“ПРОХОДИЛА СОБЕСЕДОВАНИЕ В ОДНУ ИЗ ЛУЧШИХ IT-КОМПАНИЙ ПЕТЕРБУРГА. Работодатель опоздал на собеседование и начал гонять по теории. Когда я поправляла его в теоретических понятиях, реагировал негативно. Меня не предупредили о тестовом задании, поэтому подключилась к конференции с телефона. Начала писать код на листочке, это сопровождалось смехом со стороны команды. Мне захотелось отключиться, но я дотерпела до конца. Как вести себя на таких собеседованиях, нормально ли прекратить собеседование, если работодатель ведёт себя некрасиво по отношению к кандидату?” – такую историю мне рассказала подписчица 😟
👉 Конечно, когда вы встречаетесь с некорректным поведением со стороны работодателя (да и любого другого человека), вы вполне можете культурно прекратить встречу. Но я поддерживаю вас в том, чтобы пройти собеседование полностью.
Почему важно дойти до конца, даже если собеседование не самое приятное?
1️⃣ Во-первых, есть вероятность, что если на этом этапе вы общались с нетактичным HRом, то на следующем этапе вы будете общаться с более профессиональным сотрудником - вашим непосредственным руководителем. Поэтому не стоит сразу лишать себя, возможно, хорошей вакансии из-за одного человека. Хотя в вашем случае, скорее всего, проводил собеседование сразу руководитель.
Люди могут быть в разных состояниях – сегодня они максимально сервисные и максимально дружелюбные, завтра у них стресс, плохое настроение, и они по-другому показывают себя на собеседовании. Я за то, чтобы дать шанс любому работодателю.
2️⃣ Во-вторых, каждое тестовое задание, каждый вопрос на собеседовании развивает нас, продвигает вперёд. Вы вполне можете на таком собеседовании потренироваться, ответить на несколько дополнительных вопросов, стать более сильным и привлекательным кандидатом. И уже дальше идти на другие собеседования и вовсю получать офферы. Стоит помнить, что любой вопрос развивает вас как профессионала. Понятно, что бывают вопросы, которые не связаны с вашей профессиональной деятельностью, личные вопросы. Воспринимайте ответы на них как возможность развить свои коммуникативные навыки, умение мягко переводить диалог в более конструктивное русло.
👉 То, что работодатель опоздал на собеседование – такое случается часто. Опаздывают и кандидаты, и работодатели. И тем, и другим в таком случае нужно извиниться.
👉А что касается реакции на критику – это тоже очень распространенная история. Очень многие люди не умеют корректно отвечать на критику, реагирует остро, проявляют агрессию.
Поправлять ли человека, если он ошибся? Решать вам. Иногда я не поправляю, если человек просто оговорился. Но если это касается профессиональной темы, то могу дать со своей стороны обратную связь. Но даже поправить можно по-разному. Вы можете сказать так: “Вообще-то это неправильно, вы ошибаетесь”. Такая критика более остро воспринимается людьми. А можете смягчить ваши слова: “Возможно, вы имеете в виду вот это?”. Такие формулировки и более мягкий тон могут сильно изменить реакцию на критику.
Если вы поняли, что человек не владеет терминологией, он не разбирается в вопросе, плавает, то дальше лучше не давить. Главное, что вы сделали попытку в диалоге найти истину, и оценили собеседника - насколько он слышит обратную связь.
❗Если кандидат на собеседовании негативно реагирует на критику, то работодатель начинает думать: “А вдруг он будет потом в работе так реагировать на правки? Вдруг будет постоянно негативить?”. И работодатель не хочет связываться с таким кандидатом. Но иногда работодатели забывают, что это работает в обе стороны. И кандидат тоже может отказаться от руководителя, который жестко выстраивает коммуникацию и не слышит доводов.
👉 Что я думаю про реакцию команды (про их смех)? Часто команда реально не умеет проводить интервью, не понимает, что от нее ждут. Многие работодатели стали вводить этап прохождения интервью с командой, но не обучили своих сотрудников этому. В итоге один человек задает вопрос, другой зависает в телефоне, третий с четвёртым переписываются и явно обсуждают кандидата, переглядываются, смеются. Это классическая ошибка многих работодателей.
👉 А еще у многих работодателей пока не стало нормой – предупреждать о том, что будет тестовое задание, хотя в IT-сфере тестовые задания проводят часто. Я всегда рекомендую кандидатам проходить собеседования с ноутбука, а не с телефона, так удобнее (и кандидат выглядит эффективнее). Хотя я понимаю, что ноутбук не всегда с собой, тем более, если вы работаете в офисе, а собеседования проходите во время обеда.
✅ Если вы говорите, что это одна из лучших компаний в Петербурге, то я бы не стала полностью ставить на ней крест. Вы можете попробоваться на другие позиции, вполне возможно, что вам будет комфортно с другим тимлидом.
👉 Если обстановка на собеседовании напряженная, вы можете сначала мягко намекнуть на то, что вам такое отношение не нравится. В вашем случае это могло звучать так: “Да, я сейчас пишу код на листочке. Наверное, это необычно для вас, поэтому вы смеетесь. Я тоже люблю посмеяться, но все же собеседование для многих кандидатов – это стресс. Буду вам благодарна за поддержку”.
➡️➡️ Если вы понимаете, что точно не готовы продолжать собеседование, то можете отказаться от продолжения интервью: “Я благодарю вас за интервью, но, возможно, его стоит закончить пораньше. Мне очень нравится ваша компания, мне нравятся продукты, но, наверное, у нас разные ценности. Спасибо за уделенное время”.
А КАК БЫ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Делитесь в комментариях, если с вами тоже случались такие истории.
Больше статей о поиске работы тут: https://career-university.ru/articles/?utm_source=zen