На прошлой неделе мы с вами прошли «Bright Lights of Svetlov». И чаша весов таки склонилась в сторону перепрохождения «Сталкера». Долго думал, надо ли... ну пусть будет на канале. А раз это перепрохождение... добро пожаловать в очередное путешествие по волнам моей памяти!
Ностальгия: почему вспомнил именно эту игру?
Как я уже писал в статье про «Vice City», в моей жизни пока что было лишь три игры, которые я бесконечно сильно ждал: «Вторая Корона», «Vice City» и «Тень Чернобыля». 2007, да... судя по косвенным данным, интернета мне тогда ещё не завезли. Более того, об игре я узнал позже... как раз из статьи игрового журнала, где «Сталкера» окрестили «Ждалкером». Помню, как мы с моим братюней, Серёгой, жадно впитывали попадавшиеся нам крохи информации, ибо как-то успели проникнуться катастрофой 1986 года и очень уж хотелось увидеть фантазию авторов на тему ЧАЭС. Хоть убейте, я не помню, как мы узнали точную дату выхода, но в тот день мы с Серёгой направились в магазин, где взяли по аж лицензии. Точно помню, что все витрины оказались забиты копиями игры, а желающих было... ну как будто народ пришёл финал сезона «Игры Престолов» смотреть — «Сталкер» на самом деле был культурным явлением в этой и не только в этой стране.
Довольные покупкой, отправились по домам, дабы «устанавливать все игры». Хм... а ведь это единственный раз, если память не подводит, когда я сверялся с минимальными системными требованиями. Ну, то есть, обычно всегда знаю, что хоть со скрипом, но игра пойдет («Crysis» мимо меня прошёл). А тут изначально смотрел. Глубокий вечер, установка игры. И... файл подкачки. Интернетов нет, про файл ни разу не слышал... что делать?
Сын маминой подруги. Сын крёстной, который был постарше и уже тогда шарил за ПечКи и не только (он же, кстати, в итоге и подсадит на настолки, НРИ, рок-оперы...). Глубокий вечер, прошу мать позвонить крёстной, дабы та спросила про файл. «А до завтра никак?». Вообще никак, мать, ты чего. ЭТОЖЕСТАЛКЕР!!1!11!! Короче говоря, файл был побеждён.
Смотрел заставку, затаив дыхание. Я плохо помню шок от самого начала игры, но вот заставку, символизирующую тот факт, что игра в итоге пошла, помню. Потом были бесконечные обсуждения с Серёгой (иногда даже по телефону. Стационарному, Карл!), мол, где ты там сейчас. Почти сразу же на моей полке появились книги по игре (кстати, писал как-то про свой личный топ. Вэлком). Затем появился Ынтернет и сетевые баталии на «Агропроме» (помню, потом в сольной игре интереса ради заглянул туда же, уже после убийства военных. Знатно орнул, встретив внутри кровососа). Потом «Чистое Небо» и на «Зове Припяти» я сдулся. Однако!
Сюжет! Всё это было на самом деле в новинку
Однако, «Зов Припяти» много позже я прошёл. Итак, сюжет! 12.04.2006 в 14:33 ЧАЭС шарахает во второй раз. Почему? Поди знай. Суть в том, что помимо радиации и прочих «прелестей» аварии мир вокруг ЧАЭС вдруг резко изменился. Этот новый кусок мира прозвали «Зоной», обнесли его по периметру колючкой и наставили блокпостов. Почему? Потому что, как говорят, внутри появились «аномалии» (природные и не очень явления, работающие отнюдь не по общепринятым законам физики), мутанты и... артефакты. Занятные и порой фонящие штуковины, рожаемые указанными выше «аномалиями» (вспоминается «Дьявол-Хранитель» из одной книги).
За этими «игрушками» изначально устремились военные. Когда «Зона» не очень любезно дала им в торец, они окружили пространство вокруг ЧАЭС, желая оставить государственное государственным (и артефакты в том числе). Чуть позже сквозь многочисленные лазейки в «Зону» просочились мародёры («чики-брики»), желавшие лёгкой наживы, и так называемые «сталкеры». Мотивы последних сильно разнились. Кто-то шёл как раз за артефактами. Кто-то приходил в поисках романтики. Кто-то отдавался «Зоне», ища вдохновения. И так далее. Конкретно мы играем за сталкера по кличке «Меченый», которого подобрал другой сталкер после того, как нашёл выжившего «Меченого» при очень странных обстоятельствах. В КПК (я уже забыл, что тогда балом правили КПК) последнего была одинокая заметка: «Убить «Стрелка»». Собственно... в рамках «Тени» мы и будем искать «Стрелка», попутно познавая секреты, что таит в себе «Зона»... :-)
Как всё это реализовано с точки зрения игры?
Перед нами шутер от первого лица с открытым миром, элементами RPG и даже выживалки (хоррорной). То есть, что это значит? Это значит, что львиную долю времени мы будем бродить по «Зоне», подбирать барахло («хабар») и отстреливаться от тех, кто враждебно настроен по отношению к нам (бандиты, военные, мутанты и группировка сталкеров, с которой вы испортите отношения в одном из сценариев). Более того! Так как здесь есть элементы RPG, мы будем общаться с NPC. Много общаться. С частью из них можно поторговаться. Часть расскажет интересные куски лора «Зоны». Часть даст задания и награду в случае их выполнения. При этом, как ни странно, NPC, даже ключевые (ну... Сидорович, разве что, не может) могут быть убиты как самим игроком, так и внешней средой. В своё время движок игры продвигался за счёт «симуляции жизни»: здесь всё, что в пределах движения игрока (примерно 150 метров) имитирует жизнь, и всё, чего игрок не касается напрямую, тоже живёт по собственным законам.
Вот банальный пример: есть в локации «Кордон» сталкер «Лис». Его нужно отбить от собак (он уже раненый лежит, если не ошибаюсь), дабы получить информацию. Подошли, дали аптечку, сделали другом, поговорили. Потом на него вновь нападает стая слепых псов — помогаем. Уходим в другую локацию, возвращаемся спустя время — его таки загрызли. Короче говоря, скрипты тут есть, но тогда всё это великолепие выглядело очень здоровски.
С NPC вроде понятно... оружие. Большой ассортимент, часть из которого можно даже улучшить (навесить прицел, подствольный гранатомёт и даже глушитель). Чем ближе ГГ будет подбираться к центру «Зоны», тем более убойные вещи ему будут попадаться на пути. Имеет свойство приходить в негодность и заклинивать. Более того, почти к каждой пушке есть свой тип патронов (и не один). Броня. Опять же, достаточно большой ассортимент. Чем ближе к ЧАЭС, тем лучше броня будет попадаться на пути. Имеет уникальные для своего типа характеристики + часть брони имеет «улучшенные варианты» (которые игрок, преимущественно, находит сам, а не покупает) + броня тоже приходит в негодность (при этом падают все её характеристики). Мутанты. Выбор достаточно велик, но чаще будут попадаться стайные ребята: слепые псы, плоть, псевдопсы, кабаны, снорки. Увидеть кого-то диковинного, типа кровососа, контролёра или же псевдогиганта очень сложно (последние два вообще работают лишь в рамках сюжетных скриптов, если не ошибаюсь). Еда. Как ни странно, «Меченый» хочет кушац. Может питаться хлебом, консервами, копчёной колбасой, «энергетиками» (восстанавливаем выносливость) и водкой (снижаем уровень радиации и повышаем уровень пофигизма к окружающей действительности). Окружение. Чем ближе к центру, опять же, тем интереснее. Но и на крайних локациях есть всё, что так греет душу жителю СНГ: ржавые «уазики», перекошенные деревянные дома, бетонные коробки остановок и прочие останки СССР. Если память не изменяет, то разработчики в своё время не раз ездили в Припять и к реактору, дабы набраться впечатлений. Некоторые элементы детально перенесли в саму игру (колесо обозрения в Припяти, крышка реактора «Елена» и т.д.). Ну и отмечу ряд концовок. От ваших действий будет зависеть то, что выпадет вам в конце. Всего в игре семь концовок: пять ложных и две истинные.
В этот раз, как ни странно, на прохождение игры ушло дня три. Раньше мог неделями зависать :-) Сейчас же сосредоточился в основном на сюжетной составляющей. Удивительно, но во время прохождения обнаружил одну вещь, с которой не сталкивался ранее: «Радар» можно не отключать. То есть, по каноничному сюжету нужно заглянуть в очередную лабораторию (там ещё галлюны будут в виде призрачных мутантов), дабы отключить «Выжигатель». Я как-то пропустил эту арку и, вооружившись шлемом Сахарова и тонной антидотов, пробился черед орду «Монолита» прямо к Припяти. Раньше было сообщение, что после отключения «Выжигателя» сталкеры всех мастей устремились к центру. Сейчас же просто встретила группа «Долга», мол, смог дойти? Пошли с нами. Ещё нюанс. В первый раз моим финальным выбором был комбинезон «СЕВА». В это прохождение оставил костюм «Призрака» и... беда :-) На самой ЧАЭС в нём крайне тяжело. Не помню, как проходил то место в первый раз, но сейчас был вынужден оставить в руках только «ВЛА» с тонной патронов, пустой «ГП37» и «УДП «Компакт»» — скорострельный «Калашников» со всеми наворотами и патронами пришлось выкинуть, ибо «Монолит» он не впечатлил. Добежал до входа, петляя, 100500 быстрых сохранений и вот мы уже спускаемся в нишу с заветным экзоскелетом, залечиваясь бинтами с аптечками и обкалываясь антидотами. Дальше дело пошло много проще.
Что добавить. Игра прекрасна. Даже стоковая, без модов. Даже сейчас, в 2023. Она устарела, безусловно, но приятно было вновь туда вернуться :-)