- Мама, а мы в этом году пойдем в поход?
Я слышу этот вопрос — и тихо радуюсь. Значит, безумная, на первый взгляд, родительская затея — тащить ребятню в байдарочный поход — была правильной.
Собственно, мы это понимали, когда среди года периодически у детей всплывали их «А помнишь...» - и эти воспоминания были на удивление яркими и точными.
Самый частый вопрос, который нам задают — для чего? И можно долго говорить про закалку и выносливость. Но мне кажется, все гораздо глубже. Ребенку важно знать, откуда он. Это не прихоть — это физиологическая необходимость, которая обуславливает дальнейшее психологическое благополучие индивида.
Нам хорошо известно, что в первые минуты своей жизни малыш запечатлевает образ мамы, но мало кто знает, что точно так же запечатлевается, «пропечатывается» у нас в мозгу образ места, где мы родились — с его особым углом падения солнечных лучей, со звуками и запахами, характерными для его природы.
Родной край потом станет точкой отсчета для расширяющего мира растущего человека, ориентиром, маяком. И от нас, родителей, зависит, насколько этот маяк будет заметным.
Сейчас очень модно давать детям культурологические знания: музеи, филармонии предлагают детские программы в изобилии. Но все-таки гораздо важнее познакомить ребенка просто с родным краем — таким, какой он есть. И сделать это из окна автомобиля или даже экскурсионного автобуса невозможно. Необходимо глубокое погружение.
Поход — это особая ситуация, которая сильно оздоравливает всех: и родителей, и детей. Тут совершенно исчезает, растворяется наносной слой, сами собой разбиваются оковы комфорта, в которые мы себя добровольно заковываем.
Вы только представьте: тут нет удобной плиты, крана с горячей водой, а когда идет дождь — совершенно некуда спрятаться! На берегу еще можно тент натянуть — и тогда папа красиво полезет на дерево, чтобы завязать веревку, а ветка под ним так хрустнет, и он так красиво полетит вниз...
А на воде — там вот от дождя действительно деться некуда. И одежда будет промокать — и на следующие дни тоже будет идти дождь, и надо будет придумывать, как просушить вещи. И в какой-то момент перестанешь уже обращать внимание на капли с неба, а потом поймешь, что это ведь совсем не страшно — когда идет дождь. И комары не страшны, когда их так много, что остается только отмахиваться или сидеть у костра, глотая дым, или опять-таки не обращать внимания...
Многие привычные действия, которые дома для ребенка являются ежедневной рутиной, тут превращаются в сложную интеллектуальную задачу. Не из учебника, а из жизни.
Как почистить зубы, стоя не у раковины, а у берега реки? Да еще если этот берег крутоват и дотянуться до воды не очень-то просто? Или как... покакать без горшка?! На землю?!! «Не хочу как собачка!» - возмущался мой племянник в три года.
В походе видно, как год от года дети меняются. Первый раз, когда младшему было полтора, а среднему — три с половиной года на корабле у нас частенько раздавалось хныканье: «На берег хочу!» На второй раз ситуация уже была им знакома, быстрой высадки наши юнги не ждали, и началась их бурная внутрикорабельная жизнь с играми, с борьбой за весьма скудное жизненное пространство — и с наукой о том, как можно договариваться.
На третий год они уже настолько освоились, что лазали по байдарке с ловкостью обезьянок и даже тузили друг друга — совершенно четко ощущая телом границы допустимых движений. За борт никто падать не собирался.
Время плавания — драгоценно. Тут наконец-то можно, не отвлекаясь на бесконечные рабочие и домашние заботы, говорить обо всем подряд, о том, что за многие месяцы случилось, и о том, что видишь вокруг: как среди леса вдруг яркой бирюзовой искрой мелькнет зимородок.
Видали вы такую птичку? Мы долго ими любовались издалека: они очень пугливы. А как-то летом с дочкой решили вплавь с пляжика добраться до нашей очередной стоянки. И зимородок спокойно полетел над нами. Он-то спокойно, а мы — чуть не потонули от хохота: у яркой птички оказался огромный нос! Так родилась наша семейная легенда о том, что зимородок не подпускает к себе потому, что стесняется своего клюва.
Видели мы и цапель, которые величественно, как архаические птеродактили, взмывали вверх, завидев нас. А однажды к нам навстречу из-за поворота помчался какой-то огромный хищник, но тут же на лету развернулся в воздухе — и мы каждое перышко разглядели и даже воздух от взмаха крыльев до нас долетел.
А еще мы видели подгрызенные бобрами стволы и как ныряла выдра. А сколько лягушек переловили по берегам! И ужей! Тут уж охотничий инстинкт гулял вовсю! А какое волшебство было, когда на одной стоянке мы задержались с ужином и ели уже в темноте — и вдруг повсюду на земле начали зажигаться светлячки! Каждый ли ребенок видел живого светлячка?
А еще можно рассматривать, как цветет упавшее в воду дерево, которое подмыл очередной паводок. И восхищаться его жаждой жизни. Летом на этих завалах начнется бурная жизнь, семена будут использовать стволы как почву, и образуется на реке зеленый плавучий остров, который заселят лягушки и даже птицы. И будет понятно, что каждый сантиметр пространства пропитан жизнью.
Можно рассматривать корни деревьев: с какой силой они цепляются за осыпающиеся берега, как отчаянно они врастают в родную землю, от которой мы пытаемся оторвать наших детей! Но ведь никакая другая земля не даст им столько силы, столько возможностей — нужно только дать себе время рассмотреть все это повнимательней.
Поэтому мы и тащим свою ребятню в лес или на реку, к комарам и дождю, к свободе от условностей цивилизации и к жесткой зависимости от родной земли, лучше которой, все-таки ничего нет.
Текст и фото: Дарья Марченко, педагог, мама четверых детей.
Блог Дарьи https://vk.com/leto_na_soku
ЗАЧЕМ ВЕСТИ РЕБЁНКА В ТУРПОХОД?
4 минуты
81 прочтение
13 июля 2023