Найти тему
Рязанский кремль

Трагическая гибель древнего города. Оборона Рязани в 1237 году

Рязань стала первым русским столичным городом, в декабре 1237 года вставшим на пути татаро-монголов. После ожесточенной пятидневной осады город пал и был уничтожен до основания.

Войска Батыя осадили Рязань 16 декабря 1237 года. Горожане в ужасе наблюдали с крепостных стен нашествие несметных полчищ врагов, будто вышедших из адских бездн. В героической обороне города, которая продолжалась пять дней, приняло участие все боеспособное население. И вот настало роковое утро 21 декабря… Тысячи монгольских воинов карабкались на валы, остервенело лезли вверх по штурмовым лестницам. К воротам подкатывали тараны.

Рязанцы отчаянно сопротивлялись, но силы были слишком неравны: поверженных врагов сменяли новые волны атакующих. Деревянный город пылал, через бреши в воротах врывались свирепые всадники, которые «секли людей, как траву». Последними убежищами и очагами сопротивления стали церкви – люди искали помощи в «доме Божьем», но враги настигли их и там. Цветущий город превратился в дымящиеся развалины.

-2

Вот как описывает эту трагедию анонимный автор «Повести о разорении Рязани Батыем», возможно, свидетель тех событий: «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город… И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили … Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее, — только дым, земля и пепел».

Диорама "Героическая оборона Старой Рязани"

В музее Рязанского кремля о трагических событиях декабря 1237 г. рассказывает диорама, которая показывает трагический момент штурма Рязани войском Батыя в декабре 1237 г. после ожесточенной пятидневной осады. Автором диорамы является Народный художник РСФСР Ефим Дешалыт (1921-1996). Художнику удалось передать драматизм момента, когда татаро-монголы прорываются за стены деревянного города, который уже полыхает пожарами. Текст, написанный для озвучивания диорамы Элеонорой Киселевой, читает актер драматического театра Владимир Смирнов. Автор музыки - Андрей Ильин.

-3

Что такое диорама? Это лентообразная изогнутая полукругом картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника, которая сочетается с расположенным перед ней предметным планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения). Если изображение представляет собой полный круговой обзор, то это уже панорама.

-4

Долгое время диорама представляла собой изображение в перспективе, расположенное в ящике (как в нашем музее). Диорама создаёт иллюзию реального пространства, что позволяет зрителю почувствовать себя непосредственным участником события.

-5

Для создания иллюзорного пространства в диораме наибольший масштаб изображения дается в центре, на флангах он уменьшается. Эффект участия в значительной мере зависит от размера диорамы.

-6

Для хорошего визуального восприятия также требуется особая фактура живописи: выдержанный колорит (диорама не должна быть пестрой и беспорядочной), работа крупными мазками (излишняя детализация может раздробить целостное видение картины).

-7

В наши дни диорамное искусство соединяет в себе элементы самых различных искусств – живописи, кино, театра.

Ефим Дешалыт

Расцвет искусства художественной диорамы в нашей стране пришелся на 1930-1990 гг. Основателем одной из двух советских школ диорамного искусства был Ефим Дешалыт – автор диорамы «Героическая оборона Старой Рязани».

-8

В 1943 г. он закончил ВГИК как художник-постановщик фильмов. Дешалыт работал на студии Моснаучфильм, создавая изобразительный ряд на научно-популярных картинах. С середины 1950-х гг. художник занимался созданием диорам и панорам для музеев и выставок. Творческие коллективы под его руководством создали более 80 композиций на различные темы, в основном, на исторические и батальные. Наиболее масштабной работой в творчестве Дешалыта стала диорама «Москва – столица СССР» (1977 г.), посвященная 60-летию Октября, и созданная специально для экспонирования на выставке в Лос-Анджелесе.

-9

Центр Москвы в масштабе 1:75 показан со стороны Кремлевской набережной. Площадь диорамы со световыми и звуковыми эффектами составила более 300 м2. В настоящее время она размещается в холле гостиница «Украина» в Москве.

В числе самых известных диорам Дешалыта также стоит назвать: «Штурм Зимнего дворца» (1957 г., Музей современной истории России); «Бои за Багратионовы флеши» (1962 г., Бородинский военно-исторический музей-заповедник); «Штурм Владимира войском хана Батыя 7 февраля 1238 г.» (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Самой большой в Европе считается созданная Дешалытом для Историко-мемориального музея «Пресня» диорама «Пресня. Декабрь 1905 года».

-10

Творчество Дешалыта характеризуется предметностью и наличием множества человеческих фигур. При создании произведений художник изучал архивные документы, с точностью воссоздавал по ним ландшафт, зачастую сильно изменившийся, костюмы, униформу, экипировку, вооружение и даже погоду. Будучи по образованию художником-постановщиком кинофильмов, Дешалыт стал первопроходцем в области звукового (текстового и музыкального) и светодинамического сопровождения диорам.

В своих интервью Дешалыт всегда подчеркивал, что создание диорамы - это профессиональная работа большого сплоченного коллектива. В группу, работающую над одной диорамой, входят более 40 человек, среди них скульпторы, макетчики, художники по костюму, электроосветители, звукооформители. Художник непосредственно оформляет живописное полотно. Дешалыт предпочитал темперную технику, объясняя это тем, что темпера не блестит: при сложном электроподсвете диорамы порой очень трудно избавиться от блеска масляной живописи. Материал для моделирования предметного плана может быть самым разнообразным, начиная с профессионального (гипс, глина, специальные смеси) и заканчивая природными материалами и бытовыми предметами: ветки, камни, листья и т.д.

После некоторого спада в конце 1990-х – начале 2000-х гг. сегодня интерес к художественной диораме возрождается. Создаются новые произведения, например, диорама «Прорыв», созданная в 2018 г. к 75-летию прорыва блокады Ленинграда.

-11

Диорама «Героическая оборона Старой Рязани» находится в экспозиции РИАМЗ «От Руси к России». В 2024 году ей исполнится 55 лет. За это время неоднократно менялись концепции оформления музейных залов, но диорама всегда оставалась одним из ярких, знаковых элементов исторической экспозиции. Для посетителей просмотр диорамы – завершающая часть рассказа об истории первой столицы Рязанского княжества.

-12