Найти тему

Великая Отечественная война и кинематограф (часть восемнадцатая)

В прошлом году мы отметили 75-летие Победы Советского народа и всего человечества над фашизмом. Вечная слава и память Героям, погибшим, ранеными, контуженными и в дожди, и в стужу, прошедшим, пробежавшим, проползшим пол-Европы и принесшим народам мир!

Внезапное вероломное нападение гитлеровской Германии и её сателлитов на Советский Союз ночью 22 июня 1941 года застало руководство страны врасплох. Страна не была подготовлена к войне. Не было превосходства в военной силе и технике. Солдаты не были обучены воевать на своей территории. Красная Армия, несмотря отчаянное сопротивление, вынуждена была отступать. И, ценой огромных жертв, остановили захватчиков только под Москвой. Под нацистской оккупацией оказались территории Украины, Белоруссии, Прибалтики, тринадцати краёв и областей Российской Федерации, румынские войска оккупировали Бессарабию и некоторые районы Юга Украины, в частности Одесскую область, финны хозяйничали в Карелии. На территории, составляющей
8,7 % общей площади Страны - 1926 тыс. км2 с населением, составляющем 42,1 % от общего населения Страны - порядка 80 млн. человек нацисты устроили "новый немецкий порядок". Из этих земель в начале войны на Восток были эвакуированы 25 млн. человек. Примерно 1,1 млн. человек ушли в партизаны, создав на оккупированной территории порядка 6200 партизанских отрядов и соединений, наводящих ужас на гитлеровцев,

Партизаны Великой Отечественной войны.
Партизаны Великой Отечественной войны.

по разным оценкам, от 1,2 до 1,5 миллиона человек по разным причинам, в том числе в попытке просто выжить, пошли на службу к оккупантам. Были, конечно, и люди, особенно на западе Украины, Белоруссии, в Прибалтике, люто ненавидящие Советскую власть и искренне верящие в "новый порядок" гитлеровцев.

И это надо помнить!
И это надо помнить!

В 1942–1944 годах с оккупированных территорий России, Украины и Беларуси на принудительные работы нацисты угнали, по разным оценкам, от 3 до 5 млн мирных граждан. В Германии их называли "остарбайтерами" ("Ostarbeiter" - восточный рабочий), отправляли на тяжелейшие работы на заводы и шахты, реже - в сельское хозяйство.

Угон советских девушек в Германию. Переход людей в состояние вещи.
Угон советских девушек в Германию. Переход людей в состояние вещи.
Остарбайтеры в Германии. Жизнь на чужбине.
Остарбайтеры в Германии. Жизнь на чужбине.

И всё же, ВОСЕМЬДЕСЯТ МИЛЛИОНОВ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ ЖИТЬ В УСЛОВИЯХ ОККУПАЦИИ.
Что же представлял из себя "новый порядок"("Neuordnung") для населения оккупированных территорий Советского Союза? В отличие от граждан тоже оккупированной немцами, но цивилизованной Европы, где в каждой стране был свой отдельный "новый порядок", Гитлер планировал сделать из восточных славян (русские, украинцы, белорусы), которых немцы, да и все европейцы ("Übermenschen" - "сверхчеловеки"), издревле считали нисшей расой ("Untermensch" - "недочеловеки"), рабов, обслуживающих высшие расы, для этого оставить 40 - 45 миллионов восточных славян, да и тех переселить за Урал, остальное население нашей страны - порядка 140-150 миллионов уничтожить физически. Однако, немцы и их сателлиты (румыны, венгры, итальянцы, финны) на оккупированных советских территориях восстанавливали и запускали промышленные предприятия (в том числе и военное производство), крупнейшие предприятия были распределены между германскими компаниями, электростанции, шахты, сельское хозяйство, принудительно заставляя выполнять тяжёлые работы местное население в возрасте от 14 до 60 лет, при этом рабочий день продолжался до 14 часов. Работы осуществлялись под постоянным надзором немецкой администрации и местной полиции из числа коллаборационистов. Медленно или плохо работающие, уклоняющиеся от работы подвергались физическим наказаниям, вплоть до расстрела. Заработка рабочих не хватало, чтобы удовлетворить самые необходимые потребности в продуктах питания. Снабжения населения продовольствием со стороны оккупационных властей организовано не было, в особенно трудных условиях оказались городские жители. Растущие рыночные цены находились в резком контрасте с получаемой рабочими зарплатой. Городское население голодало, и было вынуждено обменивать на продукты питания последнюю одежду и домашнюю утварь. Смерть от голода на оккупированных территориях была обычным явлением.

