6 июля — день рождения Далай-ламы XIV, духовного лидера последователей тибетского буддизма. Это единственный буддийский праздник, который отмечается по европейскому календарю.
Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 года (в этом году он празднует 88-летие) в бедной крестьянской семье в деревне Такцер, расположенной на северо-востоке Тибета. Сейчас эти земли входят в состав китайской провинции Цинхай. Его отец и мать занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля.
При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп, что означет «богиня, исполняющая желания». В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). Двое из его братьев также стали буддийскими монахами. В автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».
Буддисты верят, что Далай-ламы являются земными воплощениями бодхисаттвы милосердия и сострадания Авалокитешвары. В буддизме махаяны бодхисаттвы — это просветлённые существа, давшие обет не уходить в нирвану, а остаться в сансаре, чтобы помочь другим освободиться от страданий и достичь просветления.
Легенда гласит, что Авалокитешвара некогда дал монашеский обет спасти всех живых существ от пут сансары. Когда же он в полной мере осознал масштаб страданий людей и тяжесть своей задачи, голова его раскололась на несколько частей. Тогда будда Амитабха, один из главных Будд махаяны, собрал все части, превратив их в отдельные мирные головы и одну гневную — чтобы она могла решительно действовать против несправедливости и страданий. Все эти головы он скрепил своей собственной — так Авалокитешвара стал эманацией (проявлением) будды Амитабхи.
Авалокитешвара имеет множество иконографических форм, отличающихся позой, количеством рук и голов, жестами и атрибутами. Часто изображается с несколькими головами, направленными в разные стороны, с «тысячью» рук и глазами в ладонях, что символизирует его отзывчивость и готовность помогать всем, кто искренне к нему обратится. Основная пара рук располагается у груди в молитвенном жесте.
"Я всегда верю, — что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогатим собственную веру", — Далай-лама XIV.