Найти тему
ОтЛичная Жизнь

Старые фото Петербурга в цвете. Прогулка по Стрелке Васильевского острова: от Дворцового до Биржевого моста

Здравствуйте, дорогие друзья!

На прошлой неделе, закончив прогулку по Университетской набережной, мы с Вами остановились у Дворцового моста – от него сегодня и отправляемся.

Если пропустили прошлые статьи, то они здесь:

Петербург прошлого | ОтЛичная Жизнь | Дзен

Как видите, когда-то Дворцовый мост был деревянным.

Я уже однажды рассказывала, но немного повторюсь. До середины 19 века прямого сухопутного сообщения между Дворцовой набережной и Стрелкой ВО не существовало, а Адмиралтейский и Васильевский острова соединял Исаакиевский мост, который был наплавным. Проехать на наземном транспорте можно было только здесь, однако одновременно функционировало несколько перевозов: в теплое время на яликах, в холодное – по льду Невы.

Фрагмент карты Петербурга 1841 года. Источник: сайт ЭтоМесто
Фрагмент карты Петербурга 1841 года. Источник: сайт ЭтоМесто

Как видите, на месте будущего Дворцового моста тоже был такой перевоз. Фотографий в то время, жаль, еще толком не делали.

После того как в 1850 году был построен первый постоянный мост через Неву – Благовещенский – необходимость в наплавном Исаакиевском мосту пропала и его перенесли выше по течению. Так появился первый Дворцовый мост.

В 1877 году по пока еще деревянному наплавному Дворцовому мосту проложили линию конки.

А постоянным Дворцовый мост стал лишь в 1916 году.

Но что-то мы тут с вами задержались, давайте двигаться дальше.

Перед нами Биржевая площадь, которая многие годы имела портовое значение.

Еще в 1730-е годы Стрелка Васильевского острова была превращена в крупный порт со всеми необходимыми атрибутами: кораблями и грузами, таможней и складами, торговой биржей и т.п.

Портовые мощности были внушительными, и включали не только Стрелку, но и многие близлежащие территории и острова-склады (буяны). Однако к концу 19 века их стало не хватать, расходы по транспортировке грузов стали возрастать (ожидание разводки мостов, необходимость перегрузки из крупнотоннажных судов на более маленькие корабли, которые могли войти в порт, и т.п.), и было принято решение о переносе порта на Гутуевский остров. В наши дни тот новый порт разросся до гигантских масштабов и носит название «Большой порт Санкт-Петербурга».

Так постепенно портовое значение Стрелки стало сходить на нет.

В самом центре площади находится здание Биржи, в котором в времена нашей прогулки (конец 19 – начало 20 века), когда Стрелка уже утратила портовое положение, продолжали заключать торговые сделки, проводить купеческие встречи и собрания, начали проводиться фондовые сделки.

Свое торговое значение Биржа утратит лишь после революции.

В дни работы Биржи мы бы с Вами увидели на улицах множество спешащих людей и извозчиков, деловых господ в головных уборах и обязательно с тростью в руках, шумных торговцев и разносчиков, спешащих продать свой товар проголодавшимся бизнесменам.

В выходные же было значительно просторнее, можно было свободно полюбоваться открывающимися видами, или как и в наше время, прогуляться по благоустроенному скверу, который, правда, выглядел тогда иначе.

Так незаметно мы с Вами оказались у Биржевого моста, а это значит, что очередная прогулка подошла к концу.

Спасибо всем за внимание и до встречи в новых публикациях!

А так в наши дни выглядят места сегодняшней исторической прогулки. Фото сделано мной в мае 2023 года
А так в наши дни выглядят места сегодняшней исторической прогулки. Фото сделано мной в мае 2023 года