Митинг в оккупированном Киеве в защиту "Нового  порядка"
Митинг в оккупированном Киеве в защиту "Нового порядка"

На оккупированных территориях повсеместно были установлены штрафы, натуральные и денежные налоги, размеры которых большей частью устанавливались оккупационными властями произвольно. Стремясь захватить полностью все запасы дефицитного сырья, немцы запретили производство товаров первой необходимости для снабжения местного населения: мыла, обуви, кожевенных изделий, платья и т. п. Конфискованное сырьё в первый период оккупации целиком вывозилось в Германию, а позднее часть его передавалась местным предприятиям, выполнявшим военные заказы. Также оккупанты вывозили в Германию производственное оборудование ряда предприятий. Хорошее жильё передавалось немцам. Люди, особенно в сельской местности, вынуждены были ютиться в землянках. И всё-таки люди, вынужденные жить в таких условиях, морально не сдавались на милость врагам, что приводило в шок и в бешенство оккупантов (европейцы-то подчинились немцам сразу, практически без сопротивления). Даже те, кто с радостью воспринял приход германской армии (а таких было не мало, особенно на западе Страны) благодаря немецкой экономической политике постепенно возненавидели немцев. Тем более, что Красная Армия научилась воевать и люди ждали освобождения. "Гитлер ухитрился объединить всех русских под сталинским знаменем" (Хайнц Вильгельм Гудериан, генерал-полковник Вермахта). Что же касается культуры и искусства на оккупированных территориях, во всех крупных населённых пунктах открывались Дома просветителей, в деревнях - "Уголки просвещения", которые привлекали для работы лекторов по вопросам политики, экономики и других отраслей знаний, использовался труд библиотекарей, киномехаников, художников, книгоношей, распространителей газет и журналов, обязательно была театральная труппа - актёры, музыканты, акробаты, танцоры. Общее число сотрудников было от 40 до 70 человек в зависимости от численности населения района. Нацистская пропаганда требовала, чтобы русские литераторы и живописцы, театральные актёры и музыканты полностью пересмотрели те художественные принципы, которые "были насильно введены большевиками", особо подчёркивалось "пересмотру подлежит не одно советское искусство, продукт очевидной лжи, но и дореволюционное, которое служило тонким орудием разложения народа, сея смуту и недовольство, чем с успехом пользовалось еврейство в подготовке революционных взрывов и потрясений". Для увеселения местного населения были открыты "Народные профессиональные театры", труппы которых составляли актёры, вынужденные жить в условиях оккупации, в частности в городах Борисов, Брянск, Ворошиловск (Ставрополь), Вязьма, Гатчина, Локоть, Минск, Новгород, Псков, Ростов-на-Дону, Смоленск, также были созданы любительские группы. Ставили Чехова, Гоголя, Островского, Мольера, Квитко-Основьяненко и других, а также новые антисоветские пьесы, например "Волк" и "Голубое небо" смоленского журналиста С.С. Широкова (Пасхина). С весны 1942 года в городах и крупных населённых пунктах (а также и в деревнях) начали открываться кинотеатры. Сеансы, как правило, состояли из трёх фильмов - культурфильма (Kulturfilm), созданного специально для оккупированных стран Европы и рассказывающий о жизни и быте рабочих, крестьян и интеллигенции Германии, особое внимание уделялось молодёжи, в хронике с фронтов изображалась "героическая борьба германской армии с большевизмом и капитализмом". Культурфильм и хроника с фронтов были снабжены синхронным переводом на русский язык. Художественный фильм либо снабжался субтитрами на русском, украинском, эстонском, литовском языках, либо комментарием киномеханика ими администратора кинозала. В оккупированных Киеве и Риге были созданы производственные компании "Украина-фильм" и "Рига-фильм", на которых снимались откровенно антисоветские, откровенно антирусские пропагандистские фильмы, как, например, "Одна ложь", "Мы видели Германию", "Образцовый полицейский", "Наши друзья", "Красный туман".

Долгожданное освобождение Орла 05 августа 1943 года.
Долгожданное освобождение Орла 05 августа 1943 года.

Однако, Красная Армия успешно гнала гитлеровцев на запад с их идеологами - пропагандистами. А вместе с Красной Армией в освобождённые районы пришло подлинное искусство.

Кадр из фильма "Гордая долина". Эдвард Чепмен в роли Дика Перри,                                     Поль Робсон в роли Дэвида.
Кадр из фильма "Гордая долина". Эдвард Чепмен в роли Дика Перри, Поль Робсон в роли Дэвида.

