В СМИ и социальных сетях регулярно появляются сообщения об удивительных способностях, которые проявляются у какого-либо ребёнка. Порой малыш становится героем популярных ток-шоу, его успехи комментируют научные мужи, а зрители пророчат ему большое будущее. Но какие секреты хранит детская гениальность и какую цену приходится платить за этот дар? Об этом редакции Synergy Times рассказал преподаватель кафедры психологии университета «Синергия», кандидат психологических наук Дмитрий Смыслов.
Гениальность ребёнка — не только повод для гордости родителей, но и вероятный источник проблем - говорит Дмитрий Смыслов.
Гениальность и талант – довольно близкие, но всё-таки разные явления. Талант – выдающаяся способность. Он проявляется сразу в различных сферах деятельности, и мы говорим, что талантливый человек талантлив во всём. Но талант достигает высоких результатов в пределах уже достигнутого до него. Гений же создаёт новые направления, до него не существовавшие. Талант творит осознанно, гений часто интуитивен, его жизнь и деятельность инстинктивны, и ему непросто совладать со своим даром. Не зря Гумилёв в своём знаменитом стихотворении о юном мальчике-скрипаче писал: «Бродят бешеные волки по дороге скрипачей».
Стоит добавить, что талантливость и гениальность предопределены в большей степени генетически. Но талант нужно развивать, а гениальность часто пробивается у ребёнка сама. Тут можно вспомнить опыт семьи Никитиных, которые по своей системе обучили своих четырёхлетних детей в таблице Менделеева. Малыши читали учебники и монографии, окончили школу экстерном. В итоге ребята стали успешными людьми, завели семьи, но гениальными не стали.
Часто родители начинают слишком много заниматься с юными гениями, надеясь, что в будущем все эти усилия окупятся сторицей и их отпрыски станут успешными и востребованными. Однако порой малыши лишаются из-за этого детства. У таких детей бывает слабо выражена социализация – отсутствуют навыки общения со сверстниками из-за нехватки времени. Дело в том, что часто они кажутся другим детям белыми воронами или выскочками, не равными другим. Получается, что юным гениям приходится чувствовать сильное давление и со стороны близких людей, и со стороны общества. И первая радость от внимания к собственной персоне часто сменяется желанием быть подальше от столь пристального интереса к себе.
Гениальность – дар, и иногда дар непростой, часто лишающий детства, социума, оставляющий один на один со своим делом жизни - сказал Дмитрий Смыслов.
Впрочем, необходимо отметить, что юные гении часто и сами с удовольствием учатся. И дополнительные усилия родителей для этого не требуются. В качестве примеров можно привести Ломоносова, Моцарта, математика Перельмана. Увы, среди судеб одарённых ребят есть и печальные случаи. Например, история Паши Коноплёва – юного гения, который стал показывать исключительные результаты в физике, но в 29 лет скончался в психиатрической клинике. Или судьба австрийского гения, философа Отто Вайнингера, застрелившегося в 23 года.
Проблемой многих вундеркиндов становится нежелание идти «в ногу» с конформистами. Григорий Перельман объяснил свой уход из математического сообщества тем, что пока он оставался неизвестным, у него был выбор. А когда он стал заметной персоной, молчать о некоторых моментах он уже не мог и поэтому вынужден был уйти. Гениальный, но одиозный философ Вайнингер в прощальном письме написал, что лучше он убьёт себя, чем других.
Материалы, которые вас могут заинтересовать:
Кто такие визуалы, аудиалы и кинестетики и чем они отличаются