Найти в Дзене

История Бухарского Дома Просвещения в Москве

Оглавление

В этой статье рассказывается об истории Бухарского Дома Просвещения в Москве, учебном центре, игравшем важную роль в образовании. Вы узнаете о его создании, ролях ключевых фигур и достижениях студентов. Статья охватывает первые годы существования Дома Просвещения, обрисовывая огромные успехи, которых удалось достичь в короткий период времени. Однако история заканчивается печально, когда Бухарский Дом Просвещения был превращен в рабфак и перенесен в Самарканд. Читайте далее, чтобы полнее понять значение этого образовательного учреждения и его влияние на образовательную систему своего времени.

Как описывалось создание Бухарского дома просвещения современниками

Что же принесла Бухаре революция 120 года?

Она принесла Бухаре «великое начало». Непочатый край работы. Много надо сделать. Многое еще не сделано.

Пласты еще не взорваны. Но они взрываются и будут взрываться. История Бухары уже заполняется новым содержанием. Бухарская революция богата и интересна. Она будет еще богаче, еще интереснее. Бухарская революция будет углубляться и развиваться семимильными шагами. Но еще она будет эволюционным развитием по преимуществу. …исторические успехи бухарской революции буту в той же мере измеряться и успехами социалистического просвещения народных масс.

Таджиев А., Бурнашев Х. Народное просвещение в БНСР и «Бухарский Дом Просвещения в Москве // Бухарская жизнь. — 1924. — №1, С. 68-70.

Первые шаги

Правительство РСФСР приняло решение открыть в Москве Бухарский дом Просвещения, с целью улучшения подготовки специалистов для Бухарской Народной Советской Республики. Эта инициатива получила поддержку секретаря ЦК РКП(б) и бывшего посла России в БНСР В. В. Куйбышева, который обладал глубоким пониманием ситуации в БНСР. Постановлением ЦК РКП(б) от 11 января 1923 года было объявлено о необходимости организации школы для детей граждан БНСР в Москве, с финансированием со стороны Бухары. Ответственность за организацию школы была возложена на НКПрос Яковлеву и заместителя Наркомац Бройдо, которые получили всестороннюю поддержку от ЦК РКП (б).

Еще летом 1922 года был проведен отбор самых талантливых молодых людей, которые были отправлены в Москву для обучения. В первой группе будущих учащихся было 50 человек. Однако они оказались в условиях в незнакомом городе. В это время в Москву приехал Председатель Совета народных назиров Файзулла Ходжаев, который заметил сложное положение студентов и решил помочь им. Было решено создать комиссию для открытия Бухарского дома Просвещения в Москве.

Файзулла Ходжаев, председатель Совета Назиров Бухарской Народной Советской Республики, 20-е гг.
Файзулла Ходжаев, председатель Совета Назиров Бухарской Народной Советской Республики, 20-е гг.

По приезде в Бухару, Ф. Ходжаев сразу же приступил к действиям и обратился к высшим правительственным кругам. В результате делегации, которая отправилась в Москву на X съезд Советов, включая Назира Народного просвещения Кари Юлдаша Пулатова, была поручена задача открыть Бухарский дом Просвещения. Делегация немедленно приступила к работе, начав с изучения положения бухарских учащихся в Москве. Их условия были крайне неблагоприятными: они жили в подвальном, сыром помещении и почти все были больны. Эта неприемлемая ситуация продолжалась 3-4 месяца, не имея возможности ни обучения, ни улучшения жизненных условий студентов. Им даже не предоставлялось должное питание. Комиссия приступила к поиску способов улучшения этих условий. Было решено ускорить открытие Бухарского дома Просвещения, рассчитанного на 200 студентов. Кроме того, студенты дома должны были быть подготовлены для поступления в Коммунистический университет, военные курсы, школы, рабфаки и другие учебные заведения. Комиссия разработала первоначальный бюджет на содержание 120 студентов, выделила необходимые средства на организацию и назначила руководителя. Именно с этого момента началась систематическая организационная работа.

В то время в Москве царил острая проблема с жильем, а для Бухарского дома Просвещения требовалось достаточно большое помещение, вмещающее 200 человек. Кроме того, нужно было обеспечить достаточное количество инвентаря для обстановки помещения.

Молодежь, стремящаяся к знаниям, все больше испытывала разочарование из-за своей бездейственности. На первом собрании они выразили свое неудовлетворение. Студенты заявили, что если им не могут обеспечить достаточное питание, то они не нуждаются в нем. Они просили предоставить им возможность обучаться, так как время бесцельно проходит. Их народ ожидает знаний, и они должны оправдать эти ожидания. Они требовали реальных путей к получению образования или отправки их обратно, чтобы не тратить напрасно деньги народа.

Безусловно, требования студентов были справедливыми, но в то время не было возможности их удовлетворить, несмотря на все усилия по ускорению процесса. Многочисленные заседания комиссии в течение двух месяцев отнимали много времени и энергии, но помещение так и не удалось найти. Молодежь продолжала быть обеспокоенной. На спонтанных собраниях студенты начали выдвигать ультиматумы

и угрожать проведением демонстраций. Они заявили, что если им не обеспечат жилье, они напишут на красном знамени «Дети Востока остались без школы» и выйдут с этим знаменем на демонстрацию.

Решительность студентов привела к успеху, и в один прекрасный день им было предоставлено здание на берегу реки Москвы. Оказалось, что это был бывший роскошный особняк русского фабриканта Рябушинского на улице Спиридоновка, 17.

Выпускник Дома Просвещения, Э. Ш. Раджабов, позднее вспоминал: «Бухарский дом Просвещения находился в бывшем роскошном особняке русского фабриканта Рябушинского, на улице Спиридоновка, 17. Особняк был окружен зеленым, пышным садом, в котором были представлены образцы деревьев из многих стран. Двухэтажный особняк миллионера состоял из небольшого зала, фойе и многочисленных комнат. Стены и двери комнат были красочно расписаны. В ряде комнат стены были наполовину покрыты резным драгоценным деревом коричневого цвета. Массивные, резные кресла и столы, высокие, красочно разрисованные потолки, позолоченные люстры, паркет из красного дерева, все это придавало особняку торжественность, изящество и поэтическую прелесть. Особняк миллионера по сравнению с нашими домами в Ходженте был зеленым раем».

Зал в бывшем доме Рябушинского, совр. состояние. Фото Igor Palmin, flickr.com
Зал в бывшем доме Рябушинского, совр. состояние. Фото Igor Palmin, flickr.com

Вскоре после заселения в особняк случилась небольшая сенсация. В доме была найдет тайник, устроенный за шкафами, а в нем сорок картин известных русских художников, мраморный бюст Гюго работы Гогена, восточный фарфор.

23 марта 1923 года Совет назиров БНСР принял постановление открыть дом Просвещения в Москве и направить туда 290 бухарцев, среди них - 35 девушек.

Таким образом, Бухарский дом Просвещения в Москве был создан с инициативы В. В. Куйбышева и при поддержке ЦК РКП (б) с целью обучения студентов из Бухары и подготовки специалистов для БНСР. С помощью комиссии было найдено подходящее помещение для дома, и студенты получили возможность обучаться в достойных условиях. Это был важный шаг в развитии образования и культуры в Бухарской Народно-Советской Республике.

Задачи Дома Просвещения

Бухарский дом Просвещения в Москве был учреждением, которое готовило учащихся для поступления в различные учебные заведения. Он строил свою жизнь и организовывал свою деятельность, учитывая национальные особенности своего ученического состава и требования учебных заведений, к которым они готовились.

Целью Бухарского дома Просвещения было обеспечить Бухарскую Народную Республику высококвалифицированными кадрами, которые получили бы коммунистическое образование и стали бы строителями новых форм жизни на своей Родине. Все усилия учреждения направлялись на подготовку воспитанников к активной социальной деятельности и строительству коммунистического общества.

Бухарский дом Просвещения осуществлял свою работу в соответствии с установленными рамками и формами советской единой трудовой школы. Для этого использовались новые программы, разработанные научно-педагогической секцией Главного управления школ РСФСР. Эти программы предусматривали сочетание умственного и физического труда и отличались от традиционных школьных программ.

Важными фигурами, связанными с деятельностью Бухарского дома Просвещения, были Сулейманов, Сагидов, Арсланов, Златковский и К. В. Котрохов. Они вложили весь свой опыт и знания, чтобы ускорить открытие и успешное функционирование учреждения.

С момента открытия Бухарского дома Просвещения в Москве было ясно, что в учреждении воспитываются и обучаются высококвалифицированные кадры для молодой Бухарской Народной Советской Республики. Это учреждение стало своеобразным мостом между Бухарой и Москвой, столицей союза народов.

Деятельность Бухарского дома Просвещения также связана с организацией различных мероприятий, таких как выставки, гостоварищества и совещания. Она оказала значительное влияние на культурную и образовательную жизнь не только БНСР, но и всего СССР.

Забота о здоровье учащихся

Бухарский дом Просвещения был не только учебным заведением, но и заботился о здоровье своих воспитанников. Для этого была организована лесная школа на берегу реки Клязьма, где проводились занятия на открытом воздухе. Это способствовало улучшению физического состояния детей.

Важное внимание также уделялось медицинской помощи и санитарному состоянию дома. С июля 1923 года был организован врачебно-санитарный надзор и медицинская помощь ученикам и сотрудникам Бухарского дома Просвещения. Врач, помощники и амбулатория обеспечивали медицинскую помощь всем жителям дома. При амбулатории также были стационарные отделения для изоляции больных заразными болезнями и для клинического обследования и лечения.

Организация медицинской помощи была выполнена на достаточно высоком уровне, и в доме предусматривалось достаточное финансирование для обеспечения необходимыми средствами.

Таким образом, Бухарский дом Просвещения не только обеспечивал учебу и языковую подготовку своих воспитанников, но и заботился о их общем развитии и здоровье, создавая условия для физической активности и оказывая медицинскую помощь.

Дом Просвещения в Бухаре был местом, где проводилась работа по учебно-воспитательному процессу для воспитанников. Врач и его помощники занимались общим наблюдением за санитарным состоянием Дома. Они поддерживали чистоту и опрятность учеников, контролировали приготовление пищи и состояние столовых, а также проводили санитарно-просветительную работу среди учащихся.

Благодаря такой заботе и вниманию медицинского персонала к воспитанникам, заболевания среди учащихся значительно снизились, а их общее состояние здоровья улучшилось.

Организация обучения и воспитания

На занятиях в Бухарском Доме Просвещения в Москве, 1923 год.
На занятиях в Бухарском Доме Просвещения в Москве, 1923 год.

В Бухарском доме Просвещения на конец августа 1923 года насчитывалось 117 воспитанников, с которыми работало 15 преподавателей. Они были организованы в 6 групп и обучались в соответствии с требованиями школ и рабфаков с целью подготовки к поступлению в учебные заведения. Позже, в конце года, число воспитанников выросло до 127, из которых 76 человек (60%) были распределены по различным учебным заведениям.

Однако, в начале 1923-24 учебного года возникли сложности и изменения в работе Дома Просвещения. Планировалось усиленное содействие рабфаковцам и школьникам, а также организация работы с оставшимися учащимися в самом Доме. Однако такая организация учебно-воспитательной работы оказалась неэффективной и неподходящей для детей, поэтому в феврале пришлось отказаться от нее и вернуться к прежней организации.

Педагогический совет Бухарского Дома Просвещения проводил различные мероприятия в учебной работе, подводил итоги и планировал работу до 1 мая. Отдельное внимание уделялось организации досуга учащихся, проведению праздничных мероприятий, посещению театров, кинотеатров, цирков, экскурсий.

В Бухарском Доме Просвещения были организованы различные кружки и клубы, предоставляющие учащимся возможность участия в политической, литературной, художественной и физкультурной деятельности.

В политкружке, который имел две группы, изучались вопросы о государственном устройстве СССР и Бухары, экономическом положении региона, юношеском движении, коммунистическом Интернационале и биографиях революционных лидеров. Этот кружок оказывал помощь в подготовке учащихся к поступлению в университеты и облегчал изучение общественных наук.

Литературный кружок привлекал учащихся среднего возраста, интересующихся литературой и обладающих литературными навыками. Здесь они занимались анализом и обсуждением литературных произведений.

Кружок «Быт и религия» был создан для того, чтобы помочь учащимся освободиться от влияния старых обычаев и разобраться в причинах нового образа жизни. В рамках этого кружка проводились дискуссии и анализировались различные аспекты нового быта.

Театральный кружок успешно организовывал различные представления и вечера, на которые приглашались гости, включая студентов из Коммунистического университета трудящихся Востока. В рамках кружка проводились постановки узбекских и русских пьес.

Хоровой кружок помогал учащимся изучать революционные песни и улучшать их произношение, а также способствовал более быстрому освоению русского языка.

Кружок физкультуры проводил занятия два раза в день, где учащиеся занимались гимнастикой, военными упражнениями, ружейными приемами и другими физическими упражнениями.

Клубный зал служил местом для отдыха и самообразования учащихся. Здесь они могли читать свежие номера газет и журналов, а также играть в шахматы и шашки.

Кроме работы в кружках, члены ячейки активно участвовали в организации общих собраний и лекций, а также сотрудничали в газете "Голос Красной молодежи", которая выходила каждые 15 дней.

В целом, работа кружков и клубов в Бухарском Доме Просвещения способствовала политическому, культурному и физическому развитию учащихся, помогала им осваивать новые знания и навыки, а также формировала активную гражданскую позицию.

Дом Просвещения развивается

Групповой снимок учащихся Бухарского Дома Просвещения в Москве.
Стоят на фото (слева направо): Умаров Фатхулла, Назруллаев Лутфулла, Хидоятов Аброр, Каримов Исокори, Каюмов Шариф, Рахматуллаев Хожикул, Сиддик Ходжа, Табибуллаев Сагди, Тоиров, Бобажонов Фозил, Махмудов Хамид Саидович, Исамов Гулом Кодир, Мухамедов Музаффар Махмудович. 
Сидят: Эрматова Бахри, Иноятова Шарофат, Саидазимова Турсиной, Маннон Уйгур, Сара Ишантураева, Хидоятова Замира, Фарида или Нурихон.
Групповой снимок учащихся Бухарского Дома Просвещения в Москве. Стоят на фото (слева направо): Умаров Фатхулла, Назруллаев Лутфулла, Хидоятов Аброр, Каримов Исокори, Каюмов Шариф, Рахматуллаев Хожикул, Сиддик Ходжа, Табибуллаев Сагди, Тоиров, Бобажонов Фозил, Махмудов Хамид Саидович, Исамов Гулом Кодир, Мухамедов Музаффар Махмудович. Сидят: Эрматова Бахри, Иноятова Шарофат, Саидазимова Турсиной, Маннон Уйгур, Сара Ишантураева, Хидоятова Замира, Фарида или Нурихон.

Третий период, под руководством новой администрации, принес с собой значительные изменения в жизни Бухарского дома Просвещения. После проведения проверки и анализа работы дома, были предприняты шаги по улучшению его функционирования. Введены новые методы организации работы, определены приоритетные направления и задачи.

Одним из главных изменений было усиление контроля над внутренним распорядком и дисциплиной. Администрация стала более строго следить за соблюдением правил и норм поведения, проводить беседы и воспитательные беседы с учащимися. Было решено сформировать новый учком, который активно включался в организацию жизни Бухарского дома Просвещения.

Также были предприняты меры по улучшению культурно-просветительной работы. Организовывались новые мероприятия, включая лекции, встречи с интересными людьми, культурные мероприятия, выставки и конкурсы. Были привлечены специалисты и педагоги для проведения дополнительных занятий по различным предметам и направлениям.

Кроме того, было улучшено питание учащихся. Была создана специальная комиссия, которая занималась контролем за качеством пищи и рационом. Были внедрены новые методы приготовления пищи и организации столовой.

Этот период характеризовался большим вниманием к учащимся и их потребностям. Администрация Бухарского дома Просвещения стремилась создать благоприятные условия для их образования и развития, а также активно сотрудничала с учебными заведениями для обеспечения связи молодежи с русской культурой.

В целом, хотя каждый из периодов имел свои особенности, Бухарский дом Просвещения продолжал играть важную роль в жизни учащихся, способствуя их самообразованию, развитию и воспитанию активной гражданской позиции.

Бухарский дом Просвещения имел значительное значение в жизни учащихся, и его развитие проходило через различные периоды. Первый период, когда заведованием руководил Хады-Файзи, был светлым и успешным. Организационная работа под его руководством привела к установлению внутреннего распорядка и самодеятельности учащихся. В этом периоде были созданы различные отделы, такие как здравоохранение, хозяйственный, культурно-просветительный, товарищеский суд и обмундировочная комиссия. Учащиеся столкнулись с трудностями адаптации, но благодаря самостоятельности и упорному труду смогли преодолеть их.

Второй период, когда заведованием руководил Бурнашев, оказался менее успешным. Возникли проблемы и недоразумения, которые затруднили жизнь Бухарского дома Просвещения. Однако после приезда Ф. Ходжаева ситуация начала улучшаться. Была проведена проверка деятельности дома, что привело к переменам и улучшению ситуации.

Затем заведование перешло к Абдулхаю Таджиеву, и учащиеся почувствовали облегчение. Новый учком был выбран, и его главной задачей стало сотрудничество с администрацией для правильной организации деятельности дома. Жизнь Бухарского дома Просвещения получила правильное направление и стала идти по плану.

Последующая история Дома Просвещения.

Содержать Дом Просвещения в Москве, вдали от родных мест учащихся, оказалось не рационально. В связи с проведением национально-государственного размежевания, дом был превращен в рабфак и в 1926 году переведен в Самарканд. Какое-то время в Москве существовал еще Туркменский Дом Просвещения, однако вскоре и он был переведен в Туркмению.

Значение Бухарского Дома Просвещения

Несколько сот учащихся для трехмиллионного населения Бухарской республики были лишь каплей в море. Однако это был полигон, на котором были отработаны новые приемы обучения для выходцев из традиционного среднеазиатского общества. В журнале «Бухарская жизнь» эта цель постулировалась прямо: «В этих учреждениях свежие кадры населения будут подвергаться коренной и систематической переработке. В этих «мастерских» будет совершаться переплавка мозгов, переработка идеологий лучших кадров трудового населения. Эти «новые люди» сложатся окончательно и вполне — на сложной и благородной практической работе».

Из Бухарского Дома Просвещения вышло немало деятелей культуры Узбекистана и Таджикистана.