"Гордая долина" ("The Proud Valley"), фильм производства "CAPAD" (для "Ealing Studios"), Великобритания, продюсеры Майкл Бэлкон, Сергей Налбандов, сценаристы Пен Теннисон, Джек Джонс, Луис Голдинг, Роланд Пертуи, режиссёр Пен Теннисон, композитор Эрнест Ирвинг. Фильм, снятый на угольном месторождении Южного Уэльса, основной зоне добычи валлийского угля, рассказывает о чернокожем моряке, который присоединяется к шахтёрскому сообществу. Это включает в себя их страсть к пению, а также опасность и ненадёжность шахтёрской участи. Сценарий написан специально для Поля Лероя Робсона (1898-1976) и основан на рассказе супругов Херберта Маршалла (1906-1991) и Альфредды Бриллиант (1903-1999), поженившихся в Москве, которые познакомились в Советском Союзе. Сюжет фильма основан на реальных скитаниях американского чернокожего шахтёра из Западной Вирджинии, который отправился в Уэльс через Англию в поисках работы. В фильме снимались Поль Робсон, Эдвард Чепмен, Сэймон Лэк, Рэйчел Томас. Премьера в Великобритании - 08 марта 1940 года в Лондоне. Прокат в СССР с 1943 года с русскими субтитрами.

Кадр из фильма "Я - черноморец". Борис Андреев в роли краснофлотца Степана Полосухина, Фёдор Ищенко в роли командира корабля.
Кадр из фильма "Я - черноморец". Борис Андреев в роли краснофлотца Степана Полосухина, Фёдор Ищенко в роли командира корабля.

"Я - черноморец" - экранизация повести Леонида Соловьева, военная драма поставленная на Ташкентской и Тбилисской киностудиях режиссёрами Владимиром Брауном и Александром Мачеретом. Фильм о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны. Краснофлотец Степан Полосухин, сын черноморского рыбака Григория Полосухина, служит рулевым сторожевого катера, участвует в тяжёлых боях на Чёрном море, защищает Севастополя от фашистских захватчиков. Благодаря актёрскому мастерству и уникальному гриму обе роли - отца и сына Полосухиных - исполнил актёр Борис Андреев. В фильме также снимались Лариса Емельянцева, Андрей Сова, Фёдор Ищенко. В прокат в СССР фильм вышел 21 марта 1944 года.

Кадр из фильма "Мы с Урала". Александр Михайлов в роли Вани Томакурова, токаря оборонного завода, Янина Жеймо в роли Веры Завариной.
Кадр из фильма "Мы с Урала". Александр Михайлов в роли Вани Томакурова, токаря оборонного завода, Янина Жеймо в роли Веры Завариной.

"Мы с Урала" - производственная драма, поставленная режиссёрами Льва Кулешова и Александры Хохловой по сценарию Юрия Германа, Евгения Помещикова, Николая Рожкова на Сталинабадской киностудии и "Союздетфильме". Фильм рассказывает о буднях и юношеской влюбленности двух подростков, работающих после окончания ФЗУ на большом военном уральском заводе и рвущихся на фронт, куда медсестрой уже ушла сестра одного из них. В фильме снимались: Алексей Консовский, Александр Михайлов, Янина Жеймо, Георгий Милляр, Сергей Филиппов. В СССР фильм был показан зрителям в 1944 году.

Кадр из фильма "Март-апрель". Софья Ланская в роли радистки Любы Михайловой, Павел Суханов в роли курсанта Бабурина, Чеслав Сушкевич в роли курсанта, Янина Жеймо в роли курсантки Кати Веселовой, Александр Ширшов в роли курсанта Саши Сердюка, Николай Граббе в роли курсанта, Олег Жаков в роли капитана Жаворонкова, Сергей Филиппов в роли курсанта Степана Восьмёркина.
Кадр из фильма "Март-апрель". Софья Ланская в роли радистки Любы Михайловой, Павел Суханов в роли курсанта Бабурина, Чеслав Сушкевич в роли курсанта, Янина Жеймо в роли курсантки Кати Веселовой, Александр Ширшов в роли курсанта Саши Сердюка, Николай Граббе в роли курсанта, Олег Жаков в роли капитана Жаворонкова, Сергей Филиппов в роли курсанта Степана Восьмёркина.

"Март-апрель" (по одноимённому рассказу Вадима Кожевникова, фильм постановлен Василием Прониным на киностудии "Союздетфильм". Великая Отечественная война. Капитану Жаворонкову, командиру группы советских разведчиков-парашютистов, поручено лично уничтожить склад бомб, находящийся на территории, оккупированной фашистами. Успешно выполнив задание, Жаворонков встречается в условленном месте с радисткой. Героям предстоит трудный и долгий путь к своим через лес, тронутый половодьем... В фильме снимались: Олег Жаков, Софья Ланская, Янина Жеймо, Александр Ширшов, Сергей Филиппов. На экраны СССР фильм вышел 12 апреля 1944 года.)

