том, съел – не съел, вычитал – не вычитал, приехал вовремя или на пять минут опоздал. Если Христос пришёл, тогда всё это не имеет никакого значения, спасение не в этом, а в том, стал ты новой тварью или не стал.
«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Как происходит это спасение? В силу пораженности страстями, этими духовными болезнями, в человеке действуют разные бесы: и бес гордости, и бес тщеславия, и бес сребролюбия, и бес чревоугодия, и бес осуждения, и бес блуда, и бес гнева, и бес уныния, и бес отчаяния, и бес многоглаголаниями бес многопопечительности – невозможно всех, больших и маленьких, перечислить. И каждый из нас знает на себе их силу, когда душит нас злоба, или зависть, или осуждение и мы не можем ничего с собой сделать, не можем остановиться.
Если бы мы это могли, Христос бы не пришел, а тому же Предтече велел: скажи людям, чтобы делали так-то и так-то, и тогда будет для них спасение. Среда, пятница – пост, по воскресеньям в храм, вот устав, как молиться, сколько стихир где петь. Распишем это все и будем выполнять – и что? И ничего, спасение не придет, потому что человек сам спастись не может. Ты думаешь: «Ну всё, грешить завтра не буду»? Будешь. Никуда не денешься от греха до тех пор, пока не призовёшь имя Господне. Жадность ли обуяла, зависть, блуд ли так, что просто невозможно даже утерпеть, – призови имя Господне: «Господи, хочу быть христианином; хочу быть Твоим учеником, не хочу поддаваться страсти, Ты изгони из меня этого беса, который мучает меня», и тут же Господь придёт Своей благодатию, и страсть отступит.
Кто хочет узнать, что такое благодатная жизнь во Христе, должен победить хотя бы однажды какую-нибудь свою страсть. Для этого не надо ни медитации, ни сосредоточения, ни аутотренинга, ни силы воли, вообще ничего не надо, только из глубины сердца воззвать к Спасителю, если ты действительно веруешь, что пришёл в мир Иисус-Спаситель, чтобы тебя, грешника, спасти. Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Мой век еще не кончился, Христос со мной, поэтому я могу сказать: «Господи Иисусе Христе, изгони из меня этого беса, помоги мне». Можно и короче: «Господи, помилуй». А можно ещё короче, просто: «Помилуй». И все, ленивый встанет, сонливый проснётся, пьяный протрезвеет, блудный успокоится, жадный отдаст, спорливый умолкнет, уступит – бес уйдет, Господь его изгонит. Но нужно Господа призвать.
А почему человек не призывает? По одной причине: грех слаще, чем Христос. Человек сам сознательно выбирает грех, он ему более люб, чем благодать Христова, которая его может уврачевать, которую он может вот сейчас почувствовать, потому что к нему придёт тот покой, о котором Господь говорит: «Я упокою вас». Страсти волнуют человека, они мучают его, заставляют его страдать. Почему мы говорим, что влюбленность – это не любовь, а страсть? Потому что ты же страдаешь, а любовь не может человека заставить страдать, она приносит ему и всем вокруг одну только радость, а раз ты страдаешь, значит, это не любовь, это страсть. Страсти мучают человека прежде времени, прежде чем душа попала в ад. А если бы мы возлюбили Христа хоть немного больше, чем свои страсти, Господь бы в нас все эти страсти победил.
Но почему, даже когда мы призываем имя Господне и грех от нас отходит, он потом вновь возвращается? Почему мы его не побеждаем силою Божиею раз и навсегда? Потому что не можем удержать ту благодать, которая приходит к нам, чтобы нас очистить от скверны. Мы своими чувствами, своими грехами, своими помыслами отгоняем её. Все наше естество стремится к нечистоте, как свинья: вот её вымыли, а она тут же идет валяться в грязи. Поэтому против страстей нужно биться до самой смерти, до самой смерти бороться с греховными помыслами, с греховными чувствами и их греховными проявлениями в словах и поступках, и каяться перед Богом, и просить Его. Этим самым мы будем свидетельствовать Богу свою любовь. Да, моё падшее естество желает утонуть в этом море свинства, а мое сердце выбирает Христа несмотря на всю мою унылость, раздражительность, осуждение, честолюбие, гордость, которые есть естественные проявления моей личности. Моя личность давно сочеталась с этими страстями, срослась, но я поступаю против себя, я отвергаюсь себя, я беру свой крест и следую за Христом в Царствие правды, чистоты, света, добра и любви. Несмотря на то что мое естество принадлежит греху, я устремляюсь туда.
Иоанн Предтеча, как каждый человек, хотел жить, но он умер ради правды Божией. Так и мы, будучи грешными, должны возмущаться и отвергать грех, в котором для нас духовная смерть. Мы должны в течение всей жизни исповедовать Христа, как апостол Павел говорит, молиться устами, веруя сердцем, что Господь близок, Господь здесь, Он пришёл меня спасти, Он никогда меня не оставит, Он никогда меня не посрамит, и без Его воли ни один волос с моей головы не упадёт. Я знаю, что Господь не хочет, чтобы я ругался, Он не хочет, чтобы я пил, Он не хочет, чтобы я воровал, Он не хочет, чтобы я блудил, Он не хочет, чтобы я осуждал, Он не хочет, чтобы я жадничал, чтобы я завидовал, чтобы я занимался только земными делами, Он этого не хочет. И если я со всем упованием на Него буду говорить: «Господи, помилуй», то помилование это придёт, Господь меня очистит.
Вот это и будет жизнь духовная, это и будет Царствие Небесное, пришедшее в силе, потому что мы ощутим силу Божию, ощутим, как вся нечисть от нас уходит пусть хотя бы на миг, пусть на две минуты. И насколько мы будем верны Богу, настолько воспримем благодать Божию, которая есть спасение. Этот процесс, этот труд, эта невидимая брань называется покаянием, когда человек сознаёт себя грешником, сознаёт себя погибающим, сознаёт, что он сам ничего не может, но всё возможно Богу. Поэтому нужно веровать Богу, веровать Его слову, и взывать, и уповать, и всю надежду полагать на Бога, и смиренно ждать.
Помоги нам в этом Господи. Аминь.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/