Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Его завербовали немцы и вернули с дезинформацией для командования. Как вычислила предателя контрразведка по перехваченной радиограмме?

Оперативный псевдоним «Виланд». Перевербованный немцами агент. Будет переправлен через линию фронта, как советский войсковой разведчик, с нужной немецкому командованию информацией – радиограмму с таким содержанием удалось перехватить и частично расшифровать контрразведке Ленинградского фронта в июне 1943 года. Адресована она была начальнику абверкоманды 304 майору Гезенрегену, от авбергруппы 312 из Гатчины.

Гатчина, оккупация
Гатчина, оккупация

Стало ясно, что готовится дезинформация командования Ленинградского фронта. И доставит её фашистский агент, действуя под видом возвращающегося с задания советского разведчика. И это грозило серьёзными последствиями.

Информацию передали на Балтийский флот и Волховский фронт. Все задались вопросом, кто может быть предателем?

Дешифровальщики сидели над радиограммой всю ночь и к утру выяснилась ещё одна деталь: будущий предатель забрасывался к немцам с самолёта в ночь на 17 мая вблизи деревни Шапки, недалеко от Пендиковского озера. Это был ещё один шанс найти агента.

Сотрудники из управления контрразведки фронта капитан Лазарь Борисович Гайсин и старший лейтенант Пётр Иванович Романов сутки «мотались» по фронту. Побывали в штабах армий и разведотделе. Стала известна следующая информация:

Военные радисты-шифровальщики
Военные радисты-шифровальщики

17 мая с самолёта за ближнюю линию фронта были заброшены два человека – сержант Баранов и рядовой Палкин. За 5 дней они должны были установить интенсивность движения войск немцев в районах Тосно и Шапки, а также определить места нахождения вражеских укреплений на реках Мойке и Мге. Пять дней прошло. Разведчиков не было до сих пор. Оставалось только ждать, где они появятся.

В это время за линией фронта обер-лейтенант Розе из абвергруппы 312 лично привёз «Виланда» к линии фронта. Участок для перехода выбрали на линии обороны 177-й стрелковой дивизии из армии Волховского фронта. Немец ещё раз проверил, как агент знает легенду. Затем снова стал втолковывать, как важно её держаться и не добавлять ничего нового.

…10 июня двое бойцов 9-й роты 486 стрелкового полка заступили на пост у дота. Фактически наступили «белые ночи» и видно было далеко. Они заметили, как к нашей линии обороны ползёт немец с белым платком в руках. Немедленно сообщили командиру роты.

ДОТ под Ленинградом
ДОТ под Ленинградом

Через несколько минут все увидели, как перебежчик умело преодолел минное поле и дополз до них. Он был одет в немецкую форму, но неожиданно говорил по-русски и твердил, что он «наш, советский». Фамилия его оказалась «Палкин», фронтовой разведчик. Очень переживал, что фашисты убили его друга. Рассказывал, что четырежды пытался перейти линию фронта, но никак не получалось. Палкин всё твердил, что принёс важные сведения для инженерного управления и просил отправить его в Ленинград. А ещё лучше – дать документ и он доберётся туда сам.

Командир роты приказал перебежчика накормить, а сам пошёл связываться с командованием. Уже на следующий день Палкина доставили в Ленинград… в управление контрразведки. Гайсин и Романов внимательно слушали, как высокий, бесцветный человек лет тридцати пяти выразительно рассказывает им легенду, созданную немецкой разведкой.

Он категорически отрицал, что он какой-то «Виланд» и почти требовал, чтобы его отправили в инженерное управление. Пока он сидел в камере, посылались запросы по местам проживания, работы и службы. Сопоставлялись факты. В конце концов под давлением собранных улик Палкин рассказал всё.

Подготовка диверсантов абвера на Ладоге с привлечением финских инструкторов
Подготовка диверсантов абвера на Ладоге с привлечением финских инструкторов

Да, он действительно бывший уголовник, который сидел за грабёж. Своего жилья у него не было, как и уважения людей. На фронте вроде бы отличался храбростью, его вон даже послали в разведку. Но когда попались на фашистов, тут же сдал своего товарища Баранова. А когда фашисты пообещали ему с приходом немцев свой дом и корову, сразу согласился на них работать.

Баранов тогда его страшно ругал. Хотел даже убить, но было нечем. А голыми руками не хватило сил. Палкин сделал свой выбор и собирался начать при немцах новую жизнь, вот только нужно было выполнить задание и вернуться обратно с очередной группой разведки.

Гайсин Лазарь Борисович / Романов Петр Иванович
Гайсин Лазарь Борисович / Романов Петр Иванович

Но не вышло. Теперь агента «Виланда» ожидал справедливый трибунал.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.