«Гениальную одаренность, скромность и благородство сочетал в себе выдающийся деятель отечественного театра Петр Фоменко. Он подарил нашей стране прекрасную театральную школу, плеяду талантливых молодых актеров и потрясающие художественные произведения, вошедшие в Золотой Фонд национальной культуры. Господь да помилует и упокоит душу Петра Наумовича», – игумен Петр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
«Петр Наумович – это некая стихия, некое явление природы, некая природная аномалия. В Петре Наумовиче очень сильно лицедейское, непредсказуемое начало. Он удивительно парадоксально мыслит, блистательно владеет интонацией, только ему одному ведомой, одному ему присущей. Он парадоксален сам по себе... Фоменко любит взрывать ситуацию, непредсказуемо ее разворачивать, и в этом он всегда живой, подвижный, интересный», – режиссер и педагог Сергей Васильевич Женовач.
13 июля 2023 года исполнился 91 год со дня рождения выдающегося советского и российского режиссера и педагога П. Н. Фоменко (1932-2012).
В этот день у места его погребения иерей Владимир Правдолюбов, клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, совершил панихиду.
Молитвенно почтить память Петра Наумовича пришли его родные, друзья, коллеги.
Биография
Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве в семье Наума Осиповича Элинсона, военного музыканта, и Александры Петровны Фоменко, сотрудницы Министерства внешней торговли.
Родители вместе практически не жили, большую часть времени о Петре заботилась няня – девушка Варя из Белоруссии. Он учился в московской школе №9 и одновременно с этим – в музыкальной школе имени Гнесиных (занятия не прерывались даже во время войны), затем окончил Музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки.
В 1950 году Фоменко поступил на актерский факультет в Школу-студию МХАТ, однако, не смог выдержать строгость академической ремесленной школы и быстро стал «одаренным изгоем», был отчислен с 3-го курса с формулировкой «за хулиганство». Завершил свое первое высшее образование (заочное) Петр Наумович в 1955 году на филологическом факультете Московского государственного педагогического института. Вместе с ним учились будущие писатели и барды Ю. И. Визбор, Ю. Ч. Ким, писатель Ю. И. Коваль.
Творческая атмосфера вуза тех лет сподвигла Петра Фоменко начать ставить студенческие «капустники» и спектакли, а по окончании института – поступить на режиссерский факультет ГИТИСа. Первыми постановками Фоменко стали: драма «Беспокойное наследство» по К. Я. Финну (Московский драматический театр, ныне – Театр на Малой Бронной, 1958) и «Иркутская история» по А. Н. Арбузову (Театр-студия «Металлург», 1959).
Его дипломный спектакль – «Проводы белых ночей» по одноименной пьесе В. Ф. Пановой (ГИТИС, 1960).
Окончив ГИТИС в 1961 году, Петр Фоменко около 10 лет ставил спектакли как приглашенный режиссер в Малом академическом драматическом театре, Московском театре драмы и комедии (ныне – Театр на Таганке), Центральном детском театре (ныне РАМТ), Театре-студии МГУ «Ленинские горы».
Первый большой, но скандальный, успех пришел к режиссеру со спектаклем «Смерть Тарелкина» по А. В. Сухово-Кобылину, поставленным им в 1966 году в Московском академическом театре им. В. В. Маяковского. После пятидесяти аншлаговых показов постановку запретили.
Театральной легендой стал следующий спектакль режиссера – «Новая Мистерия-Буфф» по В. В. Маяковскому, который он готовил в 1967 году для ленинградского Театра имени Ленсовета, и который не допустили до премьеры. Эти яркие авангардистские спектакли, в которых Петр Наумович издевался над политическими и общественными реалиями конца хрущевской «оттепели», вызвали его конфликт с чиновниками от искусства.
Позже сам Фоменко скажет:
«Ни в коем случае ничто из прожитой жизни не надо вычеркивать. Прожитая жизнь – это багаж, его надо хранить. Все утраты, ошибки, неудачи, иногда поражения бывают дороже успехов. Правда, лимит неудач очень короткий по времени. Поэтому желаю вам наошибаться в молодости».
Не найдя работы в Москве, режиссер уехал в Тбилиси, где два сезона работал в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова.
В 1970-е годы Фоменко существовал между двух столиц. С 1972 года он занимал должность режиссера, а с 1977 по 1981 гг. – главного режиссера Ленинградского театра Комедии, помимо этого ставил успешные спектакли в московских театрах – Центральном театре Советской Армии и в Малом театре.
С начала 1980-х гг. он жил и работал в Москве, ставя спектакли в Театре им. В. В. Маяковского и в Театре им. Е. Б. Вахтангова.
Одновременно с этим Фоменко трудился на Центральном телевидении, создавая свой неповторимый телетеатр, а также снял несколько полнометражных художественных фильмов: «На всю оставшуюся жизнь» (1974-1975), «Почти смешная история» (1977), «Поездки на старом автомобиле» (1986).
Важнейшим занятием Петра Наумовича была педагогика: с 1981 по 2001 год он преподавал в ГИТИСе, подготовив три выпуска актеров (1993, 1997, 2001). Студенческие и выпускные спектакли актерской школы «фоменок» стали в начале 1990-х гг. громкими событиями культурной жизни. Курс 1993 года почти в полном составе стал новой театральной труппой.
Сейчас это «Мастерская П. Фоменко» – известнейший репертуарный театр, в котором играют преимущественно «серьезную» классику с постоянным аншлагом, а его актеры широко известны.
Петр Наумович Фоменко – пример творца, абсолютно признанного при жизни. Созданные им спектакли многократно становились лауреатами различных театральных премий.
Сам режиссер в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России, в 2005 – Командора ордена искусств Франции, в 2004 году – премии Президента РФ. Он трижды являлся лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии «Триумф» (2001) и премии им. Г. Товстоногова (2001). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007).
Фоменко ушел из жизни 9 августа 2012 года, вскоре после своего 80-летия (диабет, осложнения на сердце), в год 20-летия своего театра.
Отпевание совершали в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Похоронили режиссера рядом с матерью, на 25-м участке.
Актер и режиссер Александр Александрович Калягин после того, как Петра Наумовича не стало, сказал:
«После ухода великих Эфроса и Товстоногова, которые подняли театр на недостижимые высоты, у нас оставался один Фоменко... Для нового поколения, пришедшего в театр, Фоменко – это неподъемная, непостижимая высота... Уход Фоменко очень больно ранит, и я понимаю, что его место останется пустым...».
Господь да упокоит душу раба Своего Петра и да подаст утешение его родным и близким!
Читайте также:
Эдуард Артемьев был погребен на Ваганьковском кладбище
Игумен Петр (Еремеев) возглавил Литургию с особым поминовением великого архидиакона К. В. Розова
На Ваганьково почтили память Александра Абдулова
Судьба актрисы: Надежда Румянцева
На Ваганьково молитвенно почтили память схимонахини Игнатии (Пузик)
О приношении снедей в храм в дни поминовения усопших