Найти в Дзене
Alexey Sukonkin

Интриги внутри НАТО – как показатель обрушения целостности

Североатлантический альянс, безусловно, является мощнейшей военной силой, способной диктовать свою волю значительной части мира, что самым непосредственным образом отражается на внешней и внутренней политики целого ряда стран, причисляющих себя к западному миру. Однако, события вокруг Украины серьезно обострили противоречия, которые были в альянсе и ранее, но в силу спокойной международной обстановки, были не способны проявить себя в полный рост.

Известно, что у генсека альянса Йенса Столтенберга скоро заканчивается срок полномочий, и в течение последнего года между странами военного блока установился достаточно напряженный диалог относительно кандидатуры на открывающуюся вакансию. Весьма неожиданно Вашингтон отказался согласовывать на пост главы НАТО кандидатуру министра обороны Британии Бена Уоллеса, которого прочили на данный пост в качестве основного кандидата – наиболее подготовленного с точки зрения профессионализма.

Вот как раз профессионализм, как оказалось, и не является требованием к кандидату. В Белом Доме больше склонны к лояльности, к послушанию, к полной управляемости со стороны США. А Бен Уоллес, как оказалось, такими качествами не обладает.

Камнем преткновения стала позиция, которую Лондон занимает в отношении военной поддержки Украины, что зачастую никак не соответствует видению, формируемому в США. Известно, что Вашингтон и Лондон в некоторой степени конкурируют на полях украинской истории, пытаясь вырвать у соперника лакомые куски – для чего стороны не гнушаются ни какими нарративами. При этом Британия достаточно смело перебегает дорогу Соединенным Штатам, стремясь удовлетворить собственные интересы.

Так, в момент, когда Киев поднял вопрос о поставке на Украину западных танков, в Вашингтоне четко дали понять, что этот вопрос не следует рассматривать даже на среднесрочную перспективу, тогда как Лондон, играя в свою игру, заявил о готовности передать Зеленскому свои танки Challenger-2. Этот «пример» в очень нелицеприятном свете выставил администрацию Байдена, которому, под давлением ситуации, пришлось пообещать передать Украине свои танки Abrams M1.

Однако, Уоллес на этом не остановился, и следуя курсом на эскалацию конфликта, в момент, когда Киев стал просить у США ракеты дальнего радиуса действия ATACMS, практически немедленно поставил крылатые ракеты воздушного базирования Storm Shadow и оказал помощь по адаптации этих ракет к использованию в комплексе с украинскими бомбардировщиками Су-24. Фактически, это был второй ощутимый военно-политический удар по имиджу администрации Байдена.

Таким образом, Британия перехватила повестку и выбилась в первые ряды тех стран, которые могли предложить Украине наиболее мощные виды оружия, тем самым задвинув США на вторые роли, по крайней мере, информационно.

Окончательной выходкой, сильно разозлившей Белый Дом, стало заявление Уоллеса о создании коалиции стран, готовых помогать Киеву в получении истребителей F-16. Незадолго до этого в Вашингтоне заявили, что Украина не нуждается в современных истребителях, по крайней мере, в текущем моменте, тем самым «правильно ориентировав» остальных участников процесса вооружения киевского режима. Для особо непонятливых Пентагон напомнил, что все решения о реэкспорте американских истребителей, могут быть приняты только с одобрения Вашингтона. Однако, как мы видим, это не послужило запретом для Лондона, где поспешили заявить о начале обучения украинских пилотов эксплуатации самолетов F-16. Отметим, что на вооружении Британии нет истребителей этого типа – обучение они планируют проводить в связке с теми государствами НАТО, где эти истребители есть. Например, с Нидерландами.

Итог достаточно закономерен: США, купируя риски, которые могут возникнуть, если на пост главы НАТО встанет британец, решили вопрос на корню, отказав Бену Уоллесу в согласовании. Фактически речь идет о попытке восстановления управляемости, которая на фоне украинского кризиса стала проявляться все больше и больше.

Алексей Суконкин