Раньше зарегистрировать товарный знак могли только ИП и организации. С 29 июня опция доступна и самозанятым.
В статье рассказали, чем самозанятым поможет товарный знак, что не получится зарегистрировать. А также подготовили подробную инструкцию по регистрации.
Что такое товарный знак, его виды
Товарный знак — это зарегистрированное обозначение бренда. Он нужен, чтобы отличать одинаковые товары, например, молоко от разных производителей. Товарный знак помогает запомниться, выделиться на фоне конкурентов.
Зарегистрировать можно не только название бренда или торговой марки, но и цветовую гамму, звуки, запахи, формы: все, что ассоциируется с товаром или брендом.
Товарный знак нужен, чтобы:
- Закрепить за собой право использовать уникальное название, логотип. Если конкуренты попытаются сделать поделку, можно подать на них в суд.
- Защититься от непредвиденных затрат. Продавец может случайно или специально использовать чужой товарный знак. Если правообладатель узнает об этом и обратиться в суд, с продавца могут потребовать выплатить компенсацию до 5 миллионов рублей.
- Повысить ценность компании. Товарный знак относится к нематериальным активам. Его ценность растет пропорционально росту предприятия. Под залог товарного знака компании могут получать кредиты.
- Масштабироваться. В дальнейшем можно без проблем перейти на ИП или оформить ООО.
- Использовать его во внутренней и внешней рекламе: на вывесках, баннерах, на упаковке к товару.
- В дальнейшем иметь возможность запуска франшизы.
Виды товарных знаков:
Что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака
Товарным знаком не могут быть:
- Слова для обозначения категории товаров: косметика, парфюмерия, обувь;
- Слова, характеризующие вид товара: молоко, чай, вино;
- Абстрактные символы, аббревиатуры: ООО, АО, изображение черного квадрата без других элементов;
- Свойства товаров: свежее, натуральное, мягкое;
- Изображение, повторяющее упаковку товара;
- Государственные символы, название международных организаций: двуглавый орел, российский флаг, названия типа ООН, Всемирное общество защиты животных;
- Обозначения, противоречащие принципам морали, гуманности. Например, служба доставки суши ЁбиДоёби;
- Слова, обозначающие вид деятельности: парикмахерская, магазин;
- Слова с оценочными свойствами и суждениями: вкусное, лучшее, замечательное;
- Слова, обозначающие назначение: для детей, пожилых, молодых;
- Символы: %, ^, @.
Регистрация товарного знака
Чтобы зарегистрировать товарный знак, самозанятому нужно подать заявку в Роспатент. Порядок подачи такой же, как и для ИП, юридических лиц.
Регистрирует товарный знак подразделение Роспатента: Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).
4 этапа регистрации:
1. Проверьте по открытым реестрам, не зарегистрирован ли выбранный или похожий товарный знак. Также у ФИПС есть платные реестры. Новый регистрируемый товарный знак не должен быть похож на другие до степени смешения. Эта такая степень, при которой названия можно перепутать. Например, нельзя зарегистрировать название Валдберис, ЯнексМаркет, Ozone.
2. Подбор класса МКТУ —- это международная классификация товаров и услуг. В ней похожие товары и услуги объединены по классам. Если в дальнейшем под одной маркой планируйте продавать другие товары, их классы тоже нужно сразу прописать в заявке. Торговый знак регистрируется 1 раз на 10 лет, после регистрации добавить классы МКТУ в него нельзя.
3. Подготовьте документы. Перечень документов и правила их оформления есть на сайте Роспатента. Подать документы и заполнить заявление на регистрацию можно на сайте Роспатента или через Госуслуги. Также придется оплатить госпошлину.
Сначала в ФИПС проведут формальную экспертизу. Ее стоимость — 3 500 рублей. Если кодов для МКТУ указано больше 5, то за каждый свыше придется доплатить 1 000 рублей.
Если формальная экспертиза прошла успешно, проводится экспертиза по существу. Она стоит 11 500 рублей для одного класса МКТУ. Каждый последующий стоит 2 500 рублей.
Оплачивать экспертизы можно отдельно. Однако если по результатам какой-то из них придет отказ, деньги за проведение экспертизы не возвращаются.
Средний срок проведения формальной экспертизы — 1 месяц, экспертизы по существу — 12 месяцев. При этом товары под своим брендом можно продавать сразу после подачи заявления. Право на товарный знак возникает с момента подачи документов, а не с момента регистрации и выдачи свидетельства.
Если экспертиза по существу пройдет успешно, нужно будет оплатить пошлину за регистрацию товарного знака. Она составляет 16 000 рублей, если классов МКТУ 5 и менее. За каждый последующий класс придется доплатить 1 000 рублей.
4. Последний этап — получение свидетельства о регистрации товарного знака. Обойдется в 2 000 рублей.
Основные выводы
- За регистрацию товарного знака самозанятому придется заплатить от 33 000 рублей. При электронной подаче заявления будет скидка 30%, цена уменьшится до 23 100 рублей.
- В среднем от подачи заявления до момента регистрации проходит год. Максимально допустимый срок на проверку и выдачу свидетельства — полтора года.
- Пользоваться товарным знаком можно с момента подачи заявления, не дожидаясь регистрации в Роспатенте.
- Если самозанятый со временем захочет зарегистрировать ИП или компанию, за ним сохраняется право на товарный знак: регистрировать его повторно при смене налогового режима не нужно.
- Срок действия охраны товарного знака — 10 лет. В дальнейшем заявку на товарный знак можно подать повторно сколько угодно раз.
Чтобы быть в курсе всех изменений, подписывайтесь на наш телеграм канал. Там мы делимся полезной информацией для самозанятых, компаний и ИП, которые продают товары из Китая.