Развивать детей сейчас стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Зачастую считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими.
Как соотносятся эти явления — развитие, игра и обучение?
Какие игрушки действительно нужны?
Почему при изобилии игрушек ребенок не играет?
Этими вопросами задаются многие родители и специалисты.
Давайте осмотримся в хозяйстве ребенка. Согласно исследованиям психологов Москвы и Стокгольма, количество игрушек в детской комнате, приходящихся на одного ребенка, превышает 1500!
Детские комнаты заполнены многочисленными электронными транспортными и музыкальными игрушками, интерактивными животными и куклами. Их все объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку – игрушка «ожила». Но в данном случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Программа дает иллюзию свободы и фантом деятельности. Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Игрушка манипулирует им и задает программу действий. Нажал на кнопку – машина поехала, нажал на лапу – медвежонок попросил обнять. Места для деятельности малышу, для его представления, фантазирования и преобразований не остается.
C другой стороны, уже много лет не смолкает родительский ажиотаж вокруг игрушек, которые позиционируются как развивающие: «игровые центры» с различными звуко-свето- эффектами, кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные рамки и вкладыши, необычные конструкторы и т.п. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу...
Для того же, чтобы правильно выбрать действительно нужную и полезную игрушку, необходимо знать, какая деятельность на данном этапе является для ребенка главной.
Ключевые деятельности в раннем и дошкольном возрасте
В раннем возрасте все предметы зовут малыша к действиям. Он строит и разрушает, стучит и передвигает все, что способно двигаться. Этот опыт дает ему познание своих возможностей и свойств ближайшего предметного окружения. Различные соотнесения, складывания, построения действительно составляют содержание так называемой предметной игры.
К 3 годам появляется важное качество, характеризующее новый этап развития - способность наделять предмет условным значением и брать на себя роль. Когда годовалый малыш колотит ложкой по столу, стулу, стенке — это он просто стучит, ему нравится звук и действие. А вот трехлетний малыш стучит ложкой по стулу и говорит, что это молоток, он ремонтирует стул.
Ребенок ощущает себя мастером, действует, как мастер, и обижается на резкое «положи ложку на место». Игра пока совсем простая, но с какими переменами во внутреннем мире ребенка это связано! Замещением одного предмета другим, похожим по неким признакам, формирует воображаемое пространство, начинает развиваться символическая функция сознания.
В возрасте 3-5 лет ребенок уже способен воплощать свои впечатления о событиях и отношениях людей в развернутых, подробных играх, кажущихся некоторым взрослым «странными» ролях. В играх возникает принятое на себя «другое Я» - ребенок берет на себя и выполняет роль.
В 6-7 лет играющий человек пользуется завидным багажом знаний и жизненных наблюдений, увлеченно экспериментирует, проявляет и удовлетворяет познавательный интерес. Среди прочих сюжетов просвечивает освоение взрослых знаковых систем. Формирующим началом в данном случае являются, с одной стороны, впечатления, получаемые извне, а с другой – возможность через собственную свободную творческую игру их усвоить, сделать этот опыт своим.
И зачем нужна игра в корабли и капитанов?
Настоящая сюжетная игра для растущего человека – это важный опыт самоутверждения, успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые бывают самыми неожиданными. Именно в формате свободной ролевой игры с ее условностями, подвижным сюжетом и небольшим количеством атрибутов и развиваются такие важнейшие качества как самосознание и способность управлять своими действиями и деятельностью.
Ребенок учится добровольно принимать ограничения и правила поведения. Активизируется мыслительная деятельность – внимание, восприятие, концентрация, планирование, выделение существенных признаков, способность к обобщению, познавательная настойчивость – все то, что в большом дефиците у многих современных школьников. Но эти приобретения есть, если игра достигает высокого уровня развития.
Вопрос для размышления: что для этого действительно нужно детям от взрослых? Игра нуждается в подходящих атрибутах – именно даже не столько в игрушках, сколько в подходящих игровых материалах.
Каких? Вспомните себя!
Дидактические игрушки – границы возможностей
Игры и игрушки с обучающим содержанием - дидактические игрушки - становятся предметами для занятия с определенными правилами. Дидактическая игрушка способствует выделению определенных признаков и действия ребенка в соответствии с ними: цвет, звук, форма, размер, числа, буквы, время, дорожные знаки, виды транспорта, породы животных или сорта овощей в любом, часто даже абсурдном контексте.
Такого рода игрушка или игра предполагает определенные рамки, «воротца», в которые должен попасть ребенок. Т.е. ребенок «должен» для достижения результата выполнить определенную последовательность действий. Воображение и волю направляет идея, заложенная в пособии, то есть, в реальности это воля взрослого, подводящего ребенка к этому алгоритму.
А между тем, здоровое развитие дошкольника предполагает постепенное открытие закономерностей, самостоятельное выделение существенных признаков, понимание и привнесение правил в сюжетную игру, а затем формирование более отвлеченных правил по инициативе и настоянию самого ребенка внутри широкого спектра возможностей, в котором действия будут придумываться и изменяться самим ребенком.
Предметы, предполагающие узко-стереотипные действия, могут стать материалом для тренировок, но не игры. И если до 2-2,5 лет такая практика для нормально развивающихся детей полезна, то позже она препятствует развитию или направляет его в узкий, заданный коридор.
Таким образом, развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к самостоятельной и свободной творческой игре.
По материалам статей и семинаров Елены Абдулаевой,
педагога-психолога высшей категории, методиста Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ст. преподавателя кафедры дошкольной психологии и педагогики МГППУ, руководителя детско-родительской студии «Зернышко» (г. Москва), лауреата премии «Грант Москвы».
Автор статьи: Дарья Марченко