В этом году исполнилось 39 (подумать только!) лет со дня выходя знаменитого, красивейшего, невероятно экспрессивного, полного небывалого накала страстей фильма "Жестокий романс". Все знают, что снят он по пьесе Островского "Бесприданница". Пьеса была написана в 1878 году - в конце XIX века, поэтому рассматривать события картины необходимо с учетом нравов и порядков, бытовавших в то время.
Итак. Что мы видим. Семейство из почтенной вдовицы и трех дочерей. Двух уже удалось пристроить: одну аж за князя, но неудачно - вскоре после свадьбы муженек из ревности с ней расправился. Вторую тоже за какого-то пускавшего пыль в глаза прощелыгу, которого в Монте-Карло ловит полиция за жульничество, и мать вынуждена отправлять дочери последние гроши, чтобы она не умерла с голоду. Осталась одна дочь - Лариса, вся надежда матери Хариты Игнатьевны. Семейство весьма небогато, не сказать нищее. Все имущество много раз заложено-перезаложено, а денег как не было, так и нет. Живут только хитростью Хариты Игнатьевны да надеждой на удачное замужество Ларисы. Да вот беда - "женихов у ей не рать" (с). А все по той же причине - нет денег. Бесприданница в то время - гарантированный неликвид. Кто покусится на такую? Только такие же нищеброды, как она сама. Но Харита Игнатьевна набивает цену - мы, де, не лаптем щи хлебаем. Нам эти ваши простые чиновники да галантерейщики ни к чему. Нам жениха подавай породовитей, а главное, побогаче! И Харита Игнатьевна всеми силами стремится привлечь в дом состоятельных людей - купцов, или как сейчас сказали бы, олигархов, Паратова, Кнурова, Вожеватова.
Семейство явно живет не по средствам, стремясь выглядеть не теми, кем являются.
Смею предположить, что сама Харита Игнатьевна и при муже звезд с неба не хватала, а посему воспитывала своих дочерей исключительно как красивых кукол, забаву для богатых женихов - вместо того, чтобы научить их практичности в хозяйстве и какой-нибудь профессии, она обучала их быть канарейками, у которых из всех достоинств только красота, голос и изящество движений.
Покорная воле маменьки Лариса не сопротивляется - в то время это было просто немыслимо - перечить родительской воле. Это только потом, в финале у нее вырвется полный отчаяния крик "Я вещь, а не человек!".
Лариса прекрасно понимала, что делает с ее жизнью мать, но не противилась в силу моральных устоев того времени.
Так или иначе, в трагедии не только Ларисы, но и двух других дочерей Хариты Игнатьевны виновата мать. Разумеется, она желала своим дочерям лучшего. Она прекрасно знала, каково это считать каждую копейку и желала своим девочкам лучшей участи. Только вот делала она это неправильно. Она выбрала неверную политику в воспитании. Дай она своим дочерям нормальное образование, научи профессии, девушки вполне могли бы устроиться в жизни, на дворе, как никак, конец XIX века, красных девиц в теремах никто не запирает. Они могли бы стать гувернантками, учительницами, воспитательницами в богатых домах, могли бы, в конце-концов пойти работать в какую-нибудь лавку. И при таком раскладе и нашлись бы женихи - не уровня Паратова и не князья, конечно, но вполне обеспеченные лица из числа купцов, например, или чиновников средней руки. От жены купца в то время требовались навыки "продвинутого пользователя" в ведении хозяйства, иначе как она сможет следить за прислугой? Но мать изначально воспитывала их как неприспособленных к жизни феечек. Другими словами - содержанок. Так что Лариса была обречена. И ее сестры были обречены.