Кадр из фильма "Небо Москвы". Пётр Алейников в роли лётчика-истребителя Ильи Стрельцова.
Кадр из фильма "Небо Москвы". Пётр Алейников в роли лётчика-истребителя Ильи Стрельцова.

"Небо Москвы" [по мотивам пьесы Георгия Мдивани сценарий написали Михаил Блейман и Мануэль Большинцов, поставил картину режиссёр Юлий Райзман на киностудии "Мосфильм". Илья Стрельцов, только что закончивший летное училище, направлен в полк истребителей, охраняющих небо Москвы. Для молодого лейтенанта начинается время борьбы и полетов. В фильме снимались: Пётр Алейников, Нина Мазаева, Николай Боголюбов, Иван Кузнецов, Пётр Соболевский. На экраны СССР фильм вышел 01 июня 1944 года. Прообразам главного героя картины является лётчик-истребитель Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (18.09.1918 - 27.10.1941), одним из первых в СССР совершивший ночной воздушный таран вражеского самолёта-бомбардировщика].

Кадр из фильма "Свадьба". Эраст Гарин в роли Эпаминонда Максимовича Апломбова, несостоявшегося жениха, Зоя Фёдорова в роли Дарьи Кирилловны Жигаловой, невесты.
Кадр из фильма "Свадьба". Эраст Гарин в роли Эпаминонда Максимовича Апломбова, несостоявшегося жениха, Зоя Фёдорова в роли Дарьи Кирилловны Жигаловой, невесты.

"Свадьба". Фильм, созданный по одноимённому водевилю Антона Павловича Чехова, а также по его рассказам "Свадьба с генералом", "Перед свадьбой", "Брак по расчёту", "В бане" и сценке "Жених и папенька", является весёлой сатирой на нравы среднего класса дореволюционной России. Мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Даша, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов, все лето ухаживавший за Дашей, ежедневно обедавший у них и зарекомендовавший себя женихом, жениться вовсе не собирается. На Тбилисской киностудии фильм по своему сценарию поставил режиссёр Исидор Аннинский (фильм снимался в Москве в Лиховом переулке, дом 6, на базе Центральной студии документальных фильмов). Заканчивалась тяжёлая война. И на фронте и в тылу люди устали, уже думали о мирной жизни. Надо было создавать новые кинокомедии, которых в предыдущие военные годы было очень мало ("Антоша Рыбкин", "Швейк", "Актриса" - да и там - война, да ещё "Ходжа Насреддин" - больше, пожалуй, и не вспомню). И повод нашёлся - 40 лет со дня смерти Чехова А.П. ("У нас ведь даже из годовщины смерти могут сделать праздник". Ф. Г. Раневская). Вобщем, сделали лихую комедию с выдающимися актёрами - звёздами кино и театра: Алексеем Грибовым, Фаиной Раневской, Зоей Фёдоровой, Эрастом Гариным, Николаем Коноваловым, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Сергеем Мартинсоном, Осипом Абдуловым, Николаем Плотниковым, Сергеем Блинниковым, Владимиром Владиславским, Львом Свердлиным, Михаилом Пуговкиным. На экраны СССР фильм вышел 14 июля 1944 года. В 1945-1948 годах демонстрировался также в Аргентине, США, Швеции, Финляндии, Дании.

Кадр из фильма "Юбилей". Анастасия Зуева в роли Мерчуткиной, Виктор Станицын в роли Шипучина. председателя коммерческого банка.
Кадр из фильма "Юбилей". Анастасия Зуева в роли Мерчуткиной, Виктор Станицын в роли Шипучина. председателя коммерческого банка.

"Юбилей". Трагикомедия по одноимённой пьесе-шутке А. П. Чехова. В банке готовятся торжественно отметить 15-летний юбилей учреждения. И в этот момент произошли два события, перевернувшие все с ног на голову. По сценарию Владимира Петрова фильм поставили режиссёры Владимир Петров и Григорий Левкоев на киностудии "Ленфильм". В картине снимались актёры МХАТ Народные артисты РСФСР (все с 1938 года): Виктор Станицын, Ольга Андровская, Василий Топорков, Анастасия Зуева. На экраны СССР фильм вышел 14 июля 1944 года. В 1945 году фильм демонстрировался в США и в Венгрии.

ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЭТОТ КАНАЛ! ОСТАВЛЯЙТЕ КОММЕНТАРИИ, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ!