Найти тему
ГавришПроф

Антирекорд! Лук репка дорогой, как никогда!

Оглавление

Цена килограмма лука впервые превысила 70 рублей! Это новый рекорд. Теперь виноват неурожай лука в Средней Азии, как сообщает РБК.

Почему подорожал лук?

Аномально холодная зима в среднеазиатском регионе привела к большим потерям урожая репчатого лука и, соответственно, к росту его цены. Ещё в мае мы были свидетелями нового антирекорда – цена лука тогда побила 20-летний максимум. Сегодня рекорд побит. Дорогой завозной лук портит статистику и настроение потребителю.

Ситуация на рынке сложилась так, что несмотря на растущий спрос на профессиональные семена лука (а мы видим по продажам, что спрос есть, значит лук репку сажают в России всё больше), в конце весны и начале лета лук всё же дорожает. Проблема, как оказалось, не в малом урожае, а в недостатке места для хранения лука после сбора урожая осенью. Данные приводит Плодоовощной союз. По словам экспертов  союза, к весне запасы отечественной продукции заканчиваются, и их место занимает импортный лук.

Инфографика РБК
Инфографика РБК

Узбекистан – именно там была холодная зима, а также Египет, Китай и Турция, входят в число ключевых стран-поставщиков лука в Россию, сообщали ранее в Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз»). С января по ноябрь 2022 года из этих стран поступило 46,6 тыс. т, 22,4 тыс. т, 20,4 тыс. т и 17 тыс. т соответственно.

Для сравнения, урожай репчатого лука в России в 2022 году, по данным Росстата, составил 1,6 млн т — на 3,8% больше, чем годом ранее (1,54 млн т).

Однако увеличение урожая отечественного лука не привело к снижению цен, напротив, как мы видим, цена превысила 70 рублей и находится на рекордно высокой отметке за всю историю наблюдения за ценой Росстата. Цена в 70 рублей на 29% выше, чем даже в период нарушения логистических цепочек в марте-апреле 2022 года.

«Если у нас появятся новые овощехранилища, мы сможем решить проблему сохранения урожая», 

— говорят в Плодоовощном союзе.

Как, оказывается, просто! «Негде хранить свой лук»... Никто не спорит, овощехранилища нам нужны.

Но неужели дело только в них и без них мы не можем отрегулировать цену на лук? Причём простым способом - увеличением объёма производства лука в России из своих же российских семян.

Ведь так уже было, причём полтора века назад, тогда, при всём уважении, никого не волновала холодная зима в Узбекистане.

Как насчёт экспорта лука из России?

Бросается в глаза, что сегодня эксперты говорят о проблемах хранения урожая лука в России и роли погоды в Узбекистане, Турции, Египте и т.д. Выглядят их высказывания вполне взвешенно и буднично. Будто это единственное, что можно делать с выращенным луком – хранить его, а когда он кончится, то непременно завозить лук из Средней Азии. Примечательно, что не звучит и слова об экспорте лука из России, что было нормой уже 150 лет назад. Как и сегодня, в массовом сознании до Октябрьской революции лук считался не особо прибыльной культурой, однако стабильно приносил достаточный доход даже при сбыте его на внутреннем рынке.

Сказ о том, как в Пензенской и в Курской губерниях образовалось луковое царство

Известна история луководов села Бессоновка в Пензенской губернии. В Бессоновке (она же ранее – Безсоновка), как и в Курской губернии – лидере луководства России, крестьяне занимались луководством издавна.


По данным Департамента сельского хозяйства Министерства государственных имуществ за 1849 год, в Бессоновке около 2000 человек по поймам реки Суры выращивали преимущественно лук, который отправляли «во все соседственные губернии, и даже с одной стороны до Астрахани, а с другой – до Киева».

В среднем за год только на луке одна семья зарабатывала 150 руб. и считалась зажиточной, хотя к 1870 году за лук стали давать меньше зерна.

-2

Лук из Курской и Пензенской областей расходился не только по губерниям России. С проведением Московско-Казанской железной дороги бессоновские луководы стали предпочитать продавать лук скупщикам. В 1911 году историк и публицист И. М. Бикерман сообщал:

"Здешним крестьянством ежегодно сбывается в разные города России, а главным образом за границу – в Германию, Австрию, Швейцарию и т.д. – свыше миллиона пудов луку. Сбывает его население скупщикам, приезжающим сюда к нам в Безсоновку из разных мест. Большая часть лука скупается тут евреями, отправляющими его целыми поездами из Пензы за границу. Главный период сбыта и скупки лука – февраль и март месяцы".

В свою очередь, по данным Губернского Земского Собрания Грайворонского уезда, курские луководы в конце 19-го столетия засыпали луком ту страну, которая сегодня экспортирует лук к нам в Россию – речь о Турции, соответственно.

Не верится глазам, но, глядя на цифры 1890-х годов, можно увидеть громаду масштаба экспорта лука из России – только в Константинополь из Грайворонского уезда уезжало до 300 тысяч пудов репчатого лука.

"В середине 10-ых годов 20-го века, точнее в 1913 году, Пензенская губерния вышла в лидеры по экспорту репчатого лука, обогнав Курскую губернию. Первая экспортировала 572 тысячи пудов лука репки, вторая – 432 тысячи пудов."

Лук стал, можно сказать, градообразующим мероприятием. Село Бессоновка разрослось до 1729 домов. В общей сложности в них жило 10 985 человек.

Целый город, даже по современным меркам. Даже сегодня история эта жива в официальной символике Бессоновского района. Прославивший Россию лук изображён и на флаге района и на гербе и флаге сельсовета.

Флаг Бессоновского сельсовета
Флаг Бессоновского сельсовета

Флаг Бессоновского сельсовета разработан на основе герба, который языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и экономические особенности Бессоновки.

Вот так! Достаточно было систематически сажать лук, собирать урожай и отправлять лук в другие регионы и за рубеж.

То есть – наладить процесс производства и сбыта лука

Как видно из этих показателей, репчатый лук, считавшийся и раньше делом «не особо прибыльным», вполне мог таковым являться.

Сравнивать «доходность» было с чем.

Овощные культуры массово возделывались в Российской Империи от самых южных областей до глубоко северных, даже по современным меркам

Возделывание растений и овощей являлось неотъемлемой частью русского крестьянского хозяйства.

Употребление овощей в пищу было известно в России уже в древние времена. Главными овощами являлись капуста, картофель, огурцы, морковь, свекла, лук, чеснок, редька, репа и другие.

А в более южных областях, кроме того, успешно выращивались арбузы, дыни, томаты, баклажаны, стручковый перец и прочие овощи, росшие в открытом грунте и парниках. По развитию и характеру огородничество России делилось на 11 огородных районов; сильнее всего оно развито было в центральном и Поволжском.

Но не будем отходить от темы, скажем только, что ситуация с обилием овощной и фруктовой продукции собственного производства в царской России была повсеместной. Отчего и цена на овощи и фрукты (не ананасы, конечно, но фрукты: яблоки, груши, сливы, разнообразные ягоды) была низка и плодоовощная продукция была доступна широким массам населения.

Лук же, хоть и не был дорог по цене, издревле ценился в кухнях народов России. Свежий репчатый лук добавляли в квашенную капусту, подавали к мясу и рыбе, заправляли им пироги и ели вприкуску. Даже у абсолютной бедноты хоть пара луковиц дома была. Наличие лука считалось хорошим тоном и давало понять – хозяин дома, хоть и беден, но культурен и гостеприимен, ведь с луком ни одна каша уже не будет "пустой". То есть лук был не просто продуктом, но ещё и символом. Всё это можно увидеть, читая рецепты блюд народов России (Российской Империи, а затем и Советского Союза) – нашинкованный репчатый лук есть везде или почти везде.

Значение лука в нашей стране трудно переоценить. Сегодняшний антирекорд с непомерно высокой ценой лука, может быть направлен не только на чей-то заработок. Вполне возможно, что у этого есть более глубинная цель.

Звучит невероятно? Но, давайте посмотрим на факты:

Сейчас говорят: "Негде хранить" и объясняют этим, якобы, насущную необходимость завоза импортного лука.

А раз в странах-экспортерах неурожай, то россияне, если хотят приправить традиционным лучком свои блюда, должны заплатить побольше. Из истории же мы видим, что Россия (не то что вся, даже небольшая часть – две губернии) экспортировала лук репчатый тоннами.

Это при том, что ни селекция лука, ни производство лука-севка, ни агротехника, ни возможности механизированной уборки урожая не были 150 лет назад на том высоком уровне, на котором они находятся сегодня.

Того же транспорта не было в достатке, как сегодня, да и возможности хранения, как у нас с вами есть повсеместно, просто не существовали. До первого отечественного промышленного холодильника оставалось лет 20, а холодильни со льдом удобством хранения громадного урожая лука не отличались. Отсюда вопрос – может быть, кому-то выгодно не иметь площадей под хранение своего лука?

Второй факт. Тенденция скачков цен на продукты хорошо прослеживается в сегменте самого массового продукта. В разные годы ими становились гречка, растительное масло, мука и даже соль.

-4

Лук еще можно понять – можно сослаться на невозможность хранения, но на что сослаться с солью? Мало разработок? Мало морей для добычи морской соли, в конце концов? Не клеится история ни с солью, ни с луком. Не укладывается в банальную логику.

Однако факт налицо: все перечисленные продукты, вырастая в цене, бьют по карману тех, в чей рацион они входят как основные – то есть самых широких масс населения России. Тех, кто содержит свои семьи упорным трудом, или пенсионеров. Как говорили древние – ищи кому это выгодно. Отсюда вопрос – кому выгодно так широко бить в столь, на первый взгляд, размытую аудиторию и зачем?

Этот и другие вопросы вытекают не из желания "выкопать" некую теорию заговора. Они возникают у любого человека, способного к анализу, из простых наблюдений за ценами и из опыта преодоления вот таких "отговорок" типа – "негде хранить".

Помните, когда перед Россией стояла задача обеспечить себя огурцами? Тоже приходилось слышать массу аргументов, почему огурцы в Россию "выгоднее" завозить. Аргументы сыпались из уст "экспертов" как из Рога изобилия. Но ведь получили же мы выращенные в России огурцы? Да! Хотя часть из них из завозных семян. Но всё же, они выращиваются у нас.
Процесс сопротивления отечественному выращиванию томатов мы наблюдаем и сейчас.

Какая мотивация? Говорят – "так выгоднее"

Более того, нам говорят, что и профессиональные семена овощей завозить из-за рубежа "выгоднее", даже несмотря на то, что президент поставил задачу к 2030 году довести долю отечественных семян в агропроме до 75%.

Что касается защищённого грунта, "Гавриш" сможет осуществить поставки профессиональных семян овощей 100% тепличных комбинатов всего за два года. На это нужен заказ и соответствующие квоты, а все технологии у "Гавриш" есть, и они с успехом вносят вклад в обеспечение России своими семенами.

Мы видим, что мы – как страна – можем обеспечить себя своими собственными овощами на 100%, от семян до готовой продукции. Результат не требует многолетней подготовки, только воли. Потому что 30 лет "Гавриш" создаёт передовые сорта и гибриды овощей, в каталоге компании сотни позиций, внесенных в список достижений отечественной селекции.

В том числе и семена лука на репку. Семена, при этом, поступают в продажу в официальном магазине "Гавриш Шоп" и к официальным дилерам напрямую из селекционно-семеноводческих центров "Гавриш", расположенных в России.

То есть 100% средств остаётся в России, не выводится за рубеж, как в случае с закупкой семян из недружественных стран, и все 100% ресурса порождают целую цепочку положительных моментов, от рабочих мест по науку. Недавно мы рассказывали об этом на "Неделе открытых дверей".

Право знать

Семена "Гавриш" для профессиональных овощеводов позволят стране иметь собственные урожаи почти всех основных овощей по самой лучшей доступной цене, без зависимости от импорта. Это совместная работа общества и бизнеса. Общество, как покупатель, вполне может требовать от продавца предоставления информации на этикетке – какой гибрид приобретает покупатель покупая огурцы, томаты, лук на рынке или в магазине.

Хорошим примером может послужить Италия! У нас крепкие исторические, культурные и экономические связи с этой страной. Итальянцев, в их борьбе с засилием "западных" – транснациональных корпораций, – можно смело брать за пример. Несмотря на то, что номинально Италия это тоже часть «Запада», сами итальянцы видят это иначе. Потому что итальянцы, в массе, тяжело трудятся, чтобы заработать на жизнь. Особенно на юге страны, откуда люди вынуждены уезжать на заработки на север страны, или вовсе в другие страны на долгие годы. Однако, выбирая между двумя подобными продуктами на прилавке, они всё чаще отдают предпочтение тому, что произведено в их стране. Пусть даже за продукт придётся заплатить цену дороже. Если же товар на 100% произведён в Италии, то выбор для них становится почти самоочевиден, они покупают его.

Лук в подарок?

Даже ребёнок понимает, что от такого покупательского поведения граждан Италии выигрывают сами же итальянцы – если это овощи, то это по цепочке: производители семян, производители овощей, местная логистика, рабочие на полях и так далее. В конце концов, налоги и деньги остаются в стране. А это рабочие места, пенсии, культура и медицинская помощь от государства, дороги, мосты и железнодорожное сообщение.

А тот же лук, хоть и не на столько популярен в итальянской кухне, как в кухне народов России, является предметом массового обожания как самих итальянцев, так и бесчисленных туристов. Взять хотя бы Тропейский красный лук.

-5

Связка этого лука весом в полкило спокойно может стоить в пять раз дороже килограмма даже дорогого лука в магазине. Но эту связку купят. Если не себе, то в подарок, если не кушать, то повесить для красоты, для атмосферы Юга. И вот уже номинальная цена лука не имеет значения. Да, к этому шли лет пять – по всех стране этот лук лез из каждого утюга. По радио обсуждалась польза красного лука, обсуждалось как уникально он выращивается, была создана комиссия по контролю стандарта выращивания и так далее. И спустя пять лет люди начали покупать Тропейский лук как сувенир.

Кроме этого, из него делают соусы, чипсы, варенье и даже мороженое. Не говоря уже о бесчисленных формах консервирования. Хочется спросить – и как там дела с хранением? Большие проблемы? Нет. Лук не успевают выращивать. Неужели это сложно перенести на нашу, российскую почву? В экономику, которая, по большому счёту, нуждается в любой хорошей инициативе? Кстати, у «Гавриш» есть свой красный лук, ничем не уступает, а по районированию превосходит тропейский, это лук «Прометей»:

-6

Думатется, что и снижение цены засчёт собственного производства, и популяризация своих, российских сортов и гибридов лука, дело реализуемое. Для этого всего лишь нужно поверить, что мы, как страна, можем и должны обеспечить себя своей овощной продукцией.

И мы это сделаем! Покупайте на 100% российские профессиональные семена «Гавриш» и мы вместе обеспечим нашу страну доступными и вкусными овощами! И луком, в частности.

Желаем вам отменных урожаев!

- - - -

По материалам:

РБК, ВГТРК «ВЕСТИ», ТК «Кубань 24», Коммерсантъ

Лит.: Шредер Р. Русский огород, питомник и плодовый сад. 8-е изд. СПб., 1901

Союз Геральдистов Россиию Описание геральдики флага и герба Бессоновского Сельсовета

gavrishprof.ru
gavrishprof.ru