Частенько мне приходится рассуждать о новых технологиях нотариата, о том, как они облегчают процессы разных регистрационных действий, проверок документов и собственно нотариального удостоверения. Только не стоит забывать о том, что у всех этих процессов всегда есть оператор-машинист, который процессами управляет. Как вы уже догадались, речь про нотариуса.
Такова уж сфера деятельности, что нельзя до конца вожжи отпускать. В смысле переходить на полностью автоматизированные процессы. Все равно в гражданском обороте должен присутствовать именно человеческий ум, а не программный алгоритм.
Вот, скажем, к нам часто стали граждане заходить для регистрации ИП и вообще юрлиц. Понятное дело, так удобнее. Можно одним махом компанию зарегистрировать — пришел в нотариальную контору, подал документы, в назначенную дату явился, получил готовые. Без лишней беготни в налоговую или куда-либо еще. Удобно ведь? Конечно. Кстати, одной регистрацией уже дело не обходится. Стали у нас появляться клиенты, которые практически полностью взаимодействуют с налоговой через нашу контору. И в целом, когда речь заходит о передаче документов (не только в ФНС), например отправка в другой город правоустанавливающих документов, скажем, для совершения корпоративной сделки, опять-таки к нам заходят. В электронном виде (с установлением факта равнозначности) оно быстрее и надежнее. Говорят, время — деньги.
Вот вам, пожалуйста, реальная экономия времени, да и денег напрямую. Дополнительно отмечу, что при этом роль нотариуса не сводится к роли курьера или почтальона. Нотариус ведь, перед тем как документы отправить или удостоверить соответствие электронной копии, полную правовую экспертизу проводит. Два в одном получается — и скоростная доставка, и грамотная проверка.
Словом, пока мое мнение такое: электронные технологии — это инструментарий, а даже самый крутой инструмент эффективен только в умелых руках мастера. На том и стоим.