Скитаясь всю жизнь по съемным и случайным квартирам – то живя у неугомонного Рубинштейна, то у милого друга Надежды Филаретовны, то в европейских отелях, Чайковский устал. Суета и повышенное внимание к своей персоне устойчиво раздражали, а потому побег из города куда-нибудь в глушь лесную казался единственным выходом.
Однако дела в обеих столицах все же требовали его присутствия время от времени, и вот потому-то не особенно примечательный Клинский уезд Московской губернии, раскинувшийся как раз на пути из одной столицы в другую, показался подходящим местом.
Не решаясь, впрочем, на покупку сразу, композитор решил попробовать, примериться, каково будет ему здесь жить, а потому стал жилье снимать.
Немного истории:
Клин упоминался в летописях в 1234 и 1317 годах. В 1482 году Клин вместе с Тверским княжеством присоединен к Московскому. Был родовым имением дома Романовых, а при Петре Первом, в 1702 году, жители переименованы в ямское сословие (по всей вероятности, из крестьян в разночинцев). Во второй половине 19 века через город прошла Николаевская железная дорога, что привело к тому, что первые дачники из обеих столиц стали пускать корни в этих местах – так, среди прочих, здесь поселились семьи Менделеевых и Бекетовых (Блоков).
Листате:
«Я понял теперь раз и навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры… Я к Клину сам не знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте», - так пишет Чайковский в письме.
С 1885 года Клин становится тем местом, куда он возвращается из дальних странствий, но, впрочем, поначалу это дом в Майданове.
Листайте:
Следующие два года – Фроловское, «рай небесный», по словам композитора.
В дом же близ шоссе «Москва-Петербург» Чайковский переезжает в апреле-мае 1892 года.
«Я нанял дом в Клину для будущего житья. Не знаю, помнишь ли ты, это дом Сахарова, большой комфортабельный на шоссе по направлению к Москве, уже за городом… Мне необходимо, я это чувствую, иметь жилье в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что, стоит захотеть, - и покойный угол для работы у меня всегда готов. Кроме того, привычка к Клину играет тут большую роль».
Листайте:
Дело в том, что еще восьмилетним ребенком, еще на лошадях Чайковский впервые проехал здесь из Москвы в Петербург, а потом бывал здесь множество раз, проезжая уже по железной дороге. Его слуга Алексей Софронов, служивший у него много лет, был уроженцем здешних мест. Близ Клина находилось и имение его жены Антонины Милюковой, куда он приезжал погостить в прежние годы.
Занятно почитать воспоминания жителей этих мест, из них можно составить представление о том, каким человеком был всемирно известный композитор.
«Лично с Петром Ильичом я не был знаком – не имел с ним ни разговора, ни совета, но при встрече с ним я считал своим долгом отдавать ему честь как человеку ученому. Впервые я увидел Петра Ильича в 1891 году, когда я шел, только что возвратившись с действительной службы, с группой товарищей. Они рассказали мне, что Петр Ильич живет у нас в Майданове и пишет ноты. Поравнявшись с Петром Ильичом, я отдал ему честь. Он подозвал меня и подал три рубля со словами: «Пойдите, напейтесь чайку» (Е.Д. Ананьев).
«Когда жил у нас во Фроловском имении Петр Ильич Чайковский, мне было не больше двенадцати лет, и сейчас уже шестьдесят два года вспоминаю я свои детские года, Петра Ильича. Любимая его прогулка была по опушкам леса, а мы как малые дети встречали его. Детей очень Петр Ильич любил и обожал. Он дарил нас всех гостинцами и деньгами… Когда же Петр Ильич был именинник, то все мужчины и женщины, а также дети ходили поздравлять его со днем ангела. В то время приносили ему яиц, а Петр Ильич давал мужчинам и женщинам деньги на гулянье, а … после этого узнавал, кого звать Петром и Павлом, то этим лицам дарил подарки, а мы как глупые дети разговаривали про себя, чтобы мы в это время были Петры и Павлы…» (П.М. Дроздова).
«В 1892-1893 годах мне было семнадцать-восемнадцать лет от роду. Я служил конторщиком в Клину, в магазине кондитерских и пряничных изделий… В магазин часто захаживал господин среднего роста с русой окладистой бородкой, лицо простое, доброе, обходился с нами, приказчиками, всегда вежливо. Одевался изящно: хорошо сшитый светло-серый костюм, шляпа такого же цвета, в руке тросточка… В магазине он покупал только хорошие, высшие сорта товара: марсельские пряники, сухую пастилу, тахин-халву, мармелад, пирожки саксонские, пирожки багдадские…Служащие магазина называли его барином» (И.Н. Никитин).
И ничто не предвещало.
Того, что уже в 1894 году в доме Чайковского будет создан его музей.
Кто же мог себе представить, что это нестарый еще, ласковый и элегантный человек, так и не успев купить полюбившийся ему дом, в одночасье уйдет в мир иной.
А вот судьба музея сложилась счастливо - в отличие от находящегося неподалеку блоковского Шахматова или менделеевского Боблова, он не был ни разграблен, ни сожжен, хотя революционные ветры и фашистские сапоги его не миновали.
Но ущерб был минимален, мебель и все вещи возвращены на свои места, и теперешний музей выглядит так, как будто хозяин вышел прогуляться в клинскую лавку за саксонскими пирожками и вернется с минуты на минуту.
Еще о Чайковском и музее в Клину:
Интересные факты биографии П.И. Чайковского - возможно, Вы этого не знали