В 50-х годах XX в. в СССР вертолеты использовались в основном для обеспечения связи и транспортирования грузов и пассажиров. В то же время со всей очевидностью встал вопрос о возможности участия винтокрылых машин непосредственно в бою. В частности просматривалась перспектива использования вертолетов для поддержки пехоты, борьбы с бронированными целями и уничтожения фортификационных сооружений. Первыми попытками по созданию ударного вертолета было оснащение вооружением (ПТУР 9К11 «Малютка») вертолета Ми-1. Успешный опыт нашел свое продолжение в создании ударной модификации Ми-4АВ и первого транспортно-боевого вертолета Ми-24.
Война во Вьетнаме стала революционным поворотом в вертолетостроении. Американская фирма «Белл» по заказу армии США создала ударную модификацию многоцелевого вертолета UH-1 «Хью Ирокез», отлично зарекомендовавшую себя в боевых действиях. По горячим следам та же фирма выпустила новый вертолет АН-1 «Хью Кобра», максимально унифицированный с «Ирокезом». Этот опыт привел военное командование США к выводу: поддержка пехоты и транспортировка — совершенно разные задачи, и их должны выполнять разные машины. Так «Ирокез» остался транспортно-десантным вертолетом, а «Кобре» «оставили» лишь ударные функции. В то время в Министерстве обороны СССР возобладала противоположная точка зрения. Министр обороны маршал А.А. Гречко поддержал идею создания максимально унифицированного вертолета, предназначенного как для непосредственной поддержки пехоты на поле боя, так и для проведения десантно-транспортных операций. В 1968 г. были разработаны тактико-технические требования, и в том же году был объявлен конкурс на создание «летающей БМП».
В конкурсе приняли участие ведущие вертолетостроительные организации СССР — ОКБ Миля и КБ Камова. Были представлены вертолеты Камова Ка-25Ш (модификация противолодочного Ка-25) и Миля В-24. Комиссия Минобороны посчитала последний более перспективным, и он был объявлен победителем.
Конструкторы КБ Миля учли опыт своих коллег из фирмы «Белл», создавших вышеупомянутую пару машин «Ирокез» и «Кобра». Вертолет В-24 обладал максимально унифицированной с остальными «милевскими» вертолетами конструкцией. Новая машина оснащалась силовыми агрегатами и двигателем от Ми-8 и Ми-14 и несла вооружение, используемое на Ми-4 и Ми-6. Такой подход позволил в максимально сжатые сроки испытать и запустить в серию боевой вертолет.
19 сентября 1969 г. в воздух поднялся первый опытный образец вертолета. Пилотирование осуществлял летчик-испытатель Алферов. В 1970 г. была
построена опытная партия из 10 машин для проведения государственных испытаний. Испытания закончились в целом удачно. Был выявлен ряд недостатков, после устранения которых в 1971 г. ударно-транспортный вертолет Ми-24 был запущен в серийное производство и принят на вооружение Советской Армии.
Конструкторам КБ Миля удалось удовлетворить очень серьезные требования со стороны Минобороны СССР к новой боевой машине. Ми-24 стал для своего времени уникальным вертолетом, осуществляющим следующие задачи:
— поддержка наземных войск;
— борьба с танками;
— высадка десанта с поддержкой десантируемых;
— сопровождение десантно-транспортных вертолетов;
— транспортировка грузов внутри кабины и на внешних подвесках;
— транспортировка раненых;
— борьба с вертолетами противника.
Последний пункт заслуживает особого внимания, т. к. функцией борьбы с себе подобными Ми-24 был наделен впервые в истории вертолетостроения. По этому поведу тут же разгорелись споры об исходе возможных дуэлей между «Хайндом» (hind — крокодил, так назвали Ми-24 американские» военные) и американской «Коброй». Общая точка зрения была такова: вертолет «широкого профиля» Ми-24 не уступает узкоспециализированной «Кобре» в прямом противостоянии. Во многом дело решает мастерство
пилота, что и подтвердилось в дальнейшем во время ирано-иракской войны.
В 1975 и 1978 гг. на специальной «рекордной» модификации Ми-24 А10 было установлено 7 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета.
В 1992 г. грозный «Хайнд» совершил рейд на США (рейд, к счастью, небоевой), перелетев из Москвы в Майами. Полет был приурочен к 500-летию открытия Америки и 50-летию ленд-лиза.
