Найти тему

Что такое детские травмы и что с ними делать?

«Пока не съешь, из-за стола не выйдешь» – фраза, которую почти каждый слышал в детстве. Она травмирующая для ребёнка или нет? Разбираемся, что на самом деле является детской психологической травмой и как она влияет на взрослую жизнь.

Помог нам в этом Михаил Иванов, заведующий кафедрой детской и подростковой клинической психологии Московского института психоанализа.

Почему это важно?

Детская психологическая травма – это реакция на сложное эмоциональное и познавательное событие, которое могло оставить неизгладимые впечатления. Такие травмы имеют различные лица и проявления.

«Переживание потери (смерть близкого человека, друга, домашнего животного), развод родителей, вырастание в дисфункциональной семье, насилие в семье, физическое или сексуальное насилие, а также эмоциональное насилие – всё это может быть травмирующими событиями для ребенка», – объяснил психолог.

Какие обстоятельства влияют?

Травмирующие события могут происходить в семье, за ее пределами, в школе, детском саду, спортивных секциях, на улице или даже быть освещенными в СМИ. Ребенок может быть участником этих событий или свидетелем. Частота травмирующих событий играет важную роль.

«Если событие происходит однократно (например, родитель выражает гнев или грубость по отношению к ребенку), оно, скорее всего, не причинит травму. Однако, если родитель постоянно использует крик, унижение и физическое наказание как методы воспитания, это неизбежно повлияет на психику ребенка», – поделился Иванов.

Как быстро проявляются?

Психические расстройства, вызванные травматическими событиями, могут проявиться в первые несколько суток или через несколько месяцев. Они могут выражаться в различных психологических и физических проблемах. Главными последствиями становятся депрессии, психосоматические расстройства, нарушения самооценки и различные психологические комплексы.

Как работать с детской психологической травмой?

Важно понимать, что работа с детской психологической травмой, независимо от возраста ребенка, может проводиться в кабинете психолога или психотерапевта. При выборе методов и инструментов помощи учитываются характер травмы и особенности каждого ребенка, уникальность ситуации.

Оказание помощи детям, пережившим травмирующее событие, требует учета их психологической незрелости, связанной с возрастом.

Приведём некоторые методов, которые применяют при оказании психологической помощи детям:

  • Игровая терапия: дети могут выразить свои эмоции, переживания и опыт через игру. Специально подобранные игры и игрушки помогают детям восстановить чувство контроля, выразить свои эмоции и разработать новые способы справляться с травмой.
  • Творческая терапия: использование художественных и творческих форм выражения, таких как рисование, лепка, музыка, позволяет детям выразить свои эмоции и переживания, которые они могут не быть готовы выразить словами. Это помогает им обрабатывать травматические события и смягчает психологический дискомфорт.
  • Сказкотерапия: использование сказок или вымышленных историй, которые отражают опыт и эмоции ребенка, может помочь ему осознать и обработать свои переживания. Ребенок может идентифицироваться с персонажами и находить решения для преодоления своих проблем.

Расскажите о своём опыте работы или проработке детской травмы.