Найти тему
89,9K подписчиков

Жаркое лето 1969 года или тоска по Москве

9,3K прочитали
Дети на море. СССР. Источник https://i.ytimg.com/vi/o1jI-vD7A-o/maxresdefault.jpg.
Дети на море. СССР. Источник https://i.ytimg.com/vi/o1jI-vD7A-o/maxresdefault.jpg.

Ирина Иринич

Я росла не очень общительной и самостоятельной, и перед первым классом было решено отправить меня с детским садом на три месяца на море. В Адлер. Вы не ослышались: на три месяца - такая длительная была смена - от и до. Я не очень хотела, но энергичная директриса Зинаида Александровна уговорила мою бабушку. Бабушка - надавила на маму, и моя участь была решена. Папа не жил с нами - его мнение никого не интересовало. Дедушка и няня Наташа всегда во всем соглашались с бабушкой. Если бы они знали, какое это было мучительное испытание для меня!

В поезде

От улицы Машкова, где был садик, мы вечером достаточно быстро добрались на автобусах до Казанского вокзала. И тут, в поезде, уже начались мои мучения. Сначала превратились в кисель и запачкали мне платье два пакета с клубникой и черешней, которые мне дома дали в дорогу. Затем я каким-то немыслимым образом забиралась на верхнюю полку плацкартного вагона, а потом не могла спать в духоте. В мечтах я уносилась на 42-й километр Казанской железной дороги, где мы ежегодно снимали дачу, - дача казалась мне настоящим раем.

Источник https://i.pinimg.com/originals/0e/0a/04/0e0a04bbe6bfb892a35de336057fc35f.jpg.
Источник https://i.pinimg.com/originals/0e/0a/04/0e0a04bbe6bfb892a35de336057fc35f.jpg.

Дальше - автобус, душный ночной Адлер. Нас разместили в каких-то убогих палатах. С самого начала меня стал преследовать запах хлорки: он был везде - в столовой, в спальнях, даже на море – про море отдельный рассказ.

На море - без моря

Плавать я не умела, воды боялась. Мне страшно было зайти далеко в море. Другие ребята были весьма веселы и активны в морской пучине - плескались, бултыхались, плавали как могли, играли в мячик. Я же просто лежала в воде у самого берега. Прелесть моря я поняла только когда в августе в Адлер приехала мама. Она прекрасно плавала, мы с ней много купались - и не у самого берега! Два месяца прошли зря - в теплой грязноватой прибрежной морской водичке.

Мама приехала!

Мама со своей подругой тетей Люсей и ее сестрой Таней сняли комнату рядом с нашим лагерем. Первое же общение со мной ввергло их в ужас. Я настолько одичала и соскучилась, что была одержима одним вопросом:

- Мама, ты днем придешь? - спрашивала я утром.

- Мама, ты вечером придешь? - повторяла я днем - и так по очереди.

Маме даже разрешали брать меня к себе в гости на пару часов. Мы ходили в дендрарий, фотографировались, гуляли. Я была абсолютно счастлива.

Мама приехала! Адлер, 1969 год. Фото из архива автора.
Мама приехала! Адлер, 1969 год. Фото из архива автора.

Происшествия

Директриса нашего детского сада не только вывозила его в полном составе на все лето на море, но и организовывала различные мероприятия. Например - морскую прогулку. Арендовали катер, мы сидели на палубе, пели песни. И вдруг! Моя мама, которая была с нами, до сих пор вспоминает об этом с ужасом. Вдруг - за бортом показались дельфины. Они высоко прыгали над водой, и все дети побежали с одной стороны катера на другую, чтобы их увидеть. Катер сильно накренился, но - слава богу! - взрослые быстро отреагировали, закричали, рассадили всех на место, трагедии не произошло.

Второе ЧП произошло в ночь нашего - долгожданного! - отъезда в Москву. Уже приехали автобусы, которые должны были доставить нас к поезду, как прилетела весть, что с одной девочкой – беда. Малышка положила маленький морской камушек себе в ухо: камень давил на барабанную перепонку, боль была нестерпимая. Плачущую девочку повезли в больницу, где, как нам потом рассказали, камушек сдвинули сильной струей воды - он выпал, девочка перестала плакать, мы не опоздали к поезду.

Соль

Нам катастрофически не хватало соли. По разнарядке в детском питании не полагалось селедки, а поваренную соль добавляли весьма умеренно. Три месяца мы мечтали о соленом и жевали желтые просоленные сухие морские водоросли, выброшенные на берег. Но приехала моя мама и привезла вяленую рыбу. Директриса разрешила угостить ею детей. Это было настоящее счастье: целая очередь «обессоленных» детишек выстроилась, чтобы получить свой кусочек тараньки, а затем с наслаждением её разжевывали. Мама снискала благодарность и, как сейчас бы сказали, респект - от строгой директрисы.

На вокзале

В Москве меня встречала почти вся семья: мама, бабушка, даже папа, которому с этого момента разрешили у нас бывать. Только больной дедушка и няня Наташа ждали дома.

Как же я соскучилась! Как была рада всех их видеть! Папа приобрел в это лето свою первую машину - «Запорожец», мы все залезли в него и очень быстро домчались от Казанского вокзала до нашей квартиры на Чистых прудах. Все единодушно признали, что я очень выросла за лето, а главное - похудела. Это был еще один непредвиденный результат трехмесячной разлуки с домом. Такой похудевшей я и пошла в первый класс. Впрочем, уже через месяц я набрала прежний вес. Бабушка, испытывая чувство вины перед мной (я такое нарассказывала!), посадила меня на усиленное питание. Я снова стала пышечкой, хотя и более самостоятельной, чем до поездки.

О детстве и семье Ирины Иринич: