Найти тему
Мороженые сказки

Удельница - злобный дух на охране полей. Трансформация берегини в недоброго монстра

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто заглянувших на огонек!

Готовя материал в продолжении русалочьей темы о заложных покойниках (интереснейшую, на мой взгляд, стоящую на перекрестке традиций, верований и обрядов у наших предков) столкнулась с таким любопытным персонажем, имевшем бытование в основном на русском севере: в Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерниях.

Севера - край бесконечных лесов, болот и озер
Севера - край бесконечных лесов, болот и озер

И речь идёт о мелком злобном демоне лесов и полей удельнице, в некоторых областях кудельнице, обладающей, однако, практически одинаковым набором характеристик. Причём с куделью, заготовкой для пряжи у последней нет ничего общего, а происходит название от скуделища или скудельницы - отдельного кладбища для хоронимых не на общем кладбище при церкви умерших неестественной смертью или некрещенных или опойц (как раз категория незаложенных покойников), в просторечии называемых «божедомки» и представляющие собой простые участки земли, загороженные досками или кольями (часто частоколом, об особенностях таких захоронений расскажу в отдельной статье).

Этого злобного духа, неразрывно связанного с полем, лесом, ручьями и перекрёстками дорог, наши предки неизменно представляли либо в виде чёрной волосатой высокой тощей женщины, с распущенными космами (подчеркивается связь с потусторонним), либо в виде сороки. Этот несимпатичный персонаж женского пола однако обладал охранительной функцией охранять засеянные (и особенно зреющие) поля и  разделительные межи между полями, отсюда его связь с межевиком, так же жившим в поле. 

Удельница. Фото из интернета
Удельница. Фото из интернета

Также считалось, что удельница и кудельница чаще всего встречалась в зреющем ржаном поле, она же оберегала и хранила его. «Матушка ржаная Уделина, господи благослови!» — говорили крестьяне Вологодской губернии в начале жатвы.

Так же удельнице приносили и свои жертвоприношения. Так северные вепсы на Ильин день совершали такой обряд: они в полдень выходили в засеянное поле, всей семьей садились есть творог (сыр), съедали немножко, а остаток бросали в поле через левое плечо с приговоркой: «удильница-будильница! Иди творог (сыр) есть!». Так считали, что злого духа можно задобрить и она пуще прежнего будет охранять поля от потрав, Кабанов, неурожая и прочих крестьянских сельскохозяйственных бед.

Зреющие поля излюбленное место обитания удельниц
Зреющие поля излюбленное место обитания удельниц

Удельница-кудельница вредила так же беременным женщинам, прежде всего тем, что могла вызвать преждевременные роды, выкидыш, родильную трясучку, сделать ребёнка в утробе матери уродцем, а так же подменить новорожденного на пустой веник без листьев - голец. 

Детей же злая демоница поджидала на окраинах засеянных и зреющих полей, на межах, на опушках леса и перекрестках дорог и хватала раскаленными железными щипцами, так сильно, что ребёнок мог убиться или покалечиться. Удельница, так же как и кикимора, могла похитить ребёнка, особенно если он не был подпоясанным. Этот недобрый персонаж считался наиболее опасным ночью, в полдень (здесь пересекаются ее карательные функции мелкого злобного божества с обитающей летом в полях полуденницей) и  на закате.

Перемещался такой дух в основном в образе сороки стрекотухи. Мог собираться в сообщества по 2-3 и более особей и рассказывать какой же вред людям они принесли. Этим чем то данное действо напоминает шабаши ведьм, описанных ранее в одной из предыдущих статей 👇

Некоторые исследователи северного фольклора возводят этот несимпатичный демонический персонаж к божествам вегетации и плодородия а так же к божествам судьбы.

 По мнению некоторых исследователей, диалектное северное название «удельница» происходить от глагола «удить» - спеть зреть о рожи и диалектного онежского существительного «удение» - полдень, жаркое время. Архетип данного образа по мнению большинства исследователей фольклористов восходит к древнему архетипу божества вегетации и плодородия, связанному с солнцем и водой, детьми и деторождения, под влиянием христианской церкви опростившемуся и низведенному как и многие прочие некогда  могущественные языческие боги в ранг мелкого злого демона. Отсюда берется её стремление вредить детям, беременным и рожаницам, хотя первоначальной функцией такого языческого божества была их защита.

Божества судьбы как правило были недобрыми и суровыми сущностями. Фото из интернета
Божества судьбы как правило были недобрыми и суровыми сущностями. Фото из интернета

На этом у меня все, раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и персонажей. Искренне надеюсь, что мои экскурсы в мир славянских демонических сущностей, мелких божков и прочих злобных порождений сознания наших предков вам интересны, посему рассчитываю на обратную связь в виде комментариев!

Всегда ваша Морозова ❤️

Мои проекты:

Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам https://dzen.ru/id/63fb19832376724d65510073

Паблико  Отмороженные истории | Паблико

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja