Найти в Дзене

Боевые вертолеты мира: транспортно-боевой вертолет МИ-24

Картинка из  свободных источников
Картинка из свободных источников

В 50-х годах XX в. в СССР вертолеты использовались в основном для обеспечения связи и транспортирования грузов и пассажиров. В то же время со всей очевидностью встал вопрос о возможности участия винтокрылых машин непосредственно в бою. В частности просматривалась перспектива использования вертолетов для поддержки пехоты, борьбы с бронированными целями и уничтожения фортификационных сооружений. Первыми попытками по созданию ударного вертолета было оснащение вооружением (ПТУР 9К11 «Малютка») вертолета Ми-1. Успешный опыт нашел свое продолжение в создании ударной модификации Ми-4АВ и первого транспортно-боевого вертолета Ми-24.

Война во Вьетнаме стала революционным поворотом в вертолетостроении. Американская фирма «Белл» по заказу армии США создала ударную модификацию многоцелевого вертолета UH-1 «Хью Ирокез», отлично зарекомендовавшую себя в боевых действиях. По горячим следам та же фирма выпустила новый вертолет АН-1 «Хью Кобра», максимально унифицированный с «Ирокезом». Этот опыт привел военное командование США к выводу: поддержка пехоты и транспортировка — совершенно разные задачи, и их должны выполнять разные машины. Так «Ирокез» остался транспортно-десантным вертолетом, а «Кобре» «оставили» лишь ударные функции. В то время в Министерстве обороны СССР возобладала противоположная точка зрения. Министр обороны маршал А.А. Гречко поддержал идею создания максимально унифицированного вертолета, предназначенного как для непосредственной поддержки пехоты на поле боя, так и для проведения десантно-транспортных операций. В 1968 г. были разработаны тактико-технические требования, и в том же году был объявлен конкурс на создание «летающей БМП».

В конкурсе приняли участие ведущие вертолетострои­тельные организации СССР — ОКБ Миля и КБ Камова. Были представле­ны вертолеты Камова Ка-25Ш (модификация противолодочного Ка-25) и Миля В-24. Комиссия Минобороны посчитала последний более перспек­тивным, и он был объявлен победителем.

Конструкторы КБ Миля учли опыт своих коллег из фирмы «Белл», создавших вышеупомянутую пару машин «Ирокез» и «Кобра». Вертолет В-24 обладал максимально унифициро­ванной с остальными «милевскими» вертолетами конструкцией. Новая машина оснащалась силовыми агрегатами и двигателем от Ми-8 и Ми-14 и несла вооружение, используемое на Ми-4 и Ми-6. Такой подход позво­лил в максимально сжатые сроки испытать и запустить в серию боевой вертолет.

19 сентября 1969 г. в воздух поднялся первый опытный образец вертоле­та. Пилотирование осуще­ствлял летчик-испытатель Алферов. В 1970 г. была

построена опытная партия из 10 машин для проведе­ния государственных испытаний. Испытания закончились в целом удачно. Был выявлен ряд недостатков, после устра­нения которых в 1971 г. ударно-транспортный вертолет Ми-24 был запущен в серийное производство и принят на вооружение Советской Армии.

Конструкторам КБ Миля удалось удовлетворить очень серьезные требова­ния со стороны Минобороны СССР к новой боевой машине. Ми-24 стал для своего времени уникальным вертолетом, осуществляю­щим следующие задачи:

— поддержка наземных войск;

— борьба с танками;

— высадка десанта с поддержкой десантируе­мых;

— сопровождение десантно-транспортных вертолетов;

— транспортировка грузов внутри кабины и на внешних подвесках;

— транспортировка раненых;

— борьба с вертолетами противника.

Последний пункт заслужи­вает особого внимания, т. к. функцией борьбы с себе подобными Ми-24 был наделен впервые в истории вертолетостроения. По этому поведу тут же разгорелись споры об исходе возможных дуэлей между «Хайндом» (hind — крокодил, так назвали Ми-24 американс­кие» военные) и американс­кой «Коброй». Общая точка зрения была такова: вертолет «широкого профиля» Ми-24 не уступает узкоспециализи­рованной «Кобре» в прямом противостоянии. Во многом дело решает мастерство

пилота, что и подтвердилось в дальнейшем во время ирано-иракской войны.

В 1975 и 1978 гг. на специальной «рекордной» модификации Ми-24 А10 было установлено 7 миро­вых рекордов грузоподъем­ности и скорости полета.

В 1992 г. грозный «Хайнд» совершил рейд на США (рейд, к счастью, небое­вой), перелетев из Москвы в Майами. Полет был приурочен к 500-летию открытия Америки и 50-летию ленд-лиза.

Серийное производство Ми-24 продолжалось до 1992 г. Всего было произве­дено 2500 машин этого типа, состоявших на вооружении около 30 стран, в числе которых Алжир, Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьет­нам, ГДР, Зимбабве,

Индия, Ирак, Йемен, Кампучия, КНДР, Куба, Ливия, Мексика, Мозамбик, Монголия, Никарагуа, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Польша, Сирия, Судан, Сьерра-Леоне, Уганда, Чехословакия, Шри-Ланка, Эфиопия, Югославия и др. Среди стран СНГ Россия имеет около 1000 Ми-24, Украина— 270, Бела­русь— 79, Азербайд­жан— 15, Армения — 7.

Вследствие хронического недофинансирования российской армии в настоя­щее время со всей остротой встала проблема поддержа­ния работоспособности огромного парка вертолетов Ми-24. Инженерами КБ им. Миля разработаны программы модернизации вертолета с целью доведе­ния характеристик машины до уровня лучших современ­ных образцов. Эта програм­ма аналогична той, что проводит концерн «Макдоннелл-Дуглас» при модерни­зации вертолета АН-64 «Апач» до варианта «Лонгбоу Апач». Модернизация Ми-24 заключается в установке на вертолет целого ряда узлов и агрега­тов с другой «милевской» ударной машины — Ми-28. Этапы модернизации следующие:

— продление жизненного цикла;

— модернизация несущей системы и рулевого винта;

— модернизация воору­жения и средств связи;

— обеспечение круглосу­точного боевого примене­ния.

По подсчетам специалис­тов, стоимость проведения комплекса этих мер почти в 5 раз меньше, чем закупка одного нового Ми-28 или Ка-50, поэтому велика вероятность продолжения боевой карьеры «почетного ветерана» еще на несколько десятилетий.

Транспортно-боевые вертолеты Ми-24 являются носителями не только стрелково-пушечного вооружения и противотанковых комплексов. В состав их вооружения входят также подвесные пусковые установки неуправляемых ракет калибром 57, 80, 122 и 240 мм, унифицированные пушечные контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23 и боекомплектом 250 патронов, унифицированные вертолетные гондолы с тремя пулеметами (1Ч12,7 мм и 2Ч7,62 мм) или двумя 30-мм гранатометами. На пилонах вертолета могут подвешиваться также авиабомбы различного назначения массой до 500 кг и баки с зажигательной смесью. Благодаря наличию вместительной грузовой кабины после израсходования боеприпасов вертолет может произвести посадку и перезарядить оружие из боезапаса, перевозимого в кабине.

Вертолет Ми-24 иногда называют «летающим танком», однако, если проводить аналогии с бронетанковой техникой, то его следует называть «боевой машиной пехоты», так как наряду с довольно мощным вооружением он способен перевозить отделение пехотинцев со штатным вооружением и боеприпа­сами. Для обеспечения такой возможности за двухместной кабиной экипажа располагается 8-местная грузовая кабина, для доступа в которую по обе стороны фюзеляжа имеются двухстворчатые двери. Одна из створок этих дверей открывается вверх, а другая — вниз.

На первой серийной модификации стрелок- оператор и летчик находились в общей кабине, на последую­щих — по схеме «тандем» (кабина стрел ка-операто­ра находится впереди). Обе кабины герметизиро­ваны и оборудованы системой кондициониро­вания воздуха, что дает возможность вести боевые действия в условиях химического и радиационного заражения местности и в широком диапазоне температур.

Вертолет имеет трехсто­ечное убирающееся в полете колесное шасси, а также крыло относительно большого размаха (6,66 м), которое в полете развива­ет подъемную силу, равную примерно 25 % массы вертолета. Под каждой из консолей крыла смонтировано по два пилона для подвески вооружения, консоли заканчиваются вертикаль­ными законцовками, также использующимися для размещения вооружения.

Пилотажно-навигационное оборудование вертолета включает в себя автопилот, автоматические радиокомплексы, радиовысотомер, доплеровский измеритель скорости и сноса, автоматические навигационные планшеты с движущейся картой района боевых действий, а также другую аппаратуру. Для обеспечения радиосвязи используются три работающие в разных диапазонах частот командные УКВ радиостанции, а также коротковолновая связная радиостанция. В кабинах смонтировано также самолетное переговорное устройство и аппаратура речевых сообщений. На большинстве модификаций вертолета для управления вооружением установлена оптикоэлектронная обзорно-прицельная система.

Состав другой прицельной аппаратуры в значительной степени определяется модификацией вертолета и его вооружением.

Конструктивное решение силовой установки Ми-24 во многом идентично силовым установкам Ми-14 и послед­них модификаций Ми-8. Здесь используются два турбовальных газотурбин­ных двигателя ТВЗ-117 различных модификаций, установленных в общем обтекателе над грузовой кабиной. Для запуска двигателей на необорудо­ванных площадках преду­смотрена вспомогательная силовая установка АИ-9В. Для снижения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне частот и умень­шения таким образом вероятности его поражения ракетами с тепловыми головками самонаведения на соплах двигателей устанавливаются экранно­-выхлопные устройства. Устанавливаемые на воздухозаборниках пылеза­щитные устройства предот­вращают попадание в двигатели пыли и посторон­них предметов во время руления, взлета и посадки.

Несущая система Ми-24 несколько отличается от несущей системы Ми-8: пятилопастный несущий винт имеет меньший диаметр, а его лопасти имеют обшивку из стекло­пластика. Трехлопастный рулевой винт располагается слева на концевой балке, выполненной в виде стреловидного вертикально­го оперения.

В связи с тем, что вертолет Ми-24 предназна­чен для действий над полем боя, при его создании особое внимание было уделено повышению его боевой живучести. Для этого был реализован комплекс мер, включающий в себя бронирование кабины экипажа и наиболее важных агрегатов и систем, дублиро­вание пилотажных приборов в кабинах летчика и стрелка- оператора, резервирование ряда систем и внедрение противопожарной системы заполнения топливных баков пенополиуретаном.

В целях защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения на фюзеля­же вертолета установлены контейнеры АСО-2, снаря­женные 132 зарядами — ложными цепями. Для снижения визуальной заметности было разработа­но несколько вариантов камуфляжной окраски вертолета.

Выпускались следующие модификации вертолета.

Ми-24А — модификация с размещением летчика и стрелка-оператора в общей кабине и с установленным в носовой части 12,7-мм пулеметом и противотанко­выми управляемыми ракетами «Фапанга-М» или «Фапанга-МВ». Наведение пулемета на цель осуществ­ляется вручную с помощью коллиматорного прицела. Количество выпущенных вертолетов этой модифика­ции составляет примерно 250 машин.

Ми-24Д — модификация с тандемным размещением летчика и стрелка-оператора в раздельных кабинах.

В состав вооружения включены четырехствольный 12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7 на подфюзеляжной турельной установке. Управление пулеметом осуществляется с помощью прицельной станции КПС-53АВ. Установ­ленные на вертолете противотанковые ракеты «Фаланга-П» наводятся на цель полуавтоматической радиокомандной системой наведения.

Ми-24В — усовершенство­ванный вариант модифика­ции Ми-24Д. В состав вооружения введены новые сверхзвуковые противотан­ковые ракеты «Штурм-В», в кабине летчика установлен новый автоматический прицел АСП-17В. Обеспече­на возможность размещения на пилонах подвесных топливных баков. С 1976 по 1986 г. выпущено более 1000 вертолетов этой модификации.

Ми-24П — модификация, на которой вместо подвес­ной пулеметной установки в носовой части фюзеляжа на правом борту установлена неподвижная двухствольная авиапушка ГШ-ЗОК калиб­ром 30 мм, огонь из которой ведет летчик, используя прицел АСП-17В. Скоро­стрельность пушки — 300 и 3000 выстрелов в минуту. Вертолет производился серийно с 1981 по 1991 г., выпущено 620 машин.

Ми-24ВП — модификация, вооруженная подфюзеляж­ной установкой с двухстволь­ной пушкой ГШ-23. Вертолет производился серийно с 1989 г.

Ми-24ВМ — дальнейшее развитие модификации Ми-24ВП. От базовой модификации он отличается модернизированным несущим и Х-образным рулевым винтами, установ­кой лазерного дальномера, аппаратуры закрытой

радиосвязи и новой команд­ной радиостанции с расши­ренным частотным диапазо­ном. Вертолет вооружен модернизированным комплексом противотанко­вых ракет и системой управляемого вооружения «Игла-В» класса «воздух- воздух».

Ми-24Р — разведыватель­ный вариант Ми-24Д, оборудован контейнерами со средствами радиационной, химической и биологической разведки. Противотанковое вооружение на вертолете отсутствует, однако осталь­ное вооружение сохранено.

Ми-24К — вертолет для ведения разведки над полем боя и корректировки огня своей артиллерии. Ми-25 — экспортный вариант вертолета Ми-24Д; Ми-35 — экспортный вариант вертоле­та Ми-24В; Ми-35П — экспортный вариант вертоле­та Ми-24П; Ми-35М — экспортная модификация вертолета с радиоэлектрон­ным оборудованием западных фирм и новыми агрегатами и системами вооружения, разработанны­ми для боевого вертолета Ми-28.

Кроме перечисленных серийных моделей были разработаны и проходили испытания патрульно-­спасательный вертолет Ми-24ПС, противолодочный вертолет Ми-24 М и верто­лет — минный тральщик Ми-24БМТ.

Имелся также рекордный вариант вертолета А-10, на котором в 1975 и 1978 гг. было установлено несколько мировых рекордов, в том числе абсолютный рекорд скорости — 303,4 км/ч на базе 15—25 км.