Аутентичность.
Наверняка вы хорошо знакомы с этом словом. Оно такое красивое, необычное, и очень популярное. Но что это такое? Давайте разбираться.
Концепция аутентичной личности начинается с экзистенциальной философии. Под вниманием оказался человек (люди), у которого эмоционально насыщенная жизнь, наполненная и интересная. Но что самое главное-эта насыщенность связана с любовью к своему делу, с приверженностью к нему. А другой человек, не имеющий такового, оказывается в экзистенциальной тревоге, потому что не совпадает внутренние и внешнее. Например, когда внутри достаточно энергии горы сворачивать, а сижу в темном офисе, бумаги перебираю. Или сил только и хватает на то, чтобы бумаги перебирать, а почему то лезу в горы. И дело совсем не в деятельности. Дело в ощущении совпадения между тем как чувствую, и как в реальности. Вот на этой идее начинает выстраиваться само понятие аутентичности.
Затем появляется более полное представление о подобной личности. И теперь это не только сопоставление внутреннего и внешнего, а внимательное изучение себя человеком проживающим. То есть, не важно, чем наполнена жизнь, важно то, как человек ее проживает и осознает это проживание. Здесь критерий индивидуальности выступает на первое место, когда во внимание принимаются все важнейшие индивидуальные условия жизни человека и его принятие этих условий. Да и в целом самопринятие, которое включает все составляющие жизни- это важнейший критерий аутентичной личности.
Получение опыта жизни, честный взгляд на свою жизнь, следование своим собственным ценностям, своим убеждениям и ориентирам. Осознание своих ограничений и возможностей, способность быть собой, понимание себя. Все это представляет собой аутентичную личность.
Казалось бы, очень просто стать аутентичным человеком. Но навык отделения внешнего от внутреннего-не простой. Внешнее становится препятствием к пониманию себя. Оно заполняет внутри все пространство, не давая возможности познакомиться со своим истинным Я.
Здесь можно обратиться к гештальт подходу. А именно, к защитным механизмам, которые . Так можно наглядней рассмотреть, как именно внешнее взаимодействует с внутренним, и почему это препятствует аутентичности.
С младенчества мы находимся в слиянии с мамой (конфлюэнция), отделить себя от нее не представляется возможным, разделение равносильно смерти. Вполне понятный механизм в младенчестве становится сильным препятствием к аутентичности во взрослой жизни. Совершенно немыслимо осознавать себя как отдельную единицу, если все время есть тревога разъединения со значимым человеком. Так, влюбленные парочки перестают быть самими собой в начале отношений. Там есть только милое МЫ, и дурман физиологических процессов любви.
Так же, с детства, мы получаем разную информацию о мире от взрослых (интроекции). Кроме как верить им на слово, у нас нет никаких вариантов. Потому ребенок просто принимает за абсолютную истину все то, что сказал взрослый, на том и порешали. И если во взрослой жизни не получилось заметить все эти убеждения и редактировать их под себя, или совсем избавиться, то человек продолжает выстраивать свою картину мира на этих убеждениях. О какой аутентичности здесь может идти речь, когда есть только как «надо» и больше никак.
Еще один способ защиты, уже чуть более сложный, когда человек очень хочет что-то предьявить миру (злость, любовь, благодарность и тд), но не может это реализовать, и разворачивает всю энергию на себя. Остается один на один со всеми своими переживаниями, часто разрушающими. И разрушают они самого человека. Аутентичность здесь, так же отсутствует. Там нет возможности открыто проживать весь опыт своих переживаний, весь диапазон эмоций.
Таким же образом можно описать все остальные механизмы защиты. Если они работаю на полную силу, не осознаются, игнорируются альтернативные способы взаимодействия с миром, там нет аутентичности. Но также, это не говорит о том, что должно быть слепое доверие миру. Защиты нужны нам для выживания, для собственного комфорта и безопасности. Только использовать их в нужное время и в нужном месте, осознавая сам процесс защиты, не наступая на свои истинные потребности и ориентиры. Тогда становление аутентичной личности возможно в полном объеме.