Серийное производство Ми-24 продолжалось до 1992 г. Всего было произведено 2500 машин этого типа, состоявших на вооружении около 30 стран, в числе которых Алжир, Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Зимбабве,
Индия, Ирак, Йемен, Кампучия, КНДР, Куба, Ливия, Мексика, Мозамбик, Монголия, Никарагуа, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Польша, Сирия, Судан, Сьерра-Леоне, Уганда, Чехословакия, Шри-Ланка, Эфиопия, Югославия и др. Среди стран СНГ Россия имеет около 1000 Ми-24, Украина— 270, Беларусь— 79, Азербайджан— 15, Армения — 7.
Вследствие хронического недофинансирования российской армии в настоящее время со всей остротой встала проблема поддержания работоспособности огромного парка вертолетов Ми-24. Инженерами КБ им. Миля разработаны программы модернизации вертолета с целью доведения характеристик машины до уровня лучших современных образцов. Эта программа аналогична той, что проводит концерн «Макдоннелл-Дуглас» при модернизации вертолета АН-64 «Апач» до варианта «Лонгбоу Апач». Модернизация Ми-24 заключается в установке на вертолет целого ряда узлов и агрегатов с другой «милевской» ударной машины — Ми-28. Этапы модернизации следующие:
— продление жизненного цикла;
— модернизация несущей системы и рулевого винта;
— модернизация вооружения и средств связи;
— обеспечение круглосуточного боевого применения.
По подсчетам специалистов, стоимость проведения комплекса этих мер почти в 5 раз меньше, чем закупка одного нового Ми-28 или Ка-50, поэтому велика вероятность продолжения боевой карьеры «почетного ветерана» еще на несколько десятилетий.
Транспортно-боевые вертолеты Ми-24 являются носителями не только стрелково-пушечного вооружения и противотанковых комплексов. В состав их вооружения входят также подвесные пусковые установки неуправляемых ракет калибром 57, 80, 122 и 240 мм, унифицированные пушечные контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23 и боекомплектом 250 патронов, унифицированные вертолетные гондолы с тремя пулеметами (1Ч12,7 мм и 2Ч7,62 мм) или двумя 30-мм гранатометами. На пилонах вертолета могут подвешиваться также авиабомбы различного назначения массой до 500 кг и баки с зажигательной смесью. Благодаря наличию вместительной грузовой кабины после израсходования боеприпасов вертолет может произвести посадку и перезарядить оружие из боезапаса, перевозимого в кабине.
Вертолет Ми-24 иногда называют «летающим танком», однако, если проводить аналогии с бронетанковой техникой, то его следует называть «боевой машиной пехоты», так как наряду с довольно мощным вооружением он способен перевозить отделение пехотинцев со штатным вооружением и боеприпасами. Для обеспечения такой возможности за двухместной кабиной экипажа располагается 8-местная грузовая кабина, для доступа в которую по обе стороны фюзеляжа имеются двухстворчатые двери. Одна из створок этих дверей открывается вверх, а другая — вниз.
На первой серийной модификации стрелок- оператор и летчик находились в общей кабине, на последующих — по схеме «тандем» (кабина стрел ка-оператора находится впереди). Обе кабины герметизированы и оборудованы системой кондиционирования воздуха, что дает возможность вести боевые действия в условиях химического и радиационного заражения местности и в широком диапазоне температур.
Вертолет имеет трехстоечное убирающееся в полете колесное шасси, а также крыло относительно большого размаха (6,66 м), которое в полете развивает подъемную силу, равную примерно 25 % массы вертолета. Под каждой из консолей крыла смонтировано по два пилона для подвески вооружения, консоли заканчиваются вертикальными законцовками, также использующимися для размещения вооружения.
Пилотажно-навигационное оборудование вертолета включает в себя автопилот, автоматические радиокомплексы, радиовысотомер, доплеровский измеритель скорости и сноса, автоматические навигационные планшеты с движущейся картой района боевых действий, а также другую аппаратуру. Для обеспечения радиосвязи используются три работающие в разных диапазонах частот командные УКВ радиостанции, а также коротковолновая связная радиостанция. В кабинах смонтировано также самолетное переговорное устройство и аппаратура речевых сообщений. На большинстве модификаций вертолета для управления вооружением установлена оптикоэлектронная обзорно-прицельная система.
Состав другой прицельной аппаратуры в значительной степени определяется модификацией вертолета и его вооружением.
Конструктивное решение силовой установки Ми-24 во многом идентично силовым установкам Ми-14 и последних модификаций Ми-8. Здесь используются два турбовальных газотурбинных двигателя ТВЗ-117 различных модификаций, установленных в общем обтекателе над грузовой кабиной. Для запуска двигателей на необорудованных площадках предусмотрена вспомогательная силовая установка АИ-9В. Для снижения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне частот и уменьшения таким образом вероятности его поражения ракетами с тепловыми головками самонаведения на соплах двигателей устанавливаются экранно-выхлопные устройства. Устанавливаемые на воздухозаборниках пылезащитные устройства предотвращают попадание в двигатели пыли и посторонних предметов во время руления, взлета и посадки.
Несущая система Ми-24 несколько отличается от несущей системы Ми-8: пятилопастный несущий винт имеет меньший диаметр, а его лопасти имеют обшивку из стеклопластика. Трехлопастный рулевой винт располагается слева на концевой балке, выполненной в виде стреловидного вертикального оперения.
В связи с тем, что вертолет Ми-24 предназначен для действий над полем боя, при его создании особое внимание было уделено повышению его боевой живучести. Для этого был реализован комплекс мер, включающий в себя бронирование кабины экипажа и наиболее важных агрегатов и систем, дублирование пилотажных приборов в кабинах летчика и стрелка- оператора, резервирование ряда систем и внедрение противопожарной системы заполнения топливных баков пенополиуретаном.
В целях защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения на фюзеляже вертолета установлены контейнеры АСО-2, снаряженные 132 зарядами — ложными цепями. Для снижения визуальной заметности было разработано несколько вариантов камуфляжной окраски вертолета.
Выпускались следующие модификации вертолета.
Ми-24А — модификация с размещением летчика и стрелка-оператора в общей кабине и с установленным в носовой части 12,7-мм пулеметом и противотанковыми управляемыми ракетами «Фапанга-М» или «Фапанга-МВ». Наведение пулемета на цель осуществляется вручную с помощью коллиматорного прицела. Количество выпущенных вертолетов этой модификации составляет примерно 250 машин.
Ми-24Д — модификация с тандемным размещением летчика и стрелка-оператора в раздельных кабинах.
В состав вооружения включены четырехствольный 12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7 на подфюзеляжной турельной установке. Управление пулеметом осуществляется с помощью прицельной станции КПС-53АВ. Установленные на вертолете противотанковые ракеты «Фаланга-П» наводятся на цель полуавтоматической радиокомандной системой наведения.
Ми-24В — усовершенствованный вариант модификации Ми-24Д. В состав вооружения введены новые сверхзвуковые противотанковые ракеты «Штурм-В», в кабине летчика установлен новый автоматический прицел АСП-17В. Обеспечена возможность размещения на пилонах подвесных топливных баков. С 1976 по 1986 г. выпущено более 1000 вертолетов этой модификации.
Ми-24П — модификация, на которой вместо подвесной пулеметной установки в носовой части фюзеляжа на правом борту установлена неподвижная двухствольная авиапушка ГШ-ЗОК калибром 30 мм, огонь из которой ведет летчик, используя прицел АСП-17В. Скорострельность пушки — 300 и 3000 выстрелов в минуту. Вертолет производился серийно с 1981 по 1991 г., выпущено 620 машин.
Ми-24ВП — модификация, вооруженная подфюзеляжной установкой с двухствольной пушкой ГШ-23. Вертолет производился серийно с 1989 г.
Ми-24ВМ — дальнейшее развитие модификации Ми-24ВП. От базовой модификации он отличается модернизированным несущим и Х-образным рулевым винтами, установкой лазерного дальномера, аппаратуры закрытой
радиосвязи и новой командной радиостанции с расширенным частотным диапазоном. Вертолет вооружен модернизированным комплексом противотанковых ракет и системой управляемого вооружения «Игла-В» класса «воздух- воздух».
Ми-24Р — разведывательный вариант Ми-24Д, оборудован контейнерами со средствами радиационной, химической и биологической разведки. Противотанковое вооружение на вертолете отсутствует, однако остальное вооружение сохранено.
Ми-24К — вертолет для ведения разведки над полем боя и корректировки огня своей артиллерии. Ми-25 — экспортный вариант вертолета Ми-24Д; Ми-35 — экспортный вариант вертолета Ми-24В; Ми-35П — экспортный вариант вертолета Ми-24П; Ми-35М — экспортная модификация вертолета с радиоэлектронным оборудованием западных фирм и новыми агрегатами и системами вооружения, разработанными для боевого вертолета Ми-28.
Кроме перечисленных серийных моделей были разработаны и проходили испытания патрульно-спасательный вертолет Ми-24ПС, противолодочный вертолет Ми-24 М и вертолет — минный тральщик Ми-24БМТ.
Имелся также рекордный вариант вертолета А-10, на котором в 1975 и 1978 гг. было установлено несколько мировых рекордов, в том числе абсолютный рекорд скорости — 303,4 км/ч на базе 15—